Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сибирская этническая музыка

  Все выпуски  

Сибирская этническая музыка Инструменты Горного Алтая


Неспешно создается справочник по инструментам сибирских народов. Сегодняшний выпуск - инструменты Горного Алтая

Абырга
Категория: флейтовые, мундштучные, архаика
Абырга — инструмент с широкой мензурой, используемый охотниками в качестве манка на марала (благородного оленя). Ствол абырги, длиной около 60—70 см, изготовляется из дерева хвойных пород (сосны, кедра) способом продольного раскола, обтягивается сверху животной кишкой и скрепляется деревянными обручами. У входного отверстия вырезается небольшое овальное углубление, служащее мундштуком. Инструмент прикладывается к углу рта, и воздух втягивается через плотно сжатые губы. Звуки абырги напоминают крик марала.

Икили
Категория: струнные, смычковые
Икили — двухструнный инструмент из сосны или кедра, аналогичный хакасскому ыыху и тувинскому игилу. По своему устройству икили сходен с топшуром, но несколько крупнее его и имеет более округлый корпус. Струны делают из прядей конского волоса и настраивают в кварту, лукообразный смычок длиной около 600 мм — из ветки черемухи или желтой акации. Волосы смычка смазывают сосновой смолой. Иногда ее намазывают на корпус инструмента про запас. Звук икили слабый, тембр воркующий, слегка гнусавый. При игре инструмент держат вертикально, опирая корпус о землю или о ступню ноги. Мелодии, исполняемые на икили, особенно у жителей Южного Алтая, украшаются фиоритурами. По сравнению с топшуром, икили пользуется значительно меньшим распространением.

Шогур, Шоор
Категория: духовые, флейтовые
Шогур (шоор)— свистковая флейта из стебля зонтичных растений, длиной 75—80 см. Свистковое устройство втулки не имеет, ее роль выполняет губа или язык исполнителя. Игровые отверстия в стволе отсутствуют, поэтому на шогуре можно извлекать путем передувания лишь несколько первых звуков натурального звукоряда. При игре исполнитель пальцем правой руки время от времени закрывает выходное отверстие инструмента, вследствие чего открытая трубка его превращается в закрытую и звуки понижаются на октаву.
Шогур звучит слабо, но приятно. Играют на нем мужчины (взрослые и молодежь). Они исполняют несложные, импровизационного характера наигрыши, отличные от песен и музыки, предназначенных для других инструментов. Как музыкальный инструмент шогур пригоден лишь до тех пор, пока стебель свежий и влажный.
(FG: существуют шооры длительной службы, сделанные из сухого борщевика. В таких шоорах делают пальцевые отверстия согласно натуральному звукоряду на уровне 2-3 прохода волны, т.е. далеко от источника свистка).

Темир-комыс (хомус) 
Категория: язычковые, "шипковые хомусы"
Темир-комыс — металлический варган длиной 6—8 cм. На нем играют, главным образом, женщины, реже — мужчины. Темир-комыс часто хранится в специальном деревянном футляре, подвешенном к поясу. Некоторые из особенно опытных исполнительниц, держа инструмент во рту, приводят язычок в колебание при помощи языка, оставляя обе руки свободными для работы. Слабые звуки темир-комыса хорошо слышны через микрофон, поэтому игру на нем можно слышать в музыкальных передачах горно-алтайского радио.
В настоящее время в Горно-Алтайске действует мастерская братьев Поткиных, которые значительно усовершенствовали его конструкцию.

Топшур
Категория: струнные, щипковые
Топшур — двухструнный инструмент, родственный хакасскому хомысу и тувинскому тошпулуру (см.), изготовляется из одного куска древесины сосны или кедра. Корпус овальный, долбленый, верхняя открытая сторона его затягивается кожаной мембраной, в которой проделывается несколько небольших резонаторных отверстий. В последнее время мембрана все чаще заменяется деревянной декой. Шейка сравнительно длинная, без ладов, заканчивается головкой в виде коробки. Колки деревянные. Струны крученые, из конского волоса, первая из них несколько тоньше второй. Одним концом они крепятся к ремешку, прибитому внизу к корпусу, а другим продеваются через отверстие в полковой коробке и крепятся к колкам. Длина инструмента около 80 см.
Настраиваются струны топшура в кварту. Способ игры — бряцание: размашистые удары но струнам средним пальцем правой руки. К шейке их прижимают указательным, средним и безымянным пальцами левой руки. Звук топшура глуховатый, с призвуками от ударов пальцами по деке (мембране).
Топшур — наиболее распространенный инструмент. На нем исполняют наигрыши и песни. Видное место в музыке алтайцев занимает богатырский эпос—кай (былина). Сказу обычно предшествует наигрыш на топшуре. Исполнитель былин — кайчы — изредка присоединяет к звучанию инструмента низкий выдержанный звук собственного голоса на слоги «ой», «уй». Последний слог он тянет особенно долго. Затем исполняется былина, которая перемежается отыгрышем на топшуре. Кайчи поет глубоким басом, то усиливая звучание, то затихая до выразительного шепота. Исполнение былины занимает много часов, а иногда и дней (вернее, ночей). Под аккомпанемент топшура нередко рассказывают также народные сказки — чорчок. Некоторые алтайские племена топшур для аккомпанемента не употребляют, а только чередуют пение с инструментальными наигрышами и отыгрышами.
В прошлом на праздниках иногда устраивались музыкальные состязания. Два певца, принадлежащие к разным родам, садились друг против друга и по очереди под аккомпанемент топшура пели песни сатирического характера, в которых высмеивался род противника. Певцы изощрялись при этом в остроумии, метких и злых шутках.
Совместная игра на топшурах, как и на других музыкальных инструментах, в народной практике алтайцев не применялась. Инструментально-вокальные ансамбли пытаются создать только в наше время. Опыты по улучшению топшура производились инструментальным мастером П. А. Шошиным.


В избранное