Woodstock '69
2014-08-18 09:50 санди
Вудстокская ярмарка музыки и искусств (англ. Woodstock Music & Art Fair, в разговорной речи Вудсток) — один из знаменитейших рок-фестивалей, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел, штат Нью-Йорк, США. Событие посетило около 500 тысяч людей, а среди выступавших были такие исполнители, как The Who, Jefferson Airplane, Janis Joplin, Creedence Clearwater Revival, Joan Baez, Jimmi Hendrix, Grateful Dead, Ravi Shankar, Carlos Santana и многие другие. В 1970 году был выпущен документальный фильм «Вудсток. Три дня мира и музыки», получивший в 1971 году «Оскар». Вудсток стал символом конца «эры хиппи» и начала сексуальной революции.
Фестиваль должны были открыть Sweetwater в 16:00, но из-за того что группа застряла в пробке, день начался с Ричи Хейвенса на час позже планируемого. Кроме своих песен, Хейвенс исполнил несколько кавер-версий песен The Beatles, а закончил своё выступление сымпровизированной композицией «Freedom», основой для которой послужил спиричуэлс «Sometimes I Feel Like a Motherless Child». Перед выходом Sweetwater Свами Сатчидананда, индийский гуру и йогин, произнёс небольшую речь, которая впоследствии была включена в документальный фильм о фестивале. Сразу после выступления Тима Хардина начался дождь. Рави Шанкар, не обращая внимания на испортившуюся погоду, выступил с тремя песнями. The Incredible String Band, которые должны были выступить после Шанкара, отказались играть из-за всё ещё продолжающегося дождя, поэтому сцену заняла фолк-певица Мелани, исполнившая 25-минутный акустический сет, включающий в себя кавер-версию песни Боба Дилана «Mr. Tambourine Man». Во время её исполнения люди стали зажигать свечи, что вдохновило певицу на написание хита «Lay Down (Candles in the Rain)», который вышел годом спустя. Джоан Баэз, которая до выхода на главную сцену сыграла небольшой сет на «свободной сцене» и была в то время на шестом месяце беременности, закрыла своим выступлением первый день фестиваля. В середине выступления к Баэз присоединился Джефри Шертлефф, вместе с которым она исполнила несколько композиций, включая песню The Byrds «Drug Store Truck Drivin' Man», которую Шертлефф посвятил Рональду Рейгану, на то время являвшемуся Губернатором Калифорнии. Также во время выступления Баэз рассказала историю об аресте её мужа Дэвида Харриса. После того, как она окончила свой сет, дождь усилился.
Второй день начался около полудня с малоизвестной бостонской рок-группы Quill, которая закрыла свой 45-минутный сет песней «Waitin' for You», во время исполнения которой участники коллектива стали бросать зрителям различные перкуссионные инструменты для аккомпанирования. Кантри Джо Макдональд, фронтмен Country Joe and the Fish, которая должна была выступить последующим днём, сыграл получасовой акустический сет. Он вспоминает: «Там было слишком много людей. Я был испуган. Они нашли гитару, Yamaha FG-150, я прикрепил к ней верёвку и они вытолкнули меня на сцену». Во время исполнения последней песни, «I-Feel-Like-I'm-Fixin'-to-Die Rag», Кантри Джо убедил людей подпевать ему, сказав: «Я не знаю, как вы собираетесь когда-либо остановить войну, если не можете петь лучше. Вас, ублюдков, там около 300 тысяч, я хочу, чтобы вы начали петь, ну же!». Музыкант ушёл со сцены под громкие аплодисменты и выкрики «бис». Сантана и его одноименная группа, выпустившая свой дебютный альбом тем же августом, были относительно мало известны публике. Однако группа выступила настолько хорошо, что их исполнение песни «Soul Sacrifice» вошло в документальный фильм о Вудстоке.
Джон Себастьян, начавший сольную карьеру после распада своей группы The Lovin' Spoonful в начале 1969 года, как и Кантри Джо, не присутствовал в списке исполнителей. Он исполнил короткий сет, состоящий из пяти песен, закончив на композиции The Lovin' Spoonful «Younger Generation», которую он посвятил ребёнку, родившемуся на фестивале. The Incredible String Band, из-за дождя отказавшиеся играть в пятницу, сыграли в субботу, представив публике свой психоделический фолк. После блюзового буги-рока Canned Heat, на сцену поднялась хард-рок-группа Лесли Уэста Mountain, для которой появление на фестивале было лишь четвёртым концертом. Выступление Grateful Dead было омрачено техническими проблемами. После «Mama Tried» и короткого фальстарта «High Time», последовала долгая пауза, сопровождавшаяся раздосадованными выкриками зрителей.
« С подготовкой нашей аппаратуры вышла задержка. <…> Мы тогда ничего не могли поделать, у нашего звукорежиссёра заклинило мозги. Он выпустил нас с опозданием часа на три, а когда мы начали выступать, оказалось, что у нашей аппаратуры нет заземления. Боб Уэйр, участник Grateful Dead»
На протяжении всего выступления, участников группы постоянно било током, а Джерри Гарсия в последствии заявил, что «из гитар вылетали синие искры. <…> Мы сыграли ужасно».
Из-за того, что Grateful Dead не уложились в отведенное для них время, Creedence Clearwater Revival начали около полуночи, когда большинство зрителей уже спали.
« …Первой моей мыслью было: ого! — придётся выступать за группой, которой удалось усыпить полмиллиона человек! Что ж, я играю, я кричу, через три песни взглядываюсь в пространство за юпитерами — три ряда переплетенных тел: все спят. Обдолбились и заснули… Как бы мы ни старались, полмиллиона находились в отключке. Это напоминало сцену из Данте: в преисподней полмиллиона сцепившихся тел, дрыхнут в грязи. А потом наступил момент, который остался в памяти моей на всю жизнь. Где-то за четверть мили от нас, на другой стороне поля, парень чиркает зажигалкой и я слышу в ночи: «Не беспокойся, Джон! Мы с вами!». Остаток шоу я отыграл для этого парня. Джон Фогерти, фронтмен Creedence Clearwater Revival»
По мнению Стю Кука, бас-гитариста Creedence, сет группы был классическим: «Мне очень жаль, что многие люди даже не знают, что мы были в числе хедлайнеров». Фогерти впоследствии с сарказмом отзывался как и о самом мероприятии, так и обо всём, что ему сопутствовало:
«Поколение Вудстока? — о да, класс. Пятидесятимильная автомобильная пробка. Ни еды, ни воды, ни крыши над головой, негде спать. Льет дождь, все спят в грязи. "Мужик, это было классно! Какой пати! Кого, спрашиваешь, я видел прошлой ночью? Так я же обдолбаный был, — забыл, кого”».
Sly & the Family Stone, несмотря на то, что вышли на сцену около 3:30 ночи, исполнили свежий и мощный сет, а само выступление расценивают как одно из их лучших. The Who, из-за разногласий с организаторами по вопросу оплаты, не поднимались на сцену до пяти утра. Одно из самых запоминающихся исполнений The Who было исполнение песни «See Me, Feel Me»: солнце взошло в тот же момент, когда солист Роджер Долтри начал петь. Также, во время нахождения группы на сцене произошёл небезызвестный инцидент: политический активист Эбби Хоффман, воспользовавшись кратким перерывом в выступлении, выкрикнул в микрофон: «Что, мы так и будем сидеть и слушать это говно, пока Джон Синклер гниет в тюрьме?», но был выдворен со сцены лидером группы, Питом Таунсендом. Выйдя «на бис» The Who исполнили «My Generation», которую Таунсенд представил как «песню о тебе и обо мне», за которой последовала инструментальная версия «Naked Eye», после исполнения которой группа удалилась со сцены. Выступление поспособствовало становлению The Who как суперзвёзд и помог их альбому Tommy стать мультиплатиновым.
Jefferson Airplane, которые закрыли второй день, поднялись на сцену лишь около 7:30 утра в воскресенье, вместо 10 часов вечера в субботу. Вокалистка Грейс Слик представила коллектив словами: «Вы увидели тяжёлые группы, теперь вы увидите утреннюю маниакальную музыку, поверьте мне. Это новый рассвет». В сет группы вошли такие хиты, как «Somebody to Love» и «White Rabbit».
Джо Кокер был первым исполнителем последнего официально объявленного дня (воскресенья); он открыл день в 14:00. Дневные события сдвинули расписание на 9 часов. После захода солнца фестиваль продолжался, к сожалению для тех, кто вынужден был уйти, возвращаясь к рабочей неделе. До выхода Кокера на сцену, Макс Ясгур, владелец фермы на территории которой проходил фестиваль, сказал: «Я фермер, я не умею выступать перед зрителями, перед таким большим собранием людей, как это. Это самая большая группа людей, когда-либо собиравшихся в одном месте. <…> Но кроме этого, важная вещь, которую вы доказали миру — это то, что полмиллиона детей — и я называю вас детьми, потому что у меня есть дети, которые старше, чем вы — полмиллиона молодежи может собраться и иметь три дня веселья и музыки, и не иметь ничего кроме веселья и музыки, и благослови вас Бог за это!». Кокер начал свой сет с песни «Dear Landlord», которую посвятил Ясгуру, и закончил кавер-версией песни The Beatles «With a Little Help from My Friends», исполнение которой вошло в документальный фильм о Вудстоке. Сразу после выступления Кокера гроза прервала действие фестиваля на несколько часов.
После окончания грозы на сцену вышла группа Country Joe and the Fish, которая окончила своё выступление песней «I-Feel-Like-I'm-Fixin'-to-Die Rag», исполненную днём раннее лидером группы Кантри Джо Макдональдом. Перед выходом на сцену Ten Years After, группу предостерегли о том, что существует риск быть ударенным током, на что фронтмен Элвин Ли ответил: «Ну и ладно. Если меня ударит током на Вудстоке, мы продадим много записей». Из-за прошедшего дождя у группы возникли проблемы с инструментами (особенно с гитарой), которые быстро вышли из строя. Это привело к некоторым незапланированным паузам для повторной настройки. Кроме оборудования, возникли проблемы со звукозаписью, а кинооператоры были готовы только к последней песне. Тем не менее, почти 12-минутный номер «на бис» «I'm Going Home», продемонстрировал силу Ten Years After, и особенно, виртуозность гитариста Элвина Ли. Однако их выступление не лучшим образом отобразилось в будущем, так как по словам Ли: «[Ten Years After] были другой группой до Вудстока. <…> Тогда у нас были почтительные зрители, которые ценили джемы и свинги. Но после Вудстока зрители стали очень шумными и лишь хотели услышать вещи типа "I'm Going Home”». Джонни Винтер преодолел полночь с восемью песнями, пригласив своего брата Эдгара для исполнения трёх песен, после чего закрыл свой сет рок-н-ролльной классикой «Johnny B. Goode». Crosby, Stills, Nash and Young начали около трёх утра с раздельными акустическим и электро-сетами. Для группы это был лишь второй концерт, и перед началом выступления участник группы, Стивен Стилз, прокомментировал: «Это второй раз когда мы играем перед публикой, чувак. Мы чертовски испуганы». Нил Янг присоединился к ним в середине акустического сета.
Джими Хендрикс, вместе со своей новой группой Gypsy Sun and Rainbows, должен был закрыть фестиваль в полночь, однако, вследствие различных задержек, он поднялся на сцену только в девять утра понедельника. Толпа, в разгар фестиваля достигавшая численности более 500 тысяч, сократилась до 35, когда началось его выступление. Хендрикс выступил с огромной отдачей, ближе к концу выступления сыграв на гитаре альтернативную версию Гимна США. Вьетнамская война была в разгаре, и звуковые эффекты, извлекаемые Хендриксом, вызывали параллели со звуками насилия конфликта. Его сет продолжался два часа — один из длиннейших в его карьере — и включал восемнадцать песен (включая импровизацию), завершаясь на «Hey Joe»; по иронии судьбы, он стал одним из самых фотогеничных и талантливых исполнителей фестиваля, но играл перед практически пустым полем.