Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

4 главных инструмента сведения... и не только


  

   Открытый проект «4 инструмента сведения»

   Независимая студия S4kam

   Контакты: s4kam@yandex.ru        ICQ 457421239

 

   Для участия в проекте приглашаются все заинтересованные лица: желающие научиться и конечно же, желающие дать рекомендации и комментарии, профессиональные продюсеры и звукорежиссеры (вся информация от Вас будет строго именной с указанием ваших координат, что может послужить рекламой для Вашей студии, так что я думаю это взаимовыгодное сотрудничество не требующее от вас ресурсов).

 

         Уважаемые кураторы и подписчики проекта:

Артур Мелкомуков (звукорежиссер, г.Барнаул)       

Александр Однорал (продюсер, г.Москва)

         Александр Ростов (гитарист-виртуоз, г.Москва)

         Студия «Родники» (г. Москва)

 

Сегодня мы обсудим описание некоторой студии известной под именем «Animation». Информации достаточно, поэтому попытаемся ее переварить и выявить полезные моменты, которые помогут нам не тратить лишнее время и деньги на бесполезные и малоэффективные вещи…

БАРАБАНЫ

Запись барабанов - самое важное, т.к. их звучание оказывает пожалуй, самое большое влияние на общий саунд и качество фонограммы.
Действительно, этот инструмент обладает самым большим в составе любой группы динамическим и частотным диапазоном (скажем иначе: он самый громкий, у него больше всего "низов" и "верхов"), в состав ударной установки входит большое количество самостоятельных инструментов (тарелки, "бочка" и т.д.), звук ударных предъявляет самые высокие требования к микрофонам, к помещению и к звукорежиссёру.
К тому же, на звучание ударной установки решающее воздействие оказывает настройка барабанов - бывает, что запись песни даже в дорогой студии "не звучит" именно из-за этого.

 

Вот так-то товарищи музыканты, не стоит пытаться быть умнее всех, если не имеете возможности записывать ударные в студии, где час работы стоит хотя бы … евро, то наилучшим вариантом, будет использовать сэмплы, а еще лучше фирменные звуки барабанов, которые спокойно можно цеплять даже на обычное midi, к примеру, это позволяет делать такая программа как Fruty Loops, REASON и т.д. Прописывайте партию вашего барабанщика и вуаля – на выходе фирменный звук…

 

Звук начинается с инструмента. А инструмент у нас хороший - ТАМА Swingstar CUSTOM. "Сustom" означает, что это особый, не совсем серийный инструмент (более дорогой и кардинально отличающийся от серии Swingstar c ламинированными корпусами, Swingstar здесь - фурнитура, которая не влияет на качество звука). Обработка поверхности корпусов барабанов у него делается вручную. Сами корпусы клеёные из семи слоёв красного дерева. Кроме того (и это может быть, самое важное), поверхность барабанов просто лакированная (вручную), так что видно истинную деревянную структуру качественного материала, она не крашеная наглухо или ламинированная красивой пластиковой плёнкой как на многих дешевых инструментах, которые очень часто встречаются в конкурирующих с нами по цене студиях (представьте гитару с ламинированной пластиком декой - таких нет, потому что пластик "убивает" [ухудшает резонансы, гасит гармоники] звук), а на плохих барабанах это пока проходит. Не каждая группа обращает внимание на то, какая установка стоит в студии и в результате не понимает, почему на их записи барабаны звучат как коробки.

Малый барабан тоже сделан из красного дерева.

"Железо" - Sabian AA. Оно сделано из 20-ти процентной бескомпромиссной бронзы B20 (а не из 8-ми процентной или даже просто из меди, как, скажем, недорогие наборы с громкими именами). Звук очень мощный, не теряющийся в общей аранжировке, с большим количеством чистых и прозрачных высоких частот, легко вписывающийся в большинство современных аранжировок. Заметьте, что тарелки, малый барабан и педаль (Tama) мы предоставляем бесплатно, а не требуем за их использование отдельную арендную плату как в очень многих других студиях.

Микрофоны для записи барабанов: всего восемь. В качестве "оверхедов" мы используем по-настоящему конденсаторные инструментальные Joemeek JM 27 (Joemeek - очень уважаемая в среде профессионалов английская марка), хэт - через конденсаторный микрофон Behringer B2, для "бочки" - специализированный басовый микрофон AKG D112 (получивший мировое признание как один из лучших для записи бас-барабана), отличающийся необыкновенным динамическим диапазоном - около 160 дБ, что очень важно для записи "бочки", т.к. внутри неё, грубо говоря, "очень громко" и только подобные микрофоны с сильным запасом по перегрузке способны передать без искажений её мощный звук). Также у нас получается бочка с великолепным "щелчком" (чего другие пытаюся добиться добавлением второго микрофона с обратной стороны бочки, но что отрицательно сказывается на "размазывании" звука остальных барабанов внесением неустранимых дополнительных фазовых искажений - мы этого успешно избегаем без потери щелчка). Томы - через динамические AKG D770 - они отличаются необыкновенно широким частотным диапазоном для динамических микрофонов (до 20000 Гц). Для томов нужно использовать именно динамические, чтобы в них не "лезла" вся остальная "кухня", а расширенный диапазон D770 позволяет не потерять всю красоту тембра. Для съёма малого барабана используем SHURE SM57 (как это очень успешно делают во всём мире). Другие микрофоны не могут так замечательно передать атаку малого барабана. Снизу малый не снимаем, т.к. для современного звучания малого барабана призвук трещащих пружин очень вреден. Если это для вас принципиально можем за счет снятия двух верхних томов одним микрофоном (это нормально) поставить микрофон снизу малого барабана. Комнату отдельно не пишем, т.к. на наш взгляд, лучше её добавить искусственной реверберацией, - как ни странно, хорошие ревербераторы делают это более красиво и качественно, чем сама комната. А влияние нашей комнаты минимизировано благодаря неплохому звукопоглощению: звукопоглоцающие панели + плотная ткань на стенах: это для записи ударной установки принципиально важно.


Ну вот, собственно и подтверждение. Мало того, что в студии должна быть такая аппаратура для записи ударных, еще важнее, чтоб человек, который в ней сидит, умел ей пользоваться. По своему опыту знаю, если звукорежиссер материально не заинтересован в работе с вами, то даже его профессионализм не гарантирует вам – НИЧЕГО!!! А если эта средняя студия небольшого города (менее 1 миллиона жителей), то ни о каком профессионализме и речи быть не может – часто приходится наблюдать, как горе – операторы, учатся прямо на вас, за ваши же маленькие, но всё же деньги. Собственно они и берут по 300 руб. в час, потому что за эти деньги претензии никто предъявлять не будет.



ГИТАРА

На втором месте по влиянию на общий уровень профессионализма звучания большинства записей стоит гитара. Это мало кто понимает, даже в студиях. Обычно акцентируют внимание на пульте, конвертерах и т.п. и вводят в заблуждение музыкантов. На самом деле главное - барабаны и гитарный комбик. Намного лучше будет запись дорого лампового комба через "саундбластер", чем тразнзисторного, даже с громким именем на системе записи за 200 000 долл. И мы это понимаем.

Наш многолетний опыт и поиски в области гитарного звука привели нас к такому выводу: для получения звука мирового уровня с помощью комбика необходимо использовать полностью ламповый профессиональный комб (не полностью - это гибридные, которые используют лампы, как правило, только в каскаде предусилителя, а, на наш взгляд, только комбик, имеющий оконечный усилитель на лампах звучит профессионально). Из транзисторных мы не слышали ни одного, сравнимого по звуку с ламповыми.

Наш комб - гордость нашей студии: это классика - полностью ламповый Fender Hot Rod De Ville (не путать с не таким дорогим Hot Rod De Lux, у которого всего один динамик) с двумя фирменными 12-дюймовыми профессиональными динамиками Fender (часто даже в именитых комбиках стоят динамики "Celestion Junior", т.е. "для начинающих"; плюс, единственный динамик в менее дорогих комбах не дает такой сочности звука). Встроенная ламповая "примочка" (или, как ещё говорят, "преамп") для драйва и соло-партий звучит так, как мало какие специализированные напольные и рековые приборы. Звук соло-партий с большим перегрузом певучий, ясный, динамичный, без характерного "песка" недорогих транзисторных аппаратов. Драйв истинно драйвовый, прозрачный, упругий (для альтернативной и тяжёлой музыки требуется дополнительная "примочка"). А чистый звук - бесподобен. Вот на этом, самом лучшем, по нашему скромному мнению :-), приборе мы вам и предлагаем записаться.

Основной микрофон для "снятия" комба - Shure SM57, на который пишут, наверное, половину всех гитар в мире. Он, в отличие от других микрофонов, особенно хорошо передает атаку, что делает звук ярким и энергичным. Также приятно "подкрашивает" средние (гитарные) частоты.

Для более грязного, "транзисторного" звучания есть комб Marshall Valvestate VS 65 R. Иногда (для альтернативы, к примеру) нужен его жесткий "маршаловский" звук.

Есть гитара Samick.



Та-да-да-дам… Оказывается мы можем обойтись и обычным пультом, без всяких изысков – отлично, это экономит нам приличную сумму и кучу нервов… Пульт выбираем самый дешевый из тех, который выполнит все задачи по записи, т.е. если у вас домашняя студия и вы не собираетесь записывать одновременно более чем один инструмент или вокал, возьмите себе пульт с
двумя микрофонными входами, цена от 100 долларов.

Следующее, что я скажу, не следует принимать в штыки, я сам очень долго был противником синтезирования звука, главным образом потому, что не верил, что возможно имитировать гитару и подобные инструменты, но со временем я стал умнее и понял, что в каждой конкретной ситуации свой выход и компромисс. Если у вас нет возможности хорошо прописать ритм-гитару, то используйте отличный синтезатор в FL Studio Slayer. Это позволит вам сделать более «чистый» микс используя «грязный» звук, в то же время используя синтезатор у вас появляется большее поле для эксперимента с панорамой – каждая нота становится отдельным инструментом и разные эффекты наложенные на три последующие ноты могут создать фантастический звук.

Сложнее обстоит дело с солирующими инструментами. Соло находится слишком в высоком диапазоне громкости и поэтому его синтез может быть услышан. Поэтому возможно соло придётся записать в настоящей студии.

И самое главное не забывайте, что когда вы делаете микс, он не обязан и не должен походить на ваше «живое» исполнение, это уже другой уровень, другой звук.



БАС

Бас пишем традиционным способом (как, впрочем, и всё остальное :)) - через басовый комб Fender BXR. Вообще, на наш взгляд, хороших басовых комбов очень мало, и BXR - один из этих немногих. Он очень красиво окрашивает тембр бас-гитары, мощнейшим образом воспроизводит суббасы (это очень важно). Звук в целом "упругий", чёткий и энергичный. В зависимости от задачи снимаем великолепным басовым микрофоном AKG D112 (он способен, в отличие от других передать суббасы и высокочастотную атаку одновременно) или с линейного выхода преампа (это иногда даёт лучшие результаты в зависимости от музыкального материала).

Ну с басом всё понятно, можно синтезировать без угрызений совести.


КЛАВИШИ

Тут всё просто - пишем по MIDI. В качестве МИДИ-клавиатуры используется синтезатор KORG X3 (5 октав, "мягкого" типа).

Если у вас нет своего синтезатора мы предложим использовать наш KORG X3 или всевозможные софтовые на все случаи жизни (на наш взгляд софтовые за последние пару лет они опередили по качеству "железные").


Без комментариев.

 

ГОЛОС

Мы используем, в основном, ламповый вокальный конденсаторный микрофон с 1-дюймовой "золотой" диафрагмой Nady TCM 1050. Диапазон частот, разумеется, 20-20000 Гц, классический ламповый характер звучания.

Важно для записи голоса, что наше помещение хорошо заглушено (звукопоглощающие панели плюс плотная ткань) и изолировано от аппаратной. Благодаря этому звучание голоса будет чистым, без паразитных призвуков отражений от стен, шума вентиляторов компьютера и т.п. Традиционное студийное окно позволяет комфортно общаться с другими участниками процесса.


Да уж, ламповый микрофон – это красиво, за неимением можно применить ламповый предусилитель. – Нет? Ну тогда хотя бы микрофон должен быть конденсаторный, забудьте о динамическом, в него будете «орать» на концертах.

 


МНОГОКАНАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ

Наша студия позволяет записывать одновременно 8 каналов аудио. Этого достаточно даже для одновременной записи небольшой группы (например, 6 каналов - барабаны, 1 - гитара, 1 - бас, и клавиши по миди).

В роли рекордера используем компьютер, оснащённый двумя четырехканальными аудиоинтерфейсами М-Аudio Delta 66 - в сумме 8 каналов. Мы считаем (это наше скромное субъективное мнение), что использование современных конвертеров даёт лучший результат, чем традиционная запись на магнитную ленту. Да, до недавнего времени магнитофоны лидировали в качестве, но за последние пару лет цифровые системы записи по совокупности параметров обогнали ленту, а миф остался. А характерный приятный звук ленты в основном обусловлен вносимой в звук естественной компрессией. На наш взгляд, лучше записать треки с помощью приличного конвертера, а эту компрессию добавить потом компрессором, который и привнесёт в звук более-менее примерно то, что давала лента. Плюс ко всему, запись приобретет и очень существенные "цифровые" плюсы - прозрачность, разборчивость, кристальные высокие частоты, отсутствие шумов, существенно больший динамический диапазон и несравнимо более качественный монтаж (даже очень профессиональные группы используют цифровой монтаж настолько активно, что вряд ли традиционный магнитофон справится с этим).

Формат записи у нас - 24/44. Это лучше, чем 24/96, т.к. при конвертации в формат компакт-диска (16/44) не происходит дополнительных лишних пересчетов частоты, при которых качество немного ухудшается.

Для удобства во время записи можно мониторить сигнал на несколько наушников через многоканальный усилитель для наушников Behringer Powerplay PRO XL, чтобы сразу все музыканты комфортно слышали происходящее.



Так вот и получается, что если сильно хочется, то и «бластер» можно, люди вон на Audio CD ориентируются и никакие 32/192 им не нужны J

А если серьезно в этом что-то есть, в конце концов, мы же не дельфины, чтобы слышать на частоте 96 и 192…

Я не сравнивал звук, но следующий проект обязательно буду делать на 24/44…


СВЕДЕНИЕ

Сведение "софтовое". За последнее время (наше скромное субъективное мнение) качество "софтового" сведения достигло абсолютно профессионального уровня, без всяких скидок, и теперь важно не как сводилось, а кто сводил.

Контрольная акустика: мониторы ближнего поля ART SLM1 Studio Linear Monitor. Для дальнего мониторинга на больших громкостях мы используем мощную систему SL Acoustics (две широкополосные колонки RL251 с двумя! сабвуферами RL151), оснащённую динамиками Celestion и мощнейшим и качественым усилителем Yamaha P3200. (Кстати, вы встречали дальний мониторинг в студиях за 300 р. в час? :))

Очень важно, что аппаратная комната тоже отделана звукопоглощающими панелями и тканью - это позволяет слышать при сведении наиболее правильный звук, без лишних отражений и резонансов

 

         Ну собственно всё понятно, софт у нас есть «пиратский» J, колонки «советские» J, аппаратная – да ну её J

         Ладно, кроме шуток, надо приобрести мониторы… Дорого, нет денег, тогда это должна быть акустическая система 2.0, как вариант 2.1. если в колонке будет по три динамика: пищалка, средние, басы – отлично, два – нормально, если динамик один – это очень грустно…

         Предпочтительно пассивные колонки и усилитель… Среди дешевых активных колонок рекомендую Solo-6, аналог Solo-2, максимальная частота 31Кгц и 22Кгц соответственно.

 

Удачи и хорошего звука

 

 


В избранное