Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

4 главных инструмента сведения... и не только


   Открытый проект «4 инструмента сведения»

   Независимая студия S4kam

   Контакты: s4kam@yandex.ru        ICQ 457421239

 

   Для участия в проекте приглашаются все заинтересованные лица: желающие научиться и конечно же, желающие дать рекомендации и комментарии, профессиональные продюсеры и звукорежиссеры (вся информация от Вас будет строго именной с указанием ваших координат, что может послужить рекламой для Вашей студии, так что я думаю это взаимовыгодное сотрудничество не требующее от вас ресурсов).

 

         Уважаемые кураторы и подписчики проекта:

Артур Мелкомуков (звукорежиссер, г.Барнаул)       

Александр Однорал (продюсер, г.Москва)

         Александр Ростов (гитарист-виртуоз, г.Москва)

         Студия «Родники» (г. Москва)

В первом выпуске я неоправданно обделил ударные. С одной стороны, действительно, есть куча сэмплов, готовых к работе. Но что делать, если в песне такая замудренная партия, что ее можно только записать и никак иначе. Или же, готовится альбом, а не демо-запись, требуется максимально улучшить качество, контролировать эффекты на ударных, и мою любимую панораму. В конце концов, Вы можете просто захотеть, чтобы в качественном миксе на 24 или 32 бита, не было звуков имеющих всего 16 бит разрешения.

Если вы следуете традициям, ваши дальнейшие шаги довольно очевидны. Если же нет – тогда вы «новатор». Необычное панорамирование создает некую напряженность, которая может быть весьма кстати в некоторых случаях. Рассмотрим типичное панорамирование ударных.

БОЧКА

Довольно редко встречаются случаи, когда бочку помещают где-то еще, кроме как в середине, в точности между динамиков.

Не то, чтобы неправильно помещать ее где-то еще, просто там она привычнее воспринимается. Интересно рассуждать, почему бочку помещают обычно в центре. Во-первых, бочка занимает большое пространство в мире образов, а в середине больше места. Кроме того, бочка звучит громко, несет много энергии и привлекает наше внимание. Таким образом, помещая бочку в центр, наше периферийное зрение (и слух) может лучше увидеть другие звуки. Если вы сместите бочку в сторону – вы нарушите баланс.

         Кроме описанного выше, существует еще одна причина, основанная на физической реальности: когда звук размещен в середине, его доносят до нас два динамика вместо одного. Динамики разгружаются – это особенно касается таких звуков, как бочки и бас гитары. Таким образом, и технически тоже хорошо, когда бочка размещена в центре. К тому же, бочка обычно стоит в середине большинства ударных установок.

         Вне зависимости от причин такого размещения бочки, это стало довольно строгой традицией. Попробуйте сдвинуть ее куда-нибудь – и вас обвинят в излишнем «новаторстве».

         Две бочки (double kick) представляют собой интересную дилемму для панорамирования. Главный решающий фактор – насколько часто играется вторая бочка. Кто-то панорамирует их симметрично влево и вправо, кто-то помещает «главную» бочку в центр, а другую – панорамирует немного в сторону. Панорамирование бочек влево и вправо – довольно необычный ход, но иногда встречающийся. Я панорамирую их так только во время исполнения «дроби» на обоих бочках.

РАБОЧИЙ БАРАБАН

Дробный барабан также чаще всего размещают в центре. Хотя некоторые инженеры смещают его немного всторону – особенно в джазе – так как реальный дробник немного смещен в установке. Если дробник звучит громко (плотно, с сильным ревером, и т.п.) – скорее всего, его нужно поместить в центр. Из-за того, что он займет много места (подобно бочке). Любопытно, что дробник так часто размещают в центре, хотя он расположен чуть сбоку большинства ударных установок.

ХАЙХЭТ

Хайхэт обычно размещают посередине одной из половин пространства. Это также любопытно, поскольку реальный хайхэт совсем не расположен слева так же, как и любой другой звук. Как бы то ни было, даже в случае очень плотного микса, хайхэт все равно располагают смещенным в одну из сторон. Это тот самый случай, когда микс несет в себе «пространство». Между тем, в музыке house и хип-хоп, хайхэт не только помещают где угодно, он также движется во время звучания и даже иногда панорамируется с задержкой с левого края на правый.

ТОМА

Чтобы обеспечить максимально «живое» звучание, тома обычно полностью раскидывают слева направо и наоборот.

Для обеспечения более «натурального» звучания, тома иногда панорамируют в точности с их расположением в ударной установке.

         Дискуссия по размещению томов поднимает интересный вопрос: должны ли тома размещаться в соответствии с точкой зрения барабанщика – или аудитории?

         Те, кто привыкли слушать живой звук, вряд ли будут в восторге от расположения томов слева направо, но многие инженеры панорамируют их именно так (как мы читаем). Если группа записывается вживую, или имитирует такую запись, тогда тома следует размещать по отношению к аудитории, т.е. справа налево – поскольку существует аудитория. Хотя, казалось бы, не имеет большого значения, как панорамируются барабаны в миксе, большинство людей остро чувствуют эту разницу, так что необходимо соответствовать предпочтениям людей, для которых вы работаете. Но может оказаться скучным размещать тома все время одинаково.

ТАРЕЛКИ (overheads)

Тарелки обычно записываются в стерео на два трека и затем равномерно распределяются направо и налево. Это обеспечивает максимальное разделение тарелок и распределение стерео образа. Конечно же, образ тарелок зависит от размещения микрофонов. Если вы поместите микрофоны так далеко, насколько это возможно, вы получите широкое распределение тарелок между динамиками. Кроме того, у вас есть большой шанс получить большой вычет  фазы.

Если вы поместите микрофоны рядом с друг другом, используя технику «Х», то получится меньшее распределение между динамиками. Кроме того, образ тарелок получится чище, так как не будет вычета фазы.

         Чем ближе к тарелкам расположены микрофоны, тем чище и приближеннее получается образ между динамиками (поместите микрофон ближе к чему-либо и получите больше эффекта присутствия), но при этом тарелки будут звучать более остро, что может быть неплохо для рок-н-ролла.

ЗАМЕТЬТЕ: Чтобы получить наиболее натуральное панорамирование ударной установки, попытайтесь сделать вот что: панорамируйте микрофоны тарелок полностью налево и направо и послушайте – где оказался каждый барабан в получившемся стерео миксе тарелок. После чего панорамируйте микрофон каждого отдельного барабана в точности в то место, где вы его услышали. Это позволит вам получить наиболее чистые образы, так как образ каждого барабана будет в точности там же, где он был в стереомиксе тарелок. Если же вы панорамируете барабан не точно – тогда вы распределите его образ между динамиками, он получится расплывчатым.

Ну собственно, всё...

Нужно идти и работать... над звуком :)


В избранное