Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ещё раз о работе с голосом

Импровизирующий музыкант играет то, что слышит внутри себя (если конечно за него не играют его пальцы, но тогда это не музыкант). То что он там слышит, зависит целиком и полностью от его предыдущего фонического опыта. Я не слишком мудрёно выражаюсь? :) Я хотел сказать зависит от того, что этот музыкант слышал ранее.

Очень важный момент. Не слушал, а слышал. Можно слушая, не слышать, а можно слышать, не прилагая усилий.

То есть, если ваши занятия музыкой ограничились детсадовской «Калинкой», а, будучи взрослым, вы, к примеру, слушаете джаз для фона, особенно не вникая, то попробуй вы что-нибудь сымпровизировать голосом, ничего кроме той же «Калинки» выдавить из себя не сможете. А как могут испортить жизнь пионерские песни! Но это уже личное. :)

Это будет означать, что джаз вы слушаете, но не слышите. А «Калинку» слышите прекрасно, что вовсе не удивительно, так как она проще. Что же означает «слышать»? Это значит отличать низкий звук от высокого, мажор от минора, До от Ре и так далее… В самом конце этой шкалы – абсолютный слух.

Это кажется удивительным, но существуют люди, которые услышав довольно сложную мелодию один раз, могут воспроизвести её и даже записать на ноты. Большинству начинающих и практикующих музыкантов эта способность кажется недостижимым идеалом. Но научиться слышать возможно, да и как могло быть иначе? Более того, научиться слышать может каждый человек.

Ещё более того, я утверждаю, что каждый может развить у себя абсолютный слух. Но это пусть пока будет нашим маленьким секретом :) .

Умение слышать необходимо любому музыканту. В широком смысле это необходимо любому человеку, но эта тема выходит за пределы круга вопросов этой рассылки.

Чтобы начать слышать музыку нужно потратить некоторое время. Но оно того стоит. Ведь «слушать» значит прилагать какие-то усилия, совершать работу, «слышать» же просто значит слышать и всё. Легко и непринуждённо, простите за штамп.:) Так что, стоит сделать усилие и научиться слышать, ради того чтобы потом слушать не делая усилий. Вы сможете узнавать интервалы, отклонения от тональности, вводные хроматизмы, так же легко как вы узнаёте интонации друзей по телефону. Слушать музыку, понимая её, становится легко и приятно.

Одно из направлений развития слуха – работа с голосом, пение. Когда вы поёте, то, если вы поёте правильно, ваше тело резонирует. Эта вибрация ощущается осязанием, то есть подключается ещё один канал восприятия. Таким образом, вы запоминаете музыку всем телом.

Как проверить, правильно ли вы поёте? Попойте немного с закрытым ртом, вы должны ощутить вибрацию губ, и вокруг них должно быть щекотно. Напрягать голосовые связки не нужно, звук должен идти не из горла, а как бы из глубины тела – от солнечного сплетения, а лучше из точки центра (посередине между пупком и пахом). Хорошие певцы поют буквально от пяток, у них резонирует всё тело – от пят до макушки, благодаря этому звук получается мощный и его без усиления слышно в довольно большом театральном зале.

Делу поможет правильное положение тела - прямой позвоночник, расправленные плечи, голова как бы висит в воздухе, как колокол. В тайцзицюань это положение называется «стоять столбом», а у нас «встаньте прямо, ноги на ширине плеч»:) . Впрочем, можно и сидя. И запомните, стрелять, так стрелять. Голос – это инструмент, причём вам он ничего не стоил, нужно только содержать его в порядке. Если вы не только играете, но и поёте (особенно, то и другое одновременно), ваша ценность как музыканта возрастает, как минимум вдвое. Одно условие – петь надо хорошо.

Голос – инструмент нетемперированный, высоту звука можно менять плавно. Это отличает голос от рояля и гитары, и роднит со скрипкой. Для того, чтобы настроить голос на ноты того или иного лада, будем петь в унисон с темперированным инструментом. Лучше всего для этой цели подходит рояль. Подойдёт и гитара (не забудьте настроить :) ), и синтезатор, звук лучше сделать попроще. Пойте гаммы, простые мелодии и всё что вам нравится. От занятий нужно получать удовольствие.

Чем лучше человек владеет своим голосом, тем более он уверен в себе (владеет собой). Верно и обратное – уверенному в себе человеку легче начать петь. Поэтому начинаем тренироваться и потихоньку, от простого к сложному тренируем оба этих навыка одновременно.

Ещё один важный момент – на ваш голос непосредственно влияет то, что вы слушаете. Человек неосознанно стремится подражать тому, что слышит. Поэтому, для целей улучшения голоса нужно слушать хороших вокалистов и категорически противопоказано слушать плохих. Под хорошими я подразумеваю тех, кто поёт открытым голосом, под плохими – певцов с зажатыми голосами. Пример хороших – Паваротти, Ди Стефано, Мария Калас, Шаляпин (опера), Джорж Бенсон, Барри Уайт (джаз, фанк), из наших – Мазаев, Олег Ануфриев (послушайте партии Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты»). О плохих говорить не будем, отмечу лишь Влада Сташевского, которого, Слава КПСС, что-то давно не слышно. До сих пор чувствую спазм в глотке, когда вспоминаю. :(

Итак резюме.

Направление – работа с голосом.

Цель – развитие слуха.

Побочный эффект – овладение смежной специальностью вокалиста.

Промежуточные цели (над чем работать):

«Что петь». Научиться попадать в нужные ноты, в нужное время.

«Как петь» (Работа над звукоизвлечением). Добиться звука (не говорю хорошего, хотя бы просто звука, для начала). Во время пения у вас и тех, кто вас слушает должно возникать ощущение лёгкости, полёта.

Тем, кто только присоединился, рекомендую прочитать архив рассылки.

Удачи!

Пишите письма!

Максим Борейко.

P. S. Несколько удивляют люди, отписывающиеся от рассылки, которая не выходит. Смысл этого действия мне непонятен. Кому она мешает? Письма-то не приходят. То есть не засоряют почтовый ящик, их не нужно удалять, читать или что ещё там делают с рассылками. И разве не интересно, что промямлит в своё оправдание автор, когда вдруг объявится после перерыва?:)

Ну да и пёс с ними :) Они упустили ещё один шанс. Но мы-то с вами остались. Значит у нас всё впереди!


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.improvise
Отписаться

В избранное