Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте все!

На позапрошлой неделе я приобрёл две книги. Первая - "Гармония в джазе" Юрия Чугунова, вторая "Практический курс джазовой импровизации для фортепиано" Игоря Бриля. Книжки не новые, и меня искренне удивляет тот факт, что им до сих пор удавалось от меня уйти :). 

В одном из прошлых выпусков я говорил, что из существующих на русском языке учебников информацию приходится извлекать по крупицам. Это происходит из-за несовершенства восприятия. Человек не в состоянии адекватно воспринимать большие объёмы информации. В этих учебниках информации столько, и она так сконцентрирована, что её необходимо разбавлять. Разбавлять практикой. Нельзя поддаваться искушению читать учебник как книгу. Если просто читать, вы не прочувствуете ряд важных моментов. На следующих этапах вы постепенно перестанете понимать о чём речь и, в конце концов, вам станет скучно.

Обе книжки ориентированы на фортепиано (мы ведь кажется договорились, что начинаем осваивать этот инструмент в качестве, так сказать, общей физической подготовки :)). Для изучения гармонии лучшего инструмента не придумать.

Первая книга, как ясно из названия посвящена вопросам строения и функций аккордов, голосоведению, гармонизации и т. д. Есть главы посвящённые блюзу, балладе и боссанове. В конце - небольшая хрестоматия.

"Практический курс..." И. Бриля также - вот это сюрприз! :) - начинается разделом посвящённым гармонии. Материал курса разделён на 28 уроков. По степени сконцентрированности информации книгу можно сравнить со справочником. Объём самого курса - около пятидесяти страниц (остальные двести - нотный сборник), но этому материалу нет цены!

Я от души рекомендую обе эти книги всем читателям. Раздобудьте их обзаведитесь клавишным инструментом (ответственно заявляю, что у живого фоно звук приятнее, а это может повлиять на эффективность занятий) и - вперёд. Но не торопясь.

Фрагмент письма от Александра Матвеева, на которое не могу не ответить:

Здравствуй, Максим. Что-то не убедителен для меня тезис о лучшей связи мозга с голосовыми связками. Был у меня знакомый музыкант от бога, выпускник Гнесинки по фортепиано Воробьев Владимир Владимирович. Веришь, он двух нот не мог спеть - фальшивил безбожно. Но гармонию слышал внутренним слухом, причем за четыре ноты я уверен, может, он слышал и больше.

Такие случаи бывают и среди музыкантов (и похоже, не реже, чем у тех, кто к музыке не имеет отношения). Проблемы с голосом - это проблемы с ЭГО. Человек не принимает свой голос (а значит всего себя) таким, какой он есть. Поэтому голос и не слушается.

Тест для проверки:

Запишите свой голос на магнитофон, а лучше включите запись во время беседы с друзьями. Прослушайте её через некоторое время. Понаблюдайте за тем как быстро и точно вы узнаёте голоса друзей и свой собственный. Есть ли какая-то разница? Не кажется ли вам свой голос чужим или не приведи господь неприятным? Если ответ на два последних вопроса положительный, то у вас проблемы с ЭГО.

О том как бороться с такими проблемами написаны тысячи книг и интернет-рассылок. Сотни людей зарабатывают на этом деньги. Но, это не наша тема. 

В нашей с вами ситуации есть однозначно помогающее лекарство - начать привыкать к своему голосу, заняться им, научиться им управлять.

А ваш приятель, Александр, просто не хотел заниматься голосом. Он занимался внутренним слухом. Это нелёгкий путь, но он трудился упорно. И добился своего. Чудеса случаются чаще, чем принято считать:).

Я, в свою очередь имею наглость утверждать, что с помощью нехитрых голосовых упражнений развить свой внутренний слух может каждый нормальный человек. Что теперь скажете? Кто-нибудь имеет желание начать доказывать свою неполноценность? Могу порекомендовать места, где могут от этого вылечить. Остальным всё-таки стоит попробовать поделать упражнения. Просто позаниматься ими каждый день минут по двадцать, скажем по одной мажорной тональности в день. Эффект будет заметен уже через пару недель.

У многих людей голос зажат. Им приходится сильно напрягаться, чтобы петь, а это неприятно. Если кого интересует методика раскрытия голоса, загляните на сайт http://bagratid.com. Подход Багрунова мне нравится, я занимался по подобной методике. Действительно помогает.

С Александром Матвеевым у нас завязалась переписка. Вот какое письмо он прислал мне, не дождавшись выхода рассылки на прошлой неделе (хотя я не обещал, что она будет еженедельной никому, кроме себя - видимо он читает мысли :)). 

Шутливый комментарий к учению великого гуру М.Борейко 

Уважаемые господа! Пользуясь временным отсутствием нашего отца и учителя на данной трибуне, позвольте открыть Вам глаза на некоторые вещи, о которых по свойственной ему скромности стыдливо умалчивает наш великий Маэстро (далее Маэстро). 

Дело в том, что играть импровизацию это не наука и не искусство, а просто непередаваемый кайф, который не снился наркоманам и не знаком олигархам при покупке очередной яхты. Если Вам достался когда-то кусочек этого пирога, Вы будете всю жизнь облизываться, вспоминая это наслаждение, стараясь вернуться к этому снова и снова. 

В чем же прелесть импровизации? В том, что её нет. Вся наша жизнь есть сплошная импровизация, бог пожадничал, и не дал нам второй попытки. Играя импровизацию, Вы играете Жизнь. Вы задаете себе вопросы и отвечаете на них, как прекрасный рассказчик, запутываете слушателя, уводите его внимание в сторону и вдруг даете верный ответ. Муза джазменов самая насмешливая из поющих и играющих Муз, никто более не наворачивает столько диссонирующих аккордов и ритмов, пытаясь вместить смех сквозь слезы и непередаваемую жестокость и нежность жизни. Джаз вообще и импровизация в джазе это отношение к жизни, ирония и самоирония одновременно. Каждый джазмен, играющий импровизацию, скромненько дергает бога за бороду, потому что в этот момент - Он творец. Но, отвлекшись немного от богоборчества, чтобы творца не закидали яйцами, вспомним, чему учит нас Маэстро. 

Не существует людей, не способных к импровизации. Нет принципиальной разницы между мальчишкой, играющим на одной струне <В траве сидел кузнечик> и, простите, самим вдохновенным Маэстро. Просто модель мелодии, существующая в голове, во втором случае немного сложнее, да и звучит более ярко. Но это лишь вопрос тренинга. 

Вопрос второй, как сделать звучащую в голове мелодию более яркой. Ответ - с помощью ближайших подручных средств, в частности, голоса. Пойте как можно больше, вдобавок старайтесь петь не слова (забудьте текст, он только смазывает картину), а ноты на слоги (та-та, ла-ла), сконцентрировав внимание на точнейшем интонировании мелодии. 

Мелодию следует буквально пропевать по каждой даже коротенькой ноте, без вибрато, абсолютно попадая в ее высоту. Не получается - замедляйте темп, повторяйте фразу, утрируйте, изображая чрезмерно усердного ученика, но попадание в ноту должно быть 100%.Задача не научиться петь, а оставить в сознании четкую модель мелодии, где у каждой ноты есть свое место. Попробуйте, точно попадая в ноты, без красивостей спеть хотя бы <Все хорошо, прекрасная маркиза>. Вы удивитесь, насколько все не слишком хорошо. 

То, что утверждает уважаемый Маэстро, что музыка внутри нас, так, но не совсем. Значит, надо загнать ее туда. Пока в голове нет точного звукоряда, определение высоты каждой ноты требует усилий памяти, вам приходится вспоминать как это спето другим исполнителем, фактически прокручивать в голове магнитофон. Наоборот, когда вы пропоете все до нотки, вам станет легче и легче запоминать. По аналогии - аналоговая запись в компьютере занимает намного больше места и почти не поддается редактированию, нежели MIDI. Что наша голова, как не компьютер? 

Далее следует еще более отодвинуться от пения, потихоньку мыча мелодию с закрытым ртом. Потом вообще не издавать ни звука, но в голове заставляя звучать мелодию. Этот прием я называю <мысленное пение>. 

Все, что сказано великими по поводу пения одновременно с гитарой, абсолютно верно. Стоит добавить, что, пропев какой-то пассаж одновременно с гитарой, стоит повторить его мысленно. В конечном счете, главным инструментом является все же голова, а не пальцы. 

Играть гаммы скучно всегда. Повторение мать учения, но на этом сломались многие одаренные ребята. Все мы хотим забежать вперед, представляя себе сцену, и себя, красивого. И вот тут импровизация делает нам щедрый подарок - можно зарядить не слишком сложную минусовку, выбросив солирующий инструмент, и хоть книжку читай. 

Может, я и не прав, но именно так я и делаю. Пальцы сами найдут, при этом повторы уже не вызывают раздражения. Поиграешь часок каждый день - глядишь, техника поехала вверх. Или я ленив, и подвожу под это аргументы, но не советовал бы сразу гулять по тональностям. Есть родной, любимый ля-минор, с параллельным до-мажором, и пока вся аппликатура по грифу не будет играться влет, поиски нот вслепую приведут к лишним разочарованиям. Вам может показаться, что все это так сложно, что вам никогда не победить. На самом деле гитара это настоящий инструмент лентяя. Зная аппликатуру в до, вы без проблем сыграете в ре, ми и т.д. А! Вот и Маэстро! Здравствуйте, Маэстро, что вкусненького нам сегодня принесли?

Письмо названо "Самозванец на трибуне гуру". Причислять меня к лику святых, на мой взгляд преждевременно, я ещё жив.

Кое-какие комментарии. 

Дело в том, что играть импровизацию это не наука и не искусство, а просто непередаваемый кайф,

Кайф состоит в том чтобы управлять процессом. Кайф от катания на сноуборде в том, чтобы ехать туда и так, как хочешь, а не в том, чтобы тебя колбасило по горе кувырком. Также и в импровизации. У некоторых людей интуиция развита сильнее, чем у других, возможно им и не нужно читать эту рассылку, достаточно просто слушать и играть. 

Вся наша жизнь есть сплошная импровизация

Для большинства людей импровизация выглядит так: на работу - с работы, на работу - с работы. И так каждый день. Вечер у телевизора. Так что, чтобы жизнь стала импровизацией и импровизацией управляемой нужно хорошо поработать над собой.

То, что утверждает уважаемый Маэстро, что музыка внутри нас, так, но не совсем.

Внутри каждого из нас есть свой собственный метроном - сердце. Есть естественные резонаторы - трахея, бронхи, всяческие пазухи. В память зашиты мамины колыбельные и мелодии из "Пионерской зорьки" (или "Телепузиков" в зависимости от возраста). Так что музыки внутри предостаточно. Для того чтобы понять, этот принципиальный момент, нужно извлечь из себя хотя бы это. Тем легче будет потом пропускать через себя новые лады и звучания, осваивать их также как и впитанный с молоком матери гармонический минор.

Значит, надо загнать ее туда. 

Именно пропевая голосом или мысленно вы "загоняете" музыку внутрь. Сняв на слух хотя бы одно соло вы непроизвольно начнёте использовать его элементы в своих импровизациях. 

Хочу подчеркнуть, что когда я говорю об игре упражнений и гамм, речь не идёт о том чтобы, машинально бегать пальцами по грифу гитары (клапанам саксофона, клавиатуре рояля...), упершись взглядом в телевизор. Так играть гаммы действительно скучно. А скука - враг номер один для личного роста. Только осознанные занятия приведут к цели.

Многие требуют примеров, желательно в табулатурах. Не поддавайтесь кажущейся простоте. Во первых, это не так просто, выучить что-либо по нотам (или табам - принципиальной разницы нет). Во вторых, только пропустив музыку через себя можно быть уверенным в том что ты её хотя бы запомнил, не говоря уж о понимании.

На самом деле гитара это настоящий инструмент лентяя. Зная аппликатуру в до, вы без проблем сыграете в ре, ми и т.д.

Вот это настоящая проблема гитаристов. Я называю это синдром до-мажора. Не хотят гитаристы изучать другие тональности. А зачем - выучил пальцовку, сдвигаешь её на определённое количество ладов - и вот тебе любая другая тональность. Подобный подход сильно тормозит развитие тем, что препятствует изучению расположения нот на грифе. Вы не знаете инструмент, следовательно не владеете им. Можно долго тренировать беглость пальцев, но пальцами музыку не делают.

Я бы советовал всё-таки заниматься во всех тональностях. В этом сходятся все известные мне уважаемые преподаватели всех инструментов, в том числе гитары. Для гитаристов - следует смещать тональности не хроматически, это для вас слишком просто, а значит скучно. Смещать их следует большими интервалами, скажем по квартовому (он же квинтовый) кругу. Например так: сегодня упражняемся в ДО, завтра в ФА, послезавтра в СИ-БЕМОЛЬ и т. д. Играть следует не аппликатурами, а именно гаммами от первой ступени до девятой и обратно. Процесс изучения грифа ускорится.

И напоследок хочу вернуться к тезису о связи голоса с мозгом.

Принципиальный момент - голос служит для извлечения звука. Это роднит его с музыкальным инструментом и отличает от пальцев рук (или ног, что в данном аспекте неважно, различие лежит в другой плоскости).

Итак.

  1. Голос предназначен для оказания звукового воздействия.
  2. Руки, ноги и некоторые другие части тела предназначены для оказания механического воздействия.

Что означает, что:

  1. При работе голоса, мозг посылает сигнал голосовым связкам, связки извлекают звук.
  2. При игре на инструменте, мозг посылает сигнал рукам, руки механически воздействуют на инструмент, инструмент извлекает звук.

Во втором случае появляется "лишняя деталь" - музыкальный инструмент. Насколько он будет вам мешать зависит от степени владения им.

Так что для меня совершенно очевидно что начинающий музыкант лучше владеет голосом, чем музыкальным инструментом. Исключения бывают. Хочется сказать, что они подтверждают правило, но смысл этой поговорки всегда ускользал от меня, буду признателен, если кто-нибудь мне её растолкует :).

Два совсем элементарных упражнения (даже стыдно говорить :)).

  1. Взять ноту на музыкальном инструменте, затем спеть её голосом.
  2. Спеть произвольную ноту, найти её на инструменте.

Эти "несерьёзные" упражнения помогают согласовать работу сознания и пальцев (или другого "посредника" на пути к звуку).

Следующий выпуск будет посвящён вариациям гармонии блюза.

А на сегодня всё!

Всех девушек поздравляю с 8 марта! Желаю удач во всех делах, особенно в импровизации!

Максим Борейко



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное