Прошедший на днях в театре п/р Назарова фестиваль «Этносфера» явственно показал, что в России появился новый мощный фестиваль этно- и world музыки. Художественный уровень участников фестиваля столь высок, что наиболее удивительным оказывается отсутствие господдержки «Этносферы». Фестиваль пока проходит при финансовой поддержке одного-единственного увлеченного бизнесмена.
В театре
Назарова состоялся третий по счету фестиваль, однако для широкой публики это стало полноценной премьерой, ведь предыдущие концерты были по сути телесъемкой. И вот – аншлаг в большом зале театра, продано более тысячи билетов, на сцене – сам народный артист России Владимир Назаров:
- При почти полном игнорировании СМИ мы собрались здесь, потому что наш фестиваль главный в рейтинге «от сердца к сердцу». Нам не все равно, как существует русская этническая музыка. Мы собрали лучших музыкантов
в этно-жанре. Мы начинаем. С Богом!
Концепция фестиваля вполне емко изложена в эпиграфе, слова Михаила Глинки проясняют цель и смысл: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Отсюда в программе фестиваля как аутентичная русская музыка, так и сплетение фолка с джазом, роком и акустической салонной музыкой.
Фестиваль начал дуэт Сергея Старостина и пианиста Сергея Филатова. Соединение джазово-эстрадной фортепианной техники Филатова с протяжными звуками рожка и аутентичной
манерой вокала Старостина звучит органично, музыканты тонко чувствуют друг друга. «Туман» - непростая песня, однако в дуэте мастеров она приобретает черты лирической исповедальности, а перекличка рожка и фортепиано откровенно обнажает импровизационную ипостась русской народной музыки.
Фестиваль начал дуэт Сергея Старостина и пианиста
Сергея Филатова
Сольный номер Сергея Филатова на фортепиано сменяется этно-джазовой композицией «Масленица». Синкопированные секвенции Виталия Кись (гитара), Дмитрия Власенко (ударные), Петра Архипова (бас), Анны Королевой (саксофон) обрамляются игрой Филатова на мелодике. Еще один номер – солирующая этно-джазовая гитара Кись в том же составе. Гитарист показывает превосходную технику, этот номер становится одним из украшений концерта.
Саксофонистка и вокалистка Анна Королева
вместе с ансамблем и бэк-квартетом исполняет версию старинной песни «Под окошечком Дуняша». В эстрадной обработке под почти африканские перкашн звучит задорно и драйвово.
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» под руководством Андрея Котова исполнил «Воскресенье рано» в аутентичной традиции. А затем с гитарой В. Кись прозвучала элегантная и добрая «Уж ты, матушка». Ансамбль «Сирин» не устает нас удивлять все новыми экспериментами.
Ансамбль «Сирин» не устает нас удивлять все новыми экспериментами
Вновь вышли Старостин и Клевенский с флейтами, сыграли композицию на русские темы, изощренно импровизируя и меняясь ведущими партиями. К ним присоединились Ольга и Таисия Краснопевцевы со свистелками, и раскатное «Ой да лели…» покатилось по рядам так, что многие из зрителей
принялись подпевать. Еще один эксперимент Клевенского и Старостина – извлекая из кларнетов звуки, удивительно похожие на звук дудука, дуэт исполнил песню «На зеленом саду». Роскошество интонирования и деликатное чувство партнера в дуэте. Акапельная веселая «Загляделся…» после кларнетного дуэта звучит уже как общепризнанный хит, веселый и задорный.
Болгарскую народную песню «Заспал Илван» исполнил ансамбль солистов театра В. Назарова. В черно-красном наряде девять
вокалисток плетут узоры балканских мелодий с чистой трехголосной полифонией. Даже нечто молдавское почудилось в техничном пении великолепных певиц театра.
Во время антракта Андрей Котов рассказал NEWSmusic, что отсутствие обещанного Святослава Бэлзы в качестве ведущего и проведение концерта по принципу нон-стоп никак не увязаны:
- Святослав Бэлза не смог приехать, его срочно вызвали вести ответственный концерт за границей. А концертные номера нон-стопом были задуманы изначально. Нам показалось,
что достаточно программки для зрителей, и прерывать музыку ради объявления артистов не имеет смысла.
Действительно, нон-стоп обеспечил гармоничное перетекание одних музыкальных импровизаций в другие – это безусловная находка режиссеров фестиваля, полностью оправдавшая себя. Вместо отсутствующего Бэлзы во втором отделении эмоционально высказался Владимир Назаров:
- Здесь нет ни одного канала телевидения. И спасибо им большое! Потому что если мы попадаем в их формат – никто нам руку не
подает!
Армянская песня «Ду эрацар» в исполнении блистательного вокалиста Георгия Мушеева звучит настолько искренне и прочувствованно, что зал устраивает овацию знаменитому певцу. Воздушная причудливая мелодия в обрамлении деликатных цимбал и баса с переходом в упругий джаз-рок тронула сердца. Сильный голос то вздымается вверх, то опускается в нижний регистр, и вновь вздымается до максимально высокой звенящей ноте. Вторая песня Георгия Мушеева – «песня сибирских цыган», как отрекомендовал
ее певец. И снова овация, и даже слезы у публики.
Зал устроил овацию знаменитому певцу Георгию Мушееву
Инна Желанная выступила в урезанном составе – из-за накладки концертного графика не смогли приехать два ее музыканта. Зато к ней присоединился Артем Якушенко из «Белого Острога», и соединение экспрессивной манеры
Артема к сумрачной красоте композиций в исполнении Инны и «Гребстеля» Калачева дало взрывной эффект. «Пшеница» (жнивная песня) и «А кто нас покрывать будет» (свадебная песня) – могучий драйв и пронзительная грусть. Семплированный бас и семплированная скрипка – удивительное сочетание с протяжным звонким голосом Инны Желанной. В свадебной песне скрипка Якушенко звучит точь-в-точь как прифузованная соло-гитара.
- Этот фестиваль отличается молодостью. Тут и джаз,
и хорей, и тяжеловатое что-то типа нас, - говорит Инна Желанная NEWSmusic. – Надеюсь, что фестиваль будет развиваться, нас будут приглашать…
Холодная и техничная Инна Желанная сменилась… задорными частушками в исполнении Сергея Старостина и Андрея Котова. Ни на йоту не отступив от аутентичного текста, музыканты сумели рассмешить. Как не рассмеяться, если поется:
Ах, хороша не та девчонка Что не сходится юбчонка
Виртуозное владение балалайкой Алексея Архиповского –
вовсе не новость. Однако виртуоз сумел поразить неожиданными сменами техники и известных мелодий. Почти гитарная импровизация. Причем с самого начала у артиста отказала инструментальная фонограмма – Архиповский только махнул рукой, и сыграл все сам. Микс из русских народных мелодий, «Полет шмеля», «Разлука»… Балалайка превращается в шарманку, и артистичный Архиповский лениво наигрывает в образе шарманщика. И тут же шарманка превращается в гитарную версию «К Элизе». Музыкант
легко меняет партии левой и правой руки, отстукивает перкашны по корпусу, играет на балалайке за спиной… И заканчивает рок-н-роллом под овации зала.
Виртуозное владение балалайкой Алексея Архиповского – вовсе не новость
«Белый Острог» сыграл две композиции, вторая из которых явно навеяна индийской аутентикой.
Как всегда, фееричен Артем Якушенко – он успел даже отбежать к ударной установке и подстучать себе на оркестровом треугольнике.
Этно-фьюжн проект «Груня» исполнил «Подъезжали мы под село». Солистка Елена Кись выглядит вполне уверенно, когда поет открытой народной подачей, но теряется при необходимости лиричной неагрессивной подачи. Отчасти две бэк-вокалистки компенсируют этот провал, и инструменталисты помогают. Однако обаяния у артистки явно пока недостает, и есть над чем поработать
в будущем.
В финале мы услышали большой джем-сейшн
В финале мы услышали большой джем-сейшн. Старостин начал с темы «Христос Воскресе», хор «Сирин» подхватил «Воскреси Христос» и закончился джем воодушевляющими словами:
Новое небо, Новая земля!
И действительно, новая. Фестиваль открыл
буквально новую неизведанную землю – фолк-остров высочайшего исполнительского мастерства. Бескомпромиссного мастерства.
- Мы не смогли предвидеть всего, что могло быть, - рассуждает Сергей Старостин. - На будущее мы учтем все проблемы. В принципе, я считаю, - получилось! Мы не прогоняли заранее программу, - представили ее публике как есть. Хотелось показать весь спектр исполнителей, и это удалось. Как дальше жить – время покажет. Фестиваль будем расширять. Делать его не однодневным, а на 2-3
дня. Тематически распределить, чтобы зрителей не бросало в разные стихии. Ворота в «Этносферу» открыты – мы руководствуемся только высоким исполнительским уровнем.
На фестивале присутствовало большое количество профессиональной публики. Вот что рассказала NEWSmusic профессор, заслуженный деятель искусств РФ Евгения Осиповна Зосимова, художественный руководитель ансамбля «Карагод»:
- Я по роду занятий человек размышляющий. Мне в этом смысле фестиваль крайне полезен. Что
в строку, видели все – успех, привлечение бизнеса и внимания публики к народному искусству. Мы, народники, ведь сидим в глубоких окопах в тылу. Никто нас не видит, не слышит. А между строк – я увидела, что как народную музыку не переодевай – в джинсы, футболку, микрофон – это все равно остается народной музыкой. Не перекрасишь!
Владимир Назаров поведал о своих планах сделать фестиваль «Этносфера» ежеквартальным и привлечь многих знаменитых народных исполнителей. Пожелаем
ему удачи в этих амбициозных планах.