Вообще-то странно было бы написать
«альбом ремиксов на композиции группы Волга». Проект Волга сам являет собой донельзя этно-электронное создание с самого начала своего существования. Когда электронщики делают «ремиксы» на электронную музыку – это смешно. Но не в случае с «Волгой».
Слушаешь пятый по счету альбом проекта Волга, и ловишь себя на мысли, что ни одну композицию не узнаешь с самого начала. Бывают же аранжировки, когда по первым же нотам узнаешь объект ремиксования, - так это совсем не тот случай. Пока не появится божественный голос Анжелы Манукян, остается только гадать, на какую именно песню Волги сделан ремикс именитыми электронщиками из разных стран.
Наверное, правильная подобралась компания. За исключением версии самого Алексея Борисова, в чьем видении «Жарило» превратилась в выморочное звуковое панно, остальные композиции отражают предпочтения авторов, деликатно выраженные по отношению к песням Манукян.
Те же «Вереюшки» появились на альбоме аж в трех разных вариантах – от God Fans, XMZ (он же Малярия) и Motor. И, представьте, совершенно разные варианты. God Fans окутал туманные запевания Анжелы во влажные вязкие одежды, XMZ превратил ее в отъявленный боевик от The Prodigy, а Motor и вовсе сориентировал на евро-дискотеки.
Поскольку интересных тембров не из штатных библиотек звуков нашлось немало почти у каждого ремиксера, интересно было бы сравнить по степени целостности художественного высказывания. Ведь как красиво пишется в буклете: «Вот электронные ритуалы Древней Руси. Подлунные волны из-под темных курганов, застывая среди приворотов магнитных полей заклинаниями цифры Велеса. По бесконечным разломам земной коры, по руслам пересохших нейронов – вялотекущая
Волга. Вот новая кодировка слуха».
Так что же с новой кодировкой слуха?
Оказывается, не очень-то щедрые магнитные поля простираются на берегах той Волги. Принести ковшик свежей воды, да не расплескать имеющейся, сказалось чертовски трудной задачей. Большинство ремиксеров вообразили себя еще одним Алексеем Борисовым в составе Волги, и щедро поменяли борисовские семплы на свои собственные. Кашу маслом, конечно, не испортишь. Но хотелось-то новой художественной правды, новых подлунных волн и новых русл, в конце-то концов.
С руслами выяснился некоторый дефицит.
Этот диск совершенно спокойно можно слушать поклонникам традиционного состава «Волги». Если они не прочитают содержание буклета или эту рецензию, они вряд ли даже догадаются о том, что из музыкантов «Волги» тут присутствует только Анжела Манукян. Настолько приближенной к саунду самой Волги вышли ремиксы.
Для тех же, кто с творчеством Волги еще не знаком, альбом «Remixed» стоит послушать хотя бы для того, чтобы представить, в какие электронные дебри может зайти традиционная русская песня 12-19 веков.
Уж очень крепкая получилась работа, - цифровая Волга так и переливается призрачными битами.