Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Guitar-World - все что нужно начинающему гитарситу


Всё, что Нужно Начинающему Гитаристу!

3.06.2007. 18:05

Выпуск 2...

Привет всем!

Как всегда на связи Волков Антон, сайт http://guitar-world.pp.ru и рассылка «Всё, что нужно начинающему гитаристу»!

Сегодня уже третий день лета! Это лишний повод для того, чтобы порадоваться… Ведь лето – это время отпусков, каникул, уймы свободного времени тепла и веселья – и всё это можно с легкостью и упорством пусть на гитару…

Май месяц – был весьма продуктивным для сайта Guitar - World …

Было исправлено множество ошибок, на сайт было выложено огромное количество полезного и интересного материала… Надеюсь – лето будет точно таким же и у меня не пропадет желание радовать вас новыми, интересными вещами на сайте и свежими выпусками рассылки…

И так – к делу…

Сегодня в выпуске:

-- Общие рекомендации гитаристам

-- Запись гитары в домашних условиях

-- Уроки игры на гитаре

-- Вам подарок – сборник gtp -уроков игры на гитаре…

Поехали…

...Общие рекомендации гитаристам...

Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения и т.д. В данной статье я хочу дать ряд самых общих рекомендаций, которые при их соблюдении благотворно повлияют на вашу гитарную судьбу.

Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другим видом техники) необходимо развить технические навыки игры (как в спорте - "натренировать" определённые группы мышц правой и левой рук, а также выработать чёткую координацию их действий). Ниже изложены общие рекомендации (принципы) по организации технических занятий, которые существенно повышают их эффективность.

1. "Играйте в медленном темпе…"
Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром темпе, если не может его чисто сыграть в темпе более медленном. Молодые музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто пренебрегают этим правилом. В результате скоростные обороты звучат "коряво", грязно, неритмично… Надо приучить себя, выработать правило - заниматься в медленном темпе. И только потом, когда вы почувствуете стопроцентное исполнение пассажа (упражнения или импровизационной фразы) можно плавно наращивать темп.

2. "Разучивайте сразу правильно…"
Разучивать пассаж, фразу, оборот необходимо в удобной аппликатуре (которую надо подобрать самому или, если вы играете по нотам, с учетом указаний автора), с продуманными направлениями ударов медиатора (или других способов звукоизвлечения). В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с непреодолимыми трудностями. Переучиваться, то есть отработать неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше, чем выучить новый. Поэтому разучивать какой-либо оборот необходимо:
1) как уже отмечалось, в очень медленном темпе;
2) в максимально удобной аппликатуре, выбирая при этом наиболее эффективный способ игры для правой руки.

Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами").

3. "Занимайтесь систематически…"
Развитие скоростной техники требует систематичности занятий. Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы. В идеале заниматься необходимо два раза в день - утром и вечером. Утром выполняется комплекс упражнений на все виды техники в медленном темпе. Это своего рода утренняя зарядка. Вечером - изучение новых пассажей, приёмов игры, детальная отработка технических элементов и т.д. Кстати, по мнению многих гитаристов-профессионалов, утренние занятия более эффективны, чем дневные и вечерние, а тем более ночные.

4. "Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану…"
Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа своих записей), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень важное (быть может, самое важное) качество музыканта. Необходимо слушать свои записи, сравнивать их с записями ведущих гитаристов. Ищите пути преодоления недостатков игры.

5. "Повторение - мать учения…"
Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития технического мастерства. Всё, что вы изучали вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) проиграйте сегодня. Именно многолетнее переигрывание одних пассажей приводит к исполнительскому блеску.

Все вышеизложенные принципы (быть может только другими словами) формулируют практически все гитаристы-виртуозы. Пренебрегать данными правлами - значит пренебрегать опытом многих поколений гитаристов и педагогов. Рано или поздно музыкант, серьезно занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако будет упущено время. Причем соблюдение этих правил и принципов необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле - учёбе, овладении навыками какой-либо профессии и т.п.

...Запись гитары в домашних условиях...

Попытка некоторых авторов рассказать здесь о "наколенной" записи электрогитары, как можно увидеть из форумов, подверглась в какой-то мере справедливой критике. Что ж, попытаюсь исправить это досадное недоразумение, так как тема действительно интересна многим.

ОБОРУДОВАНИЕ

Как минимум, вам нужен либо комбик (а ещё лучше комбик и педалька-примочка, но это уже дело вкуса) или комбоэмулятор типа Sansamp и ему подобных. Без этого идти дальше я не вижу смысла. Рассмотрим оба варианта. Если у вас есть Sansamp, то вам нужна только более или менее приличная звуковая карта (Live или Audigy хотя бы). Если же есть комбик... По-хорошему, вам нужен микшерный пульт с хотя бы одним микрофонным входом (можно обойтись совсем маленьким, типа Behringer UB 502), хороший динамический микрофон (Sennheiser или Shure), ну и звуковая карта типа ESI Juli@. Если жа на всё это денег не хватает, то придётся ограничиться дешёвым микрофоном, подключаемым в SB Live. По опыту могу сказать, что разнообразные микрофоны за 10-20 долларов "для караоке" для записи комбика не подходят абсолютно - вместо высоких частот будет сплошная "грязь". А вот с всем известным Genius за 70 рублей (да-да, пластмассовый и на ножке) комбик писать вполне можно. Звук, конечно, не фонтан будет, но, как ни странно, лучше, чем у чего-либо ещё, кроме профессиональных микрофонов.

СОФТ

Перво-наперво вам понадобится программа для записи и сведения звука. Всё это может делать ACID Pro - и записывает, и редактирует, и эффекты можно ставить, и сводить, и подгонять звук - в общем, что угодно. Можно отдельно записывать и обрабатывать в Sound Forge или любом другом звуковом редакторе, а сводить в ACID Pro - дело хозяйское. Далее, если у вас нет настоящей барабанной установки, бас-гитары или синтезатора, то придётся всё это (уж барабаны - точно) поручить компьютеру. Варианта тут два - MIDI-редакторы и трекеры. Для MIDI есть огромный выбор разнообразнейших программных синтезаторов для имитации тех или иных инструментов с профессиональным качеством, зато трекеры куда проще в обращении. Хотя, если у вас будут качественные семплы, то можно и с трекерами добиться хорошего качества. Я склоняюсь больше именно к трекерам. Если и вы тоже, зайдите на http://www.skale.org/ и качайте оттуда Sk@le Tracker - всеми любимый FastTracker II, переделанный под Windows, и с массой новых возможностей.

ЗАПИСЬ

Перед нормальной записью несколько раз запишитесь на пробу и отслушайте то, что записали, чтобы определиться с громкостью примочки и комбика, а также с уровнем записи микрофона, чтобы звук не перегружался, но при этом чтобы был достаточно мощным. Если попытаетесь программно поднять громкость очень маленькому сигналу, получите очень много шума. Если у вас дешёвый микрофон и вы любите чёткий трэшевый звук, то вам придётся на время записи немного убавить "верха" на примочке или комбике, иначе получите очень бледный и трескучий звук. И, наконец, если и соло-гитара, и ритм-гитара пишутся с одной и той же гитары и на одних и тех же примочке и комбике, то хотя бы меняйте настройки на примочке, иначе вы потом замучаетесь со сведением. Поставьте скажем на ритм яркий трэшевый звук, а на соло более плотный и глухой - потом будет гораздо проще всё свести.

СВЕДЕНИЕ

Вообще говоря, на звукорежиссёра в институте учат аж шесть лет, но я всё-таки попытаюсь впихнуть самый минимум в один абзац, чтобы ответить на вопрос "как же всё-таки сделать так, чтобы гитара в записи хорошо звучала?" на примере ACID Pro. Итак, как записывать, я думаю, вы разобрались. Все треки с гитарой, голосом и т.д. есть, пробуем послушать их все вместе. Нажимаем Play и... слышим отвратительную мешанину из всех записанных треков. "Но как же так?", - спросите вы, -"я же всё нормально записал, звук был более или менее нормальным!". А теперь всё это надо ещё и свести. Сначала сведём по громкости. В ACID Pro под называнием каждого трека есть надпись "Vol", а рядом фейдер (регулятор-"ползунок" на жаргоне). Это, как нетрудно догадаться, регулятор громкости. Попытайтесь с его помощью сделать так , чтобы все партии друг друга не забивали. Всё равно некоторые инструменты либо глушат другие, либо их самих не слышно. Щёлкаем по надписи "Vol", выбираем "Pan" и тем же фейдером который раньше у нас заведовал звуком, растаскиваем мешающие друг другу инструменты по панораме. Стало получше, но всё ещё очень плохо. Щёлкаем по иконке с зелёным квадратиком и тремя проводами (над фейдером). Сие называется параметрический эквалайзер. С его помощью можно сделать много чего интересного со звуком. Нам необходимо в первую очередь убрать из партий те частоты, которые совпадают и из-за которых некоторые инструменты глушат друг друга. Процесс этот чисто интуитивный, какие именно частоты и где давить, я вам посоветовать, к сожалению, не могу. Заодно и разберётесь с этим эквалайзером. В принципе, после сведения по громкости, по панораме и по частотам инструменты уже хотя бы не будут друг друга заглушать. Но всё равно, все гитары (в первую очередь - ритм) звучат очень "плоско", а хочется-то, чтобы было как у любимой группы. Насчёт любимой группы не скажу, но плоский звук мы исправим. Дальше читайте внимательно. Нажимаем на нужный трек правой кнопкой мыши и выбираем Duplicate track. Появится ещё один такой же точно трек. Выбираем фейдер "Pan", первому треку ставим на 100% влево, появившейся копии - на 100% вправо. Дальше во всяких руководствах для начинающих и прочих ликбезах советуют для объёмности подгонять эквалайзером частоты обоих треков и применить ревербератор. Ревербератор нам совершенно не нужен - весь необходимый "воздух" мы набрали, записывая комбик микрофоном (или имитируя этот процесс при помощи Sansamp), а вот подогнать по частотам в общем-то можно, но без одной маленькой хитрости вы всё равно никогда не получите объёмного звука. Запомните этот приём на всю жизнь. В окошке, где нарисованы треки, в правой части нижнего ползунка есть кнопки "+" и "-". Если навести на "+" стрелку мыши, появится надпись Zoom In Time - значит это именно тот "+". Нажимаем эту кнопку несколько раз и смотрим на отметки времени над всеми треками. Нам нужно, чтобы отметки (не деления, а сами надписи с цифрами) отличались где-то на 100 миллисекунд. Между этими отметками можно заметить несколько делений. А теперь, собственно, та самая хитрость. Выделяем полностью один из этих двух треков (любой) и смещаем его по времени в любую сторону на половинку этого деления или чуть больше. Теперь нажимайте кнопку Play и... ВЫ ОЧЕНЬ КРУТО ПРОТАЩИТЕСЬ ОТ СВОЕЙ ЖЕ ЗАПИСИ - вот он, ваш объёмный звук! Можете поиграться с этой задержкой - это будет сильно влиять на стереофонический эффект. Зато всю жизнь теперь будете знать, что такое стерео, и откуда оно берётся... Я так чувствую, что, прочитав последние строчки, народ свернул браузер и бросился делать стерео из своих старых записей... Вдоволь протащившись от своих преображённых записей, можно вернутся к сведению первой записи. Проделывать вышеописанную процедуру обязательно надо с ритм-гитарой, желательно с соло, и совершенно не нужно с басом, голосом и синтезатором. С барабанами вообще отдельная история - там каждый барабан по-хорошему должен быть записан в отдельный трек и разведён по панораме. Написать все барабаны в один модуль на трекере и потом развести их как ритм-гитару, конечно можно, но эффект будет уже не тот.

Уфффф... Сделано!

Итак, научившись заставлять нормально звучать гитару, надо теперь снова свести всё по громкости и частотам уже с учётом нового звучания гитары, после чего нажать File-Render as..., сохранить как WAV, сжать в MP3 при помощи того же Lame, выложить в интернет и с гордостью разослать ссылки на ваш шедевр всем друзьям и знакомым. Особенно сильный эффект это произведёт у таких же начинающих гитаристов, не знакомых ещё с хитростями звукозаписи и сведения. Теперь можете сходить в магазин и с чистой совестью купить себе бутылку пива - заслужили.

...Уроки игры на гитаре...

Посадка

На гитаре обычно играют сидя. Такое положение наиболее удобней для правильной постановки рук. Нижним вырезом корпуса ее кладут на левую ногу, которая ставится на подставку высотой в 10-12 см ( это делается для того, чтобы избежать сползание корпуса гитары). Гриф должен быть приподнят вверх. Правую ногу надо отклонить в сторону. Нижняя дека прижимается к груди. Верхняя дека по отношению к полу находится в вертикальном положении. Гитара в руках играющего должна быть очень устойчива.

Движение пальцев

Чтобы добиться успехов в освоении гитарной техники нужно знать правильную постановку рук. Если вы с первых же упражнений усвоите правильные приемы, это послужит хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Их напряженность не должна быть постоянной. Начинающий должен заниматься с небольшими перерывами. Как только появляются первые признаки утомления, нужно прибегнуть к простому и действенному средству - опусканию вниз руки. Частое механическое (бессознательное) повторение какого-нибудь упражнения может принести только вред.

Постановка правой руки

Правая рука должна извлекать звук. Звук извлекается посредством щипка или удара по струнам кончиками пальцев. Большой палец производит щипок от себя, а остальные три пальца - к себе. Верхняя часть предплечья кладется на ребро нижней части инструмента, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении. При извлечении звука кисть должна быть неподвижна, но не должна напрягаться. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, и кончики их извлекают звук у нижней части звуковой розетки. Пальцы правой руки в нотах обозначаются латинскими буквами:

Большой палец - p(pulgar) Указательный - i(indice) Средний - m(medio) Безымяный - a(anular)

Постановка левой руки

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимаются кончиками пальцев, за исключением игры приемом баррэ. Пальцы в суставах не прогибаются; исключение представляет указательный палец, который прогибается в том случае, когда он прижимает одновременно две или три струны. Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для четырех пальцев, прижимающих струны, поэтому он не должен быть виден из-под, грифа. (в некоторых случая большой палец зажимает шестую струну) Струны надо прижимать около ладов (металлических пластинок), но не сдвигать их в сторону.

Условные обозначения пальцев левой руки (аппликатура): Указательный - 1 Средний - 2 Безымянны - 3 Мизинец - 4

Способы извлечения звука

Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или, точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки. Большой палец производит щипок от себя, указательный, среднийи безымянный пальцы производят щипок к себе. Приготовленный для удара палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При таком положении соприкосновение придает большую силу удару, делая его более 6огатым обертонами. Извлекать звук на струне можно от подставкии до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно передвигая руку от подставки к грифу, то тембр инструмента будет заметно изменяться. Отрезок, на котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на три части 1) верхнюю - у грифа (верхняя часть звуковой розетки)
2) среднюю - у нижней части звуковой розетки
3) нижнюю - у подставки.
Самое сильное и яркое звучание инструмента - в середине (у нижней части звуковой розетки). Здесь в основном и извлекаются звуки. В нижней части (у подставки) инструмент звучит довольно сильно и резко. Верхней и нижней частью пользуются для перемены тембра. В музыкальном произведении могут встретиться две одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалось от другой, следует дать разные тембры, - одну фразу сыграть в верхней части, а другую - в нижней.
Чтобы инструмент звучал ровно и ярко, нужно помнить следующее:
1. Удары пальцев по одной струне должны быть, сосредоточены в одной точке.
2. При ударе по разным струнам пальцы должны располагаться по прямой, перпендикулярной струнам (Если пальцы будут расположены в разных точках, звучание инструмента будет плохое). Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и ярче звучит инструмент.
Существуют два способа извлечения звуков:
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается, при помощи ногтей на пальцах правой руки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно струна скользит на ноготь,который и заставляет струну звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти не должны быть длиннее, чем на 1,5-2 мм над уровнем подушечек пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук краем подушечки. Второй способ извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются только подушечками пальцев, без участия ногтей. Таким способом концертанты почти не пользуют, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны быть коротко острижены. При извлечении звуков надо овладеть двумя приемами, так как на них построена вся техника правой руки: апояндо и тирандо.
Апояндо. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке.
Тирандо. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.
Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по отношению к деке.

Баррэ и позиции

Баррэ – это прием прижатия струн. Он заключается в том, что указательный палец левой руки одновременно прижимает на одном ладу несколько струн или все струны.
Прижатие трех или четырех струн называется малым баррэ. Прижатие пяти шести струн называется большим баррэ. Указательный палец при приеме баррэ должен быть прямым, его нельзя прогибать в суставах. (при исполнении некоторых аккордов может возникнуть необходимость незначительного прогиба этого пальца).
Чтобы звучание струн не сопровождалось дребезжанием (что часто бывает у новичков) большой палец должен быть под грифом, приблизительно против второго пальца. Прижимайте струны около ладовой перегородки, постарайся ощутить каждую струну под указательным пальцем и найти оптимальное место прикосновение струны к пальцу. В дальнейшем положение большого пальца будет определяться сложностью данного аккорда. Когда указательный палец выполняет баррэ, остальные пальцы должны свободно перемещаться по струнам для прижатия нужных нот в аккордах.
Баррэ в нотах может обозначен вертикальной квадратной скобкой, но обычно он обозначается римской цифрой, указывающийлад, на котором помещается указательный палец.
Позицией называется расположение пальцев левой руки на грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько звуков разной высоты разными пальцами без перемещения левой руки. При смене позиций левой руки на грифе необходимо перемещать всю кисть руки сразу. Нужно следить за тем, чтобы пальцы не слипались, а оставались разомкнутыми. Каждый палец должен находиться над своим ладом идержать как можно ближе к струнам.

Игра медиатором

Во время игры медиатор зажимают между указательным и большим пальцами правой руки, помещая его на сгибе первого сустава указательного пальца. остальные три пальца правой руки должны быть согнуты настолько, чтобы их первые суставы не могли ударяться о струны. Медиатор, изготовленный из черепаховой кости, считается наилучшим.

...Вам подарок...

Недавно я выложил на сайте gtp -курс обучения игры на гитаре… Судя по письмам довольных посетителей – многим они понравились… Так вот – сегодня я хотел бы подарить вам еще один такой сборник уроков игры на гитаре в формате . gtp … Ссылка на уроки лежит здесь…
Приятного обучения :)

...Послесловие...

Ну вот и все – встретимся в следующем выпуске рассылки, который (надеюсь) выйдет очень скоро…

Удачи

С уважением :
(c) Волков Антон
(с) http://guitar-world.pp.ru – официальный сайт рассылки.
(c) toha166@mail.ru – связь со мной по любым вопросам…

Copyright 2007 (c) Guitar-World

В избранное