Там есть форум, где можно общаться, задать вопросы, получить ответы. И вообще, жду там как новичков, так и опытных музыкантов. И просто интересных людей.
Буду публиковать на сайте разные полезные материалы.
Идей много. А времени мало. Но выход есть – делать постепенно.
Ну и самое последнее.
Рассылку перевели в "Серебряные". За что большое спасибо серверу!
В рассылке будут РИСУНКИ. (с ними учить легче)
А теперь – к нашим "баранам".
Про тональности и лады… Просто. По шагам.
В одном из прошлых выпусков я писал, что вся музыка – это звуки. :0) Построенные по ПРАВИЛАМ.
Тем, кто только подключился, советую прочитать предыдущие выпуски.
Итак, тональности и лады.
Если точнее, тональность состоит из главной ноты (тоники) и лада, построенного от этой ноты. Лад – это как бы правило построения нот.
Бывают мажорные и минорные лады.
Один мажорный мы строили в прошлый раз. И послушали, как он звучит. Графически он может выглядеть так: См. Рисунок 1 До мажор (в приложении)
Этот звукоряд я привёл не для того, чтобы вы выучили "аппликатуру" (положение нот на грифе). А для первого знакомства с ладом. Чтобы представлять себе, как он может строиться. Просто, как пример.
Потом я дам удобные аппликатуры, все лады… и много чего ещё.
Далее.
Если вы читаете эту рассылку, то наверно, уже знаете, что каждая песня (композиция) играется в какой-то тональности. Знаете?
(Нет? Читайте рассылку "Гитара с нуля. Если не знаете, как начать". В ней будет про это.)
А если песню вы играете в какой-то тональности, то у неё есть главный аккорд. Тонический.
Например, песня в Ля миноре – тонический аккорд Ля минор (Am). Если песня в Соль мажоре – тонический аккорд Соль мажор (G)… ну и так далее.
Так вот.
По тоническому аккорду мы можем определить, в каком ладу (или ладах) можно играть соло, импровизацию, и сочинять песню (или аранжировку).
Какой тонический аккорд, такой и лад.
Если совсем просто.
Один гитарист берёт аккорд, например, До мажор (С). Другой гитарист играет До мажорную гамму (до мажорный лад).
Получается гармония. Все ноты, как говорится, "в кассу". :0)
Звучит правильно, приятно.
Но это далеко не всё! Мажоров тоже бывает несколько (и миноров). Что ещё более расширяет поле деятельности. Даёт нам больше "средств выражения". (блин, проще надо писать)
Аккорды, кстати, тоже строятся на основе лада (звукоряда). Подробно об этом поговорим позже.
Можно сказать ещё вот что.
В группе или просто при игре на две гитары, или когда играете под "минус", есть несколько линий. Одна линия – ритм гитара, другая - соло, третья - бас, кто-то на клавишах… и т.д. Так?
Качество лада (мажор, минор) у них должно быть одинаковое. Ну, и конечно, тональность (главная нота для всех одинаковая).
Есть некоторые "исключения". Их мы узнаем по ходу дела.
Возможно, кто-то эти основы уже знает. Но кажется, таких, среди читателей, мало. Потому и объяснил всё сначала.
А теперь – пример. Наконец-то. А то много теории – скучновато, да?
Простой такой примерчик.
Возьмём для эксперимента три аккорда: Am, Dm и Е. То есть Ля минор, Ре минор и Ми мажор.
Если вы сейчас одни, то можно просто сначала поиграть (переставлять) их. Прислушаться. Немного. :0)
(а можно записать их на компьютер, или магнитофон)
Что это за тональность?
Правильно. Ля минор.
А если не одни, пусть один играет аккорды, а другой… читаем дальше. :0)
Далее.
Сейчас услышим, как на них "ложится" Ля минорная гамма (минорный лад с тоникой Ля). Ля минорную гамму можно сыграть в разных местах (позициях) на грифе. Мы выберем одну (позже покажу все).
Вот она. Смотрите рис. 2 в приложении к рассылке.
Римские цифры – номера ладов на грифе. Внизу – первая струна, вверху – шестая. Ноты в кружочках – это устойчивые ступени. О них позже поговорим.
То есть, начинаем с седьмого лада четвёртой струны (нота Ля – тоника), далее четвёртый лад третья струна, пятый лад третья струна… и т.д.
Это натуральный минор. Читается так: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и снова Ля (другой октавы).
Так вот.
Поиграйте его и послушайте, как он звучит параллельно с аккордами: Am, Dm и Е. Когда звучит
аккорд "Е" надо кое-что изменить в Ля минорном ладу. Об этом позже.
Пока просто послушайте. И услышьте гармонию (!).
Просто играйте туда-сюда эту гамму. Можно по два раза играть несколько нот из неё. Играйте по-разному, но только ступени этого лада.
И вы услышите мелодии! :0) Это ваша первая импровизация!
Ура! :0)
Если не услышали, то либо гитара не настроена, либо не на тех ладах (позициях на грифе) играли. Либо две гитары не строят между собой. :0) Но это всё дело техники.
Ну как, здорово?
На этом с ладами пока закончим.
Перейдём к письмам.
Письмо без подписи (синий цвет). Мои комментарии (чёрный цвет).
Добрый день.
Получил четвёртый выпуск вашей рассылки. (Другие не читал)
> Возможно, знания из рассылки откроют перед Вами новые горизонты.
Знаний уже хочется, а вот в номере ни слова…
Ну, не всё сразу. В четвёртом только письма были.
И вообще, я только начал :0)
По поводу плохой гитары.
Не совсем с вами согласен, что крутая гитара не главное, главное – умение играть.
Ладно, если кузов или дека разбиты, но вот если гриф кривой-это всё.
Руки сломаешь, играть не научишься, желание пропадёт, да и учиться на хорошем инструменте легче,
причём хороший инструмент обязательное требование в консерваториях и джазовых колледжах,
да и великие музыканты не играют на чём попало.
И что, много гениев из консерваторий вышло? ;0)
> Амати – это крутая марка гитары.
Михаил это вы уж совсем погорячились, гитара Амати всё равно, что барабаны Страдивари.
Амати – это одна из лидирующих фирм по производству отличных барабанных установок и их комплектующих.
Над этим до сих пор смеюсь. : ))))
Я, действительно, поспешил. Амати – это крутые барабаны.
Но надо, ведь, говорить по сути. Так?
А суть в том, что ГЛАВНОЕ – умение играть и кайф от игры.
А второстепенное – марка гитары и т.п. Хотя и ВАЖНОЕ, само собой.
Если человек плохо играет, ему какую гитару не дай, результат не улучшится. Гитару всегда можно заменить. А вот гениального музыканта – труднее.
И великие музыканты что, начинают сразу с крутых гитар?
Но тема инструментов интересна. И я буду развивать её. Например, на моём форуме на сайте: http://guitar-club.by.ru сделал отдельную ветку. Про гитары Амати и барабаны Страдивари :0)
Ещё письмо. От панка. Орфография авторская. Сразу видно, настоящий панк!
привет Матюнин. подписался на твою ссылку. меня зовут Виталя. я из Владивостока. пытаемся играть с друзьями нечто похожее на гранж и панк. во всяком случае хотим в это верить. пока называемся "не китайцы" я вообщем о чём. я играю на соло гитаре. есть гитара и гитарный проц. никак не могу найти что-либо где описывается техника игры
по ладам правой рукой. (надеюсь ты меня понял). наверное слыша АС/DC. вот типа того.
надеюсь на твою помощь, жду ответа Виталя.
Игра правой рукой по ладам называется "Тэйпинг". Интересный приёмчик. Играется он двумя (!) руками.
Виталя, а ты знаком с такими приёмами, как "Хамер он" и "Пул оф"?
Тэйпинг состоит как раз из них.
Я о них буду говорить чуть позже. Если не терпится, набери на Яндексе: Тэйпинг и читай. Не плохой ресурс – Гитар Плеер. Там я видел про тэйпинг.
Честно говоря, Тэйпингом если играть, то играть хорошо, чисто. А если не чисто, то лучше вообще не играть. Получится непонятный шум.