Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гитара - ЭТО ПРОСТО!

  Все выпуски  

Гитара - ЭТО ПРОСТО!


Рассылка Гитара ЭТО ПРОСТО

http://walden.ru

Играем Визбора!

Имя Юрия Визбора в российском массовом сознании прочно связано со стереотипом туристской песни — «Лыжи, палатка, рюкзак, /Песня, гитара, струна», как остроумно спародировал Илья Глазов. Все попытки создать образ выдающегося русского актера, поэта и певца, вот уже второе десятилетие предпринимаемые на ежегодных Днях рождения Визбора в ГЦКЗ «Россия», так и не привели к отмене этого стереотипа. На фоне такого противопоставления уже полузабытым оказывается факт, отмеченный А. Азаровым в комментарии к книге «Верю в семиструнную гитару» (мне довелось быть музыкальным редактором этой книги): «Гитарный аккомпанемент Визбора,зачастую с извлечением басов на третьей-четвертой струнах, а не на шестой-седьмой, ритм и арпеджио правой руки, вообще весь характер звукоизвлечения были неповторимы и неподражаемы. Никто из исполнителей его песен, даже талантливых, не мог скопировать звучание гитары Визбора». И ведь не могут даже в наше время, когда общий уровень гитаризма в стране поднялся до высот, о каких в 60-е годы прошлого века можно было только мечтать.
Ну, насчет арпеджио Анатолий Яковлевич, пожалуй, погорячился: арпеджио как арпеджио, то бишь переборы как переборы. Применял Юрий Иосифович переборы и вполне типичные, и не вполне типичные, но достаточно простые. Напомню, что ритмический рисунок приема выписывается на «нитке» длительностями; каждой длительности соответствует тот или иной прием извлечения звука; при записи арпеджио подразумевается, что большой палец правой руки (p) извлекает басы в зависимости от конкретного аккорда, указательный палец (i) извлекает звуки из струны, средний (m) — из струны, безымянный (a) — из струны; все отступления от этого оговариваются особо. Вот как записывается наиболее употребительный из переборов Визбора (и не только Визбора):

Рис.1
Рис.1

Этим стандартным арпеджио играются и «Ты у меня одна», и «Наполним музыкой сердца», и «Многоголосье», и «Чукотка», и «Леди»... Не играется только «Милая моя» этом позже.
Визбор крайне редко играл всю песню только одним приемом. Обычно вторые куплеты песен игрались уже с вариациями, например:
Рис.2
Рис.2

В четырехчетвертных размерах (счёт на «раз-и-два-и-три-и-четыре-и») играется в основном перебор
Рис.3
Рис.3

варьирующий, в свою очередь, в
Рис.4
Рис.4

(например, «Здравствуй, я вернулся»). В случае предельной простоты — «А зима будет большая» —Визбор играет столь же просто:
Рис.5
Рис.5

Особую окраску эти нехитрые переборы получают в результате того, что многие аккорды Визбор брал на своей семиструнке стандартного соль-мажорного строя (d h g d h g d) в так называемом широком изложении: басы на открытых струнах, а сами аккорды где-нибудь на VII -VIII ладах:
Рис.6
Рис.6

Добиться подобной широты изложения на шестиструнке можно, если вместо тональности соль-минор играть в ля-миноре:
Рис.7
Рис.7

(Эту аппликатуру я подсмотрел у Дмитрия Дихтера, за что ему весьма благодарен.)
Баррэ, которым исполняются мажорные аккорды, Визбор брал, как это не покажется странным, именно средним пальцем, да еще помогал себе положенными на средний указательным и безымянным. Зато баррэ получалось очень плотным, что позволяло Визбору переходить с аккорда B на аккорд D, скользя этим самым баррэ с III лада до VII (приём глиссандо). Менее удобная аппликатура мажорных аккордов делает исполнение этого характерного глиссандо на шестиструнке существенно более сложным. Излюбленным приемом Визбора является украшение простых минорных и мажорных аккордов «надстройками» — добавлением звуков на струне:
Рис.8
Рис.8

И все же основу аккомпанемента Юрия Визбора составляют не переборы, а разнообразные виды «игры боем». В классической гитаре подобные приёмы рассматриваются преимущественно как испанские и называются соответственно rasgueado. При всей схожести пришедшего из фламенко расгеадо с визборовскими «боями» нельзя не отметить целый ряд существенных отличий. Во-первых, фламенко играется преимущественно ногтевым способом — Визбор играл без ногтей, мякотью пальцев, что дает существенно более мягкий звук. В музыке фламенко расгеадо применяется как средство, выражающее сильные эмоции, играется экспрессивно, амплитуда и сила ударов пальцами велики (С. Каржавин. Секреты гитары фламенко. Тетрадь №1. М., изд. Каржавин С.П., 2002. С. 27).
Рис.9
Рис.9

Рис.10
Рис.10

Визбор струны как бы поглаживает, играет мягко, с небольшой амплитудой, что позволяет ему использовать «бои» в самых нежных и лирических песнях (акценты бывают, впрочем, и весьма сильными, когда надо). И наконец, Визбор активно использует прием, не описываемый ни в классических школах гитары, ни в школах фламенко: так называемую «заглушку» ребром ладони правой руки, разновидность игры стаккато, т.е. отрывисто. В некоторых учебниках аккомпанемента на гитаре перепечатывается (без ссылок на источник) один и тот же рисунок, из которого можно понять суть приема:
Рис.11
Рис.11

Рис.12
Рис.12

«Чтобы аккорд прозвучал акцентированно, его следует исполнять стаккато — коротко, для чего следует заглушить звучание струн внешним ребром правой ладони» и т.д. (Л. Панайотов.
Самоучитель игры на плектргитаре (электрогитаре). М.: Музыка, 1981. С. 52).
Здесь опять видна большая амплитуда движения указательного пальца и некоторый разворот ладони наружу в момент приглушения струн. Для сравнения приведу фотографии правой руки Сергея Никитина.
Рис.13
Рис.13

Как я уже неосторожно обмолвился, Визбор струны как бы поглаживает. И вот в одном из приемов это «как бы» реализуется практически. В аккомпанементе к песне «Рассказ ветерана» применена техника, описания которой мне в литературе найти не удалось. По способу извлечения звука это более всего похоже на колесную лиру: этакое колесо, вращаемое ручкой, трется подобно скрипичному смычку об натянутые струны, отчего те негромко постанывают. В нашем случае роль колеса-смычка играет средний палец: совершенно распрямленный, палец кладется на струны почти параллельно им, так что касается одновременно не менее чем двух струн. После этого за счет движения кисти влево-вправо начинается скольжение лежащего плашмя на струнах пальца вверх-вниз в плоскости, образуемой струнами. В результате трения пальца о струны извлекается характерный негромкий шелестящий звук. (Кроме Визбора, такой прием встречался мне только у В. Бережкова, «Я совершенно слепой старик...» — там он сопровождался постукиванием пальцем p по деке, но это уже другой разговор.) Акцентированные удары наносятся большим пальцем обыкновенным способом, но на фоне тревожно-тихого гула звучат особенно контрастно.
Рис.14
Рис.14

Тексты песен "Рассказ ветерана", "Под маятник часов" и ноты, а также весь урок Вы можете скачать в формате PDF


Дополнительные материалы к выпуску:
Гитарная школа А.Костромина, "Играем Визбора", 2,398Kb



C наилучшими пожеланиями Алексей Кузьмин aka Lexian

В избранное