Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гитара - ЭТО ПРОСТО!

  Все выпуски  

Гитара - ЭТО ПРОСТО!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гитара это ПРОСТО!

Играем Якушеву

Синие сугробы
слова и музыка: Ада Якушева

Слушай,
На время время позабудь,
Лучше
Тебе спою я что нибудь,
Чтобы теплели строгие глаза
И не оглядывался больше ты назад.
Песню
Зачем из дома понесу,
Если
Могу найти ее в лесу.
Знаешь, какой красивый лес зимой.
Ее с мороза принесу тебе домой.

В синие сугробы
Убегает день...
Если петь тебе, то надо, чтобы
Песня начиналась здесь.
Хочешь
В ней вспыхнут лунные огни,
К ночи
Хрустальный лес в ней зазвенит,
Будет в ней дерзость ветра, свежесть
щек,

Скажи мне только, что бы ты хотел
еще.

Скажешь
Поймаю песню на лету,
Наши
Про нас чего нибудь сплетут.
Только не в песнях дело тут моих,
Мне просто нравится, как
слушаешь ты их...


В синие сугробы
Убегает день...
Если петь тебе, то надо, чтобы
Песня начиналась здесь.

1955

В эти зимние дни знаменитая песня
отмечает юбилей. О лыжном походе в
дни студенческих каникул 1955 года, во
время которого родилась эта песня,
Ариадна Адамовна Якушева рассказа
ла в своей книге «Песня — любовь моя»
(М.: Локид Пресс, 2001).
Песни Ады Якушевой опубликованы
на дисках, выпущенных фирмами «Мо
роз рекордс» в серии «Российские
барды» и «Музпром МО». Оба диска вы
пускались по архивным фонограммам,
порядок песен определяли составите
ли, так что записанные в разное время
песни перемешались. В результате ги
тара в соседних на диске песнях оказы
вается настроенной по разному. Ос
новной массив песен исполнен на гита
ре строя c a f c a f c (на тон ниже станда
ртной семиструнки), некоторые песни
записаны на обычно настроенной гита
ре d h g d h g d, а песня «Я приглашаю
вас в леса» — на полтона ниже стандар
та — c# a# f# c# a# f# c#.
Техника аккомпанемента А. Якуше
вой в общем проста, а внешне даже
примитивна. Кто то из друзей непочти
тельно обзывал манеру ее игры «варва
рской». Конечно же, я не призываю ува
жаемого читателя слепо копировать са
модеятельную манеру автора. Однако
для того, чтобы играть вариации на те
му, неплохо бы знать саму тему: на ос

нове простых и «неправильных» прие
мов игры складывается вполне опреде
ленный, узнаваемый стиль аккомпане
мента.
Практически единственный прием
А. Якушевой — скользящий удар боль
шим пальцем правой руки — p по стру
нам, «от себя», т.е. от 7 струны к 1
.Так как это направление от низких звуков к
высоким, будем называть его «удар
снизу вверх» и обозначать стрелочкой ↑

. Конечно, удар физически направлен
сверху вниз, от потолка к полу, но нам с
вами главное не запутаться: в музыке
понятия «верх» и «низ» относятся иск
лючительно к музыкальной
высоте звука. В нотах этот
удар будет изображаться так:

Не будем лезть в музы
кальный «монастырь» со всякими про
чими уставами — обозначим этот при
ем точно так же — p↑ , а ноты каждый раз рисовать не будем.
Характер звука существенно зави
сит от способа его извлечения. Прове
дите по струнам большим пальцем «от
себя» и сравните свои ощущения со
звуком этого же аккорда, извлеченно
го, например: мякотью указательного
пальца; ногтем этого же пальца; медиа
тором фирмы «Fender»; кусочком кар
тона; пятирублевой монетой; пласт
массовой зажигалкой… (Эксперимен

тируя, не порвите случайно струны.) И, наконец, сравните звук, извлекаемый «вершиной» большого пальца (когда большой палец располагается перпен дикулярно поверхности деки) и его бо
ковой частью (под углом).
Именно этот, последний, способ
звукоизвлечения придает гитаре
А. Якушевой характерное «шелестя
щее» звучание, другими средствами
недостижимое. А около стрелочки по
является буква p , поясняющая, что удар наносится большим пальцем.Сам удар наносится за счёт совместного движе ния расслабленных пальца и кисти. Постарайтесь сократить движение руки до минимума.
В начале самой первой нотной
строчки написаны цифры — 2/4. Это
значит, что за единицу счёта принята
нота длительностью одна четверть,
изображаемая как , и в каждом такте
таких нот помещается ровно две. Повы
ше, рядом со словом «Оживлённо»,
указывающим характер исполнения,
написано: =126. Этим указывается,
что темп песни соответствует 126 уда
рам длительностью в минуту. Акком
панемент играется именно в таком тем
пе четвертями, т.е. в каждом такте пес
ни производятся два удара по струнам
гитары на равномерный счет: «раз два,
раз два».

Поскольку рисунок ак
компанемента всё время
повторяется, нам доста
точно записать его один
раз, для одного такта:
Первый удар наносится по прижа
тым аккордам; необходимо, чтобы все
звуки аккорда хорошо прозвучали (ак
корд играется tenuto — выдержанно по
длительности и силе, в переводе с
итальянского, — что обозначено чер
точкой под нотой). Сразу же после вто
рого удара ослабляем нажим пальцев
левой руки на струны (пальцы остаются
на струнах!) с тем, чтобы только только
прозвучавший аккорд резко оборвался
(аккорд играется staccato — отрывис
то, что обозначено точкой под нотой).
Таким образом, левая рука изначально
находится на струнах в расслабленном
состоянии, прижимает струны только
на время звучания первого аккорда,
после чего расслабляется, потом снова
прижимает струны, снова расслабляет
ся, т.е. находится в режиме постоянной
пульсации. А сам аккорд звучит попе
ременно то долго, то отрывисто, при
чем первый, длящийся аккорд играется
еще и несколько погромче, акцентиро
ванно.
Интересно, что прием этот широко
применялся в «дворовой» технике ак
компанемента на семиструнке еще в
шестидесятые годы, а сейчас встреча
ется нечасто. Видимо, причиной явля
ется разная техника левой руки. На се
миструнке большинство основных ак
кордов берутся таким образом, что
прижатыми оказываются первые четы
ре пять струн. На шестиструнке исход
ные Am, A7, C, E7 и пр. содержат в сос
таве открытую
1
струну, левой рукой
не прижимаемую. Поэтому при «отпус
кании» левой руки отрывистого звуча
ния автоматически не получается. На
шестиструнке большинство типовых
аккордов берутся на всех шести стру
нах. На семиструнке на всех семи стру
нах взять аккорд удается нечасто, ак
корды строятся по принципу «бас от
дельно — аккорд отдельно». Вот и бе
рут начинающие семиструнщики «ма
ленькую звездочку» (в нашем примере
это Gm, но на разных ладах фигура эта
будет давать самые разнообразные
минорные аккорды), «большую звез
дочку» (у нас Cm), «лесенку» прямую и
обратную на первых струнах, а басы до
поры вовсе не трогают. Отсюда и воз
никает техника правой руки, адаптиро
ванная к извлечению звука только из
верхних струн.

Если перевести эти аппликатуры
на шестиструнную гитару, мы обна
ружим привычную ля минорную пос
ледовательность аккордов:
звучатAm Dm G7 C A7 Dm H7 E7

они как соль минор исключительно
вследствие того, что гитара настрое
на на тон ниже. Можно воспользо
ваться искушением и сыграть песню
в ля миноре (а если петь окажется
высоко, гитару настроить пониже —
как делает, например, Галина Хом
чик):
С первого же аккорда выяснится,
что открытые струны приглушаться
не хотят и создают неприятный гул.
Поэтому я бы порекомендовал вос
пользоваться тем, что в соль миноре
Gm Cm F B G7 Cm A7 D7
на шестиструнке большинство аккор
дов играются приемом баррэ: ослаб
ление нажима левой руки на струны
приведет к устойчивому глушению
звуков на всех струнах. К тому же фи
зически легче аккорды с баррэ при
жать на короткое время и поскорее
отпустить — в режиме пульсации ру
ка будет меньше устават
Аккомпанемент к песне «Слушай»
играется достаточно медленно —
126 ударов в минуту — и затруднений
скорее всего не вызовет. «Вечер бро
дит по лесным дорожкам» играется
быстрее — 216 ударов в минуту, а «Ты
— мое дыхание» — 280 ударов. В та
ком темпе без некоторой тренировки
сыграть уже не удастся...
Кстати, «Ты — мое дыхание» на
Dm Gm6 C F D7 Gm A Dm
дисках играется на тех же аккордах,
что и «Слушай», в тональности соль
минор (4/4 означают, что в каждом
такте по 4 удара):
4/4 Gm/Cm/F7/B D7/Gm/Cm/F7/
B/ G7/Cm/F7/B G7/Cm/Gm/A7 D7/Gm
А вот «Вечер бродит» звучит в ре
миноре — гитара при записи была
настроена стандартно:
2/4 Dm/Gm6/A/Dm/Dm/Gm6/C/F/
D7/ Gm/C/F D7/Gm/Dm/A/Dm
Аппликатурная последователь
ность здесь тоже для семиструнки
типовая, а для игры приемом
p
ещё
и более удобная. Обратите внима
ние, как одни и те же пальцы, прижи
мающие одни и те же струны, пере
мещаются от лада к ладу:
В мажорных песнях А. Якушева час
то пользуется еще одной типовой пос
ледовательностью. Вот, например, «Я
шагаю дорогой длинной…» ( =280):
2/4 B/Cm/F7/B/B/Cm/F7/B/B7/E
b / E b m/B/B/Cm/F7/B. Окончание: B A B
То обстоятельство, что баррэ через все
семь струн образует мажорный аккорд
провоцирует у автора желание подвигать
это самое баррэ по соседним ладам. В ре
зультате появляются неудобные для шести
струнки последовательности вроде B A B

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.guitar.simpleguitar
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное