Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гитара - ЭТО ПРОСТО!

  Все выпуски  

Гитара - ЭТО ПРОСТО!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информационная рассылка Гитара - ЭТО ПРОСТО

Чем порадовать гитару?

Прежде всего СТРУНЫ.
Струны бывают металлические и синтетические. Это совсем разные струны и для разных целей. Нагрузка от самых тонких металлических струн почти втрое выше, чем от самых жестких синтетических. Поэтому классические гитары, предназначенные под синтетику, разрушаются металлическими струнами очень быстро. А синтетика на акустической гитаре под металл звучит слабо и скучно. Выбирая ТИП гитары Вы тем самым выбираете ТИП струн. Внутри своего типа струны различаются жесткостью, которая зависит от силы натяжения и толщины. Жесткость металлических струн иногда считают по диаметру 1-й струны в долях дюйма: 008, 009, 010... Для небольших гитар обычно применяют 010, для дредноутов - 011-012. Металлические струны делают с обмоткой басов из латуни (golden allow) и бронзы (phosphor bronze). Бронзовые струны дороже и долговечнее. Встречаются посеребренные струны, но особых достоинств, кроме цвета, эти струны не имеют, и живут очень недолго. В магазинах можно найти струны под множеством брендов, самые известные - D-Addario, LaBella, Martin.

Струны D Addario
Струны D Addario

Недорогие серии этих струн стоят похожие деньги и мало отличаются по свойствам. Утверждают, что все дешевые западные струны одинаковые, поскольку технологии у всех похожи, а проволоку для струн они покупают в одном и том же месте. Различия наблюдаются только в топовых моделях, и то нельзя сказать однозначно - какие струны явно лучше. В общем, та же беда, что и с нынешними автомобилями... Синтетические струны так же бывают разной жесткости, хотя считать ее по 1-й струне не принято. Пишут Normal Tension (нормальное натяжение), Hard Tension и т.п. Большинство испанских гитар предполагают установку струн Hard, дешевых китайцев лучше комплектовать Normal. Особо выделяются струны для фламенко, они Extra Hard и с черным нейлоном на 1,2,3 струнах. Обмотка басов в большинстве случаев делается из посеребренной меди. Существуют так же бронзовые струны, обычно жесткие и прочные. Кроме вышеупомянутых брендов, синтетикой знамениты Savarez, Augustin. Подходящим выбором для недорогой гитары может быть "Господин Музыкант". Эти струны существенно дешевле западных аналогов, хотя заметно менее долговечны. Самые лучшие струны у ГМ - SAVA, поскольку на самом деле это Savarez, упакованный в России. Так же хорошие струны "Virtuozo", под этим брендом в Новосибирске пакуют Martin. На рынке сейчас появилось много китайских струн, иногда они сопоставимы с ГМ по качеству, но чаще хуже. Струны - это расходный материал, как масло у мотора. Менять их следует регулярно, в зависимости от интенсивности игры. Но даже при редком использовании струны не живут дольше полугода (Т.е. в упаковке и дольше живут, но не на гитаре). Особо упертые гитаристы могут укатать свежий комплект на день... Поэтому не спешите нести свою гитару мастеру, если она "вдруг" перестала нормально строить или звучит "как-то не так". Во многих случаях надо просто поменять струны. Если Вы пока затрудняетесь в выборе струн, ориентируйтесь на известность бренда. Относительно жесткости можно спросить продавца в магазине. При цене гитары за 100$ экономить на струнах нет смысла. Необязательно покупать Elexire за 50$, но эконом-серию LaBella Criterion или Martin Darco большинство гитаристов может себе позволить. Струны - это такая "небольшая роскошь". Пусть у меня нет денег на Ягуар, но зато я курю дорогие сигареты...-))

ЧЕХЛЫ.
Следующий по актуальности предмет - чехол. Тут не годятся всякие отговорки: я только дома играю, никуда не хожу... Во-первых, иногда все-таки ходите. Во-вторых, чехол - это дом для гитары, а не просто средство переноски. Гитара дороже 100$ должна храниться в чехле. Достал - поиграл. Поиграл - убрал. Гитара, висящая на стенке для красоты - это мертвый предмет, сувенир. ЛЮБАЯ гитара при влажности воздуха 25% умирает. А это обычная влажность в России зимой, когда батареи греют. Цена чехла составляет около 1/10 цены гитары. Т.е. для дешевой китайской или российской гитары достаточно холодного чехла для переноски. Гитара за 100$ предполагает утепленный мягкий чехол. Приличная Walden или недорогая испанская гитара - полужесткий чехол с пенкой. Хороший инструмент от 300$ можно и в кофре носить. Вариации конечно возможны. Строго для хранения дома любой теплый чехол годится. А когда гитару все время по концертам таскают, тут без кофра вообще никак... Гитарные чехлы давно и успешно делают в России. Хорошо известны московские чехлы АМС. Совсем недавно появились чехлы из Пензы, очень приличного качества. Жесткие пластиковые кофры почти всегда китайские, например Stagg.

Чехол для гитары
Чехол для гитары

КАМЕРТОНЫ.
Еще одна недорогая, но важная вещица - камертон. В простейшем виде это вилка на ЛЯ или трубка-свистулька на МИ. Спасает от обрывов струн при настройке (особенно начинающих). Гитара сделана в расчете на нормальный строй - от МИ. Поэтому если Вы настраиваете ее выше или ниже, последствия могут любые, в том числе печальные. Камертоны бывают и электронные - тюнеры. Такой приборчик якобы заменяет ухо музыканта. Тюнер несомненно полезен при студийной работе и для игры в группе. Но отдавать ему на откуп любую настройку, да еще на акустической гитаре - увольте. Неправильно это, для совсем ленивых и глухих... Купите простейшую свистульку и держите в кармане чехла. И жизнь ваша станет полнее и безопаснее...
Камертоны
Камертоны

РЕМНИ.
Некоторые гитаристы не могут просто так усидеть на стуле. Непременно хотят встать во весь рост. Некоторые даже подпрыгивают. Проделать все это без гитарного ремня невозможно. Классические гитары не имеют кнопок для ремня, их цепляют крючками за резонатор. Для них годится только специальный "ремень для классической гитары". Акустические гитары обычно имеют одну кнопку - снизу. А сверху ремень привязывают ПОД струнами за головку грифа. У гитары с грифом на винте ремень можно привязать у основания грифа, под накладку.
Ремни
Ремни


На некоторых гитарах есть и вторая кнопка на корпусе. Для них подходит любой электрогитарный ремень. Вторую кнопку можно сделать самому из красивого шурупа и втулки. Но вкручивать ее следует очень осторожно, предварительно засверлив, в верхний клец возле пятки грифа. Ни в коем случае не в пятку! И не промахнитесь мимо доски клеца, тонкий шпон обечайки кнопку не удержит (только если изнутри сделать накладку). Учитывайте, что "на весу" строй гитары может чуть-чуть уплыть...
ПОДСТАВКА ПОД НОГУ.
При обучении классической гитаре преподаватели почти всегда требуют покупки "подставки для гитариста". Это небольшая разборная ступенька под левую ногу. Для дома ее можно сделать самому из дерева.
Подставка под ногу
Подставка под ногу

МЕДИАТОРЫ.
Медиаторы могут быть разной толщины и от разных брендов. Это зависит от техники игры и от привычек конкретного музыканта. Многие гитаристы вообще медиатором не играют, особенно на классике. Если только начинаете изучать гитару, купите себя десяток медиаторов разных толщин и попробуйте. Медиаторы можно держать в "копилке" - небольшой коробочке, которую приклеивают к корпусу гитары.
Медиаторы
Медиаторы

ЗВУКОСНИМАТЕЛИ.
Отдельная большая тема - звукосниматели и прочее оборудование для акустики. Оно позволяет подключать гитару в компьютер, портостудию, в линию, т.е. позволяет обращаться с акустикой, почти как с электрогитарой. Электрогитару это заменить не может, смысл звукоснимателя - передать звучание именно акустической гитары. Оборудование может быть съемным и врезным в корпус. Съемные датчики чаще всего пассивные (без предусилителя). Это простейшие пьезы-таблетки и микрофонные съемники. Сигнал дают слабый, похожий на микрофонный, сильно шумят и воспринимают посторонние звуки, вроде трения корпуса гитары о рукав гитариста. Годятся для подзвучки и прочих комнатных целей. Врезное оборудование состоит из пьезодатчика под косточкой и врезанного в обечайку предусилителя с регулировкой громкости и тембра (темброблока). Есть очень дорогое брендовое оборудование для профессиональных целей. Но даже китайский датчик Walden вполне функционален и хорошё. Именно такое оборудование стоит на гитарах с ценой до 300$. Его можно поставить и на купленную отдельно гитару. Если Вы пока не определили для себя потребность в подключении гитары, купите съемный датчик. Во всяком случае, он не будет портить акустику при живой игре. А опыт кое-какой приобрете.
Звукосниматели
Звукосниматели

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО...
Из прочих полезностей надо упомянуть стойку для гитары (например Hercules). Это нехитрое приспособление, которое позволяет выпускать гитару из рук без риска ее потерять навсегда. Опять же, гитара на стойке имеет очень "профессиональный" облик, а комната обретает богемный стиль. Актуально, когда девушки в гости приходят... Главное, после девушек не забыть гитару убрать в чехол (почему - см. выше). В сложенном виде стойка умещается в кармане пиджака.
Стойка Hercules
Стойка Hercules


Существуют так же весьма специальные приспособления. Например, слайд - стеклянная или металлическая трубка, которая превращает любую гитару в гавайскую. Может пригодиться капля - защита для гитары. Это каплеобразная толстая пленка, которую наклеивают на корпус возле струн, она защищает деку от царапания медиатором. Ну и конечно, литература о гитаре - на вкус и цвет. Для начинающих особо рекомендуем издания Смолина ("Хобби-Центр"). Большинство книг написано на понятном человеческом языке, с минимальным (хотя. неизбежным) нотным антуражем.

Чем болеют гитары?

Гитары - они как люди. Рождаются, живут-поют и умирают. А так же болеют - иногда тяжело, так что без лечения и скальпеля не обойтись. А иногда достаточно зарядкой по утрам заняться...
Главными симптомами недомогания являются увеличенная жесткость струн или напротив - звон струн о лады. Еще могут образоваться заметные трещины в разных деталях, потеряться строй, появиться посторонние шумы при игре. Кроме трещин и т.п. явных проявлений, остальные симптомы могут свидетельствовать как о серьезных проблемах, так и ни о чем не свидетельствовать, кроме нерадивости хозяина инструмента. Вот перечень проверок, которые следует произвести, прежде чем нести гитару в магазин на обмен или мастеру в ремонт:
1. Струны - это расходный материал. Их надо менять не реже, чем раз в полгода, даже если гитару используют мало. При активной игре струны надо менять значительно чаще. На изношенных струнах появляются характерные вмятины напротив ладов, струны меняют цвет (обычно темнеют), окисляются, ухудшается звонкость и тембр, звук (особенно басов) становится ватным, слабым. Изношенные струны теряют точный строй. Замена одной струны дела не сделает, новая струна будет явно отличаться от старых. Недопустимо использовать струны от разных комплектов (даже новые). Замена возможна только для нового комплекта, если новая струна - 100% аналог старой. Проверьте струны!
2. Высота струн над грифом - всегда компромис между терпимым звоном о лады и жесткостью игры. Для разных гитар и разных музыкантов это разные цифры, никакого стандарта не существует. Самое большая высота - для классических гитар с синтетикой. Некоторые преподаватели специально заставляют учеников играть на высоких струнах - для выработки сильной подачи. На акустических гитарах металлические струны ставят ниже. Совсем малая высота струн на электрогитарах.
На гитарах с винтовым креплением грифа высота струн выставляется с помощью ключа (или отвертки). Если гриф вклеенный, высота изменяется при помощи косточки на подставке - ее следует извлечь (ослабив струны) и подпилить по высоте - или заменить на более высокую. Можно попробовать подложить под косточку подходящую по размеру полоску пластика, хотя это плохо отражается на акустике инструмента.
Высота косточки над подставкой - 3-8мм, причем высота под басами может быть чуть больше, чем под тонкими струнами. Кость выше 12мм - это брак инструмента и повод для ремонта или гарантийного обмена.
Еще важная деталь - верхний порожек. Если пропилы в нем недостаточны, гитара может казаться жесткой даже при нормальной высоте струн. Особенно жесткими ощущаются открытые аккорды и барре на 1 ладу. При этом барре на 5-10 ладах взять явно легче. Порожек отвечает так же за строй гитары. Струна должна опираться строго на ближний к ладам край порожка. Если струна опирается на дальний край, гитара не будет строить. Порожек легко корректируется с помощью надфиля, главное - не переточить лишнего.
Посему: проверьте косточку и порожек.
3. Многие гитары (особенно под металл) имеют внутри грифа специальный стержень - анкер. Головка его выходит чаще всего снизу грифа и доступна через отверстие резонатора. Иногда головка выведена сверху грифа, возле колков, и прикрыта накладкой. Смысл анкера - напряжение и поддержка грифа. Если бы не анкер, металлические струны согнули бы тонкий гриф. Подчеркну: анкер отвечает не за высоту струн, а за прогиб грифа. Причем регулирует этот прогиб не совсем однозначно. Если Вы видите, что середина грифа явно ниже, чем его концы - анкер нужно подтянуть. Если наоборот - гриф стоит "пузом вверх" - отпустить. На практике, однако, анкер редко просто выпрямляет гриф. Чаще он как бы "распределяет" прогиб волнами, поэтому где-то гриф оказывается ниже, а в других точках - чуть выше нормы. Вы можете сильно не углубляться в этот вопрос, если прогиб грифа значительный, и простой подтяжкой анкера устранить проблему не получилось - несите гитару мастеру.
Совсем отпущенный анкер может противно громыхать внутри грифа. Исходите из того, что нормальное состояние анкера на новой гитаре - слегка затянутое. После нескольких недель анкер может ослабнуть за счет естественной усадки грифа, тогда его следует чуть подтянуть. Но сильно крутить анкер без понимания смысла процесса бесполезно, будет только хуже.
Однако: профиль грифа и анкер так же следует проверить.
Понятие "нормально" для гитар почти неприменимо. Всегда возникает вопрос: для КОГО нормально? Особенно это касается звона струн о лады. Особо занудливые субъекты способны вытрясти из продавца или мастера последние остатки политкорректности, пытаясь добиться невозможного: получить супермягкую гитару без дребезжания. Самая дорогая брендовая гитара ничем не отличается в этом вопросе от дешевого китайца. При резкой сильной подаче можно заставить звенеть любую гитару. Если ваш опыт невелик, посоветуйтесь с друзьями-гитаристами, поиграйте на их инструментах. Возможно, то, что Вам кажется дефектом Вашей гитары, вовсе не дефект, а обычное свойство. А неудобство объясняется недостатком привычки к игре. Или напротив: Вы напрасно мучаетесь с инструментом, который давно пора показать мастеру.
Покупайте гитару в магазине, который предоставляет длительную гарантию, а не только "2 недели на обмен". Задавайте продавцу любые важные для Вас вопросы, но и не терзайте его недоверием...



Бонус для наших читателей: