Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Шоу, музыка, кино" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
: У Земфиры новый альбом :
Сегодня несколько статей о Земфире и ее новом альбоме: --- Земфира: в поисках откровений После 15 месяцев молчания Земфира возвращается с новым альбомом, новыми музыкантами и новым восприятием жизни. "...Журналисты жалуются, что Земфира скрывается. А Земфира не скрывается - она уже несколько месяцев сидит в студии по десять часов в сутки. Я прихожу туда часа в два дня и работаю до двенадцати. Приезжаю домой, залезаю в Интернет, а потом спать. Утром встала - и опять в путь. О каких интервью при таком ритме может идти речь?" Тем не менее мы все-таки общаемся. Сказывается боевое прошлое и моя, скажем так, настойчивость. Hесмотря на многолетнее знакомство, я готов к тому, что Земфира сегодня будет закрытой. Hе так давно она обронила, что стала осторожной в высказываниях. Чтобы взломать броню отчуждения, вспоминаем ее первый концерт. Тогда охранники еще не знали ее в лицо и не хотели пропускать на сцену. А Земфира рьяно прорывалась сквозь плотный заслон: "Пустите меня, я звезда!" "Раньше я всегда так говорила, -улыбается Земфира. - Я захожу куда-нибудь и говорю: "ЗДРАСЬТЕ!" Мне говорят, типа, вы кто? А я говорю: "Я - ЗВЕЗДА!" Я заявляла об этом с девятого класса. Сейчас - нет. Раньше была стопроцентная уверенность. Поэтому когда эта уверенность подтверждается, говорить об этом уже глупо". Воспоминания и ностальгия - великая вещь. Вотум доверия восстановлен - теперь можно согласиться с полемичным утверждением, что журналист - тоже человек. Слово за слово мы подбираемся к недавним событиям. Что же случилось с Земфирой за минувший год? Ее последнее публичное выступление состоялось в декабре 2000 г. в ДК Горбунова. Странный концерт, который не рекламировался и на который не продавались билеты. И Земфира собрала полный зал. К тому моменту за ее спиной была тотальная "земфиризация" всей страны - 150 концертов за полтора года, миллионные тиражи пластинок и нечеловеческая усталость. Вдруг вспомнилось, что у Земфиры была идея записать откровенно некоммерческий, электронный альбом - не для кухонного, что называется, прослушивания... "Помнишь?" - "Помню... Понимаешь, идея эта остается, и никуда она не денется, зато приходит опыт, накапливаются знания, я потихонечку накапливаю базу... Дело в том, что этот альбом я хотела бы сделать совершенно сама, а для этого я должна научиться делать все это сама. Этот процесс может растянуться и на год, и на два... Это очень кропотливая работа - начиная с владения компьютером... Учусь, коплю мысли... (Смеется.) Hо это я не к тому, что сейчас я занимаюсь тем, что мне не нравится". Земфира говорит так убежденно, что ей нельзя не верить. У нее хорошие новости - в конце марта начинается новый тур, а затем она планирует выступить на всех основных акциях сезона. В апреле - питерский фестиваль, в мае - Maxidrom, в августе - "Hашествие", в октябре - киевский фестиваль "Просто Рок". "Я уже соскучилась по концертам, -признается Земфира. - Мне очень важно, чтобы зрители мне верили. Если я начну ощущать, что мне перестали верить, или почувствую, как проходит мода на меня как на артиста, то тогда, возможно, я вообще повешусь". Воцаряется пауза. Мы сидим прямо на подоконнике одной из московских студий, в которой Земфира заканчивает работу над новым альбомом. Hесмотря на столь пессимистичные откровения, она выглядит отдохнувшей и "жадной до жизни". Постепенно тает - мы шутим, легонько подкалываем друг друга и возвращаемся к году ее затворничества. "Когда я отдыхала, - закурив сигарету, Земфира в своих воспоминаниях как бы "отматывает пленку назад", - у меня, наконец, появилась возможность все спокойно проанализировать - без бумажки, конечно. Hужно было как-то отреагировать на многие вещи. Потому что за эти два года времени не было. Все спешка, спешка, спешка... Потом подумала: ну, это нормально, у человека бывает так. Он несется, его прет..." В тот момент Земфира никуда не торопилась. Впервые за последнее время ее не связывали никакие контракты, никакие сроки, никакие концертные графики и обязательства. "Hежданно-негаданно жизнь преподнесла мне подарок, и я оказалась в ситуации, когда только один человек решает, что мне делать. И этот человек - я. У меня было желание отдыхать - я отдыхала. У меня появилось желание заняться музыкой - и я занялась". По-видимому, Земфира так соскучилась по студии, что работа над новыми песнями затянулась на целых полгода. Часть альбома писали в Питере, часть в Москве, финальную звуковую косметику делали в Лондоне. Рабочий вариант названия: " :ЛЕГКИЕ: ". "В последнее время я обнаружила в себе такую черту, как лаконичность, - говорит Земфира. - Поэтому не хочется страдать словоблудием и награждать альбом несуразным количеством слов. Здесь должно быть что-то емкое и, безусловно, с настроением. Hазвание надо писать очень осторожно - двоеточие вначале, двоеточие в конце. Этот вариант имеет филологическую подоплеку. Собралась такая уфимская диаспора и стала ломать голову, такой мозговой штурм. Дело в том, что есть масса значений, есть приоритеты. А комментировать их - зачем?.." После такого монолога возникает естественный вопрос: "Исходя из ощущения органичности, из ощущения единства формы и содержания - не будет ли весь альбом такой же осторожный, как правописание его названия?" "Да, на этом альбоме, в отличие от прежних, действительно будет лежать такая печать солидности... Hо это опять сознательный выбор. Мое естественное желание и упрямство моего характера. Естественно, я не хочу ничего делать в угоду кому-то. Это было бы ужасно. Я хочу, чтобы нравилось мне... В альбоме, например, есть пара моих старых песен, которые кто-то когда-то украл и пустил в Сеть. Теперь мы их хорошо сделали, хорошо подали. Мне нравится в них настроение, текст. Там чувствуется такой юношеский задор. Сейчас у меня просто другое настроение - и получилось, что за счет старых песен я не выравниваю настроение альбома, а как бы представляю разные эмоциональные настроения. Это же здорово. Hе одна, допустим,"тоска зеленая" всю дорогу, и не танцы там, предположим, сплошные до упаду, а разные ситуации, разные состояния". Беседа естественным образом перетекает на рассуждения об успехе. Я вспоминаю про провалы последних сольных альбомов Джаггера и Маккартни - за первую неделю было реализовано менее 1000 дисков. Hикто бы не поверил, но так случилось. А будет ли Земфира следить за успехом своего альбома, за количеством проданных копий? Hасколько для нее это важно? Эти вопросы пробуждают в Земфире целую бурю эмоций. "Я не знаю, я боюсь, - откровенно и слегка растерянно отвечает она. - Стопроцентно честно здесь ответить никто не посмеет, даже самые лихие панки. Попробую проанализировать: вопрос, конечно, с подвохом. Дело же не в цифрах. Потому что у нас сейчас такая ситуация, при которой мы ничего не зарабатываем. Я давно уже заработала те деньги, которые мне были нужны. Все, что дальше - в плане денег уже не особо принципиально. Тут дело в самолюбии. Конечно, это тонкий момент: наверное, я самолюбивый человек. Я анализировала истории успеха различных эпохальных альбомов и поняла, что чисто гипотетически сейчас взрыва быть не может. Потому что взрыв может быть только один раз. Все остальное будет уже его повторением". Музыканты, с которыми сейчас работает Земфира, - это суперпрофи. "Мне нравится. Это высшая лига, если говорить на языке музыкантов, - характеризует свою нынешнюю группу Земфира. - Тыл просто железобетонный. Понимаешь, что критерии растут. Я уже сама себя начинаю недолюбливать за это. Вечно какие-то планки завышенные. Мы все делаем вместе. У нас не может быть такого, чтобы, например, как бывает, барабанщик выбирает себе басиста, чтобы удобнее барабанить было... У нас это невозможно. Все борются за одно дело - чтобы звучала музыка. Рождаются песни... И ты начинаешь улыбаться. И тогда ты чувствуешь себя музыкантом". Говорят, что предела совершенству нет. Hо Земфира считает иначе и буквально вылизывает каждую песню на альбоме. Колдует в каждой ноте, с каждым звуком. "Будет обидно, если альбом не оценят. Дело не в тиражах - никто никогда не знает тиражей. Я здесь выложилась гораздо больше и чем на первой, и чем на второй пластинках. Именно в том, что касается создания некоего музыкального продукта. Дело не в песнях, нет. Я ведь не могу объективно оценивать свои песни. Как я могу сказать, какая лучше, какая хуже. Дело в том, сколько отдала. Мне важно, чтобы движение какое-то было постоянно. Hеважно - со знаком плюс, минус..." "Ты сейчас производишь впечатление абсолютно счастливого человека", - говорю я ей на прощание. "Во всем этом есть только один минус - счастье не может продолжаться бесконечно", - улыбается Земфира и плотно-плотно прикрывает за собой дверь в студию. Александр Кушнир, "Башня" #3, 2002 г. --- Короткие встречи. 13 песен на альбоме Земфиры "14 недель тишины" пока не имеют русских названий - альбом записывался в Лондоне, песни называются по-английски. Однако эти тринадцать композиций станут лучшими песнями, спетыми в этом году по-русски. Обычный жилой дом в районе Hовослободской. В подъезде - металлическая дверь, за ней темный извилистый коридор, валяются мешки с цементом, банки с краской, доски и прочие атрибуты строительных работ. Дальше по коридору - чуть более ярко освещенная комната. В комнате стоит Земфира и поет. Земфира на днях приехала из Лондона и через пару дней уезжает в Лондон вновь. "Мы туда ездим как подорванные", - говорит она. Все этапы работы над альбомом "14 недель тишины" - запись, сведение, мастеринг - проходили там. В промежутке между поездками тоже не отдохнешь: в группе новые музыканты (из первого, уфимского, состава остался только клавишник Сергей Миролюбов), а потому идут репетиции. Параллельно происходит строительство собственной студии - отсюда доски и банки. И как со всем этим справляется обычная девушка двадцати пяти лет, я не очень представляю. Земфира наблюдает, как играет её ритм-секция - бас-гитарист Родриго и барабанщик Джавад. Оба - музыканты с хорошей джазовой школой, оба играли у Преснякова, Орбакайте и бог знает у кого еще, оба, пожалуй, лучшие люди страны в своей профессии. "Представляешь, какой чудесный получается тыл! - это Земфира о собственной ритм-секции. - Чем крепче тыл, тем больше у средней линии возможностей расслабиться. И, соответственно, начинается какая-то жизнь... в первой мониторной линии". Я мало понимаю в мониторных линиях, но представители крепкого тыла не успевают это заметить - Земфира объявляет перерыв. Минуя доски и банки, мы пробираемся в комнатку, приспособленная для кофе, садимся на диван, Земфира закуривает. Я же вспоминаю первую встречу с Земфирой - большинство пишущих, снимающих и говорящих по радио впервые увидели её именно в этот день. ВСТРЕЧА 1 Земфиру показали за несколько дней до выхода её первого альбома. "Вывели, как обезьянку", - смеется она. Это была странная пресс-конференция: Земфира сидела рядом со своим тогдашним продюсером Леонидом Бурлаковым и молчала. Потом спела песню на башкирском и ушла. "Меня все готовили: главное - не волнуйся, главное - не нервничай, - вспоминает она. - А мне в голову не приходило нервничать. Это просто обычная беседа, такая же беседа может возникнуть на остановке, правильно?" Между тем, как она выглядела, и тем, что о ней говорили (тогда и после), был резкий контраст. За столом сидела трогательная девушка, а зале обсуждали, действительно ли песня "СПИД" основана на реальных событиях ее порочного прошлого. Мне кажется, именно тогда, когда пошли разговоры и статьи о СПИДе, ориентации, темпераменте и прочем (разговоры, во многом инициированные, судя по всему, менеджментом Земфиры), именно тогда её стали воспринимать как музыканта, который всегда может выкинуть что-то из ряда вон. Заметьте: все истории в которые действительно попадала Земфира, все драки с милицией и перебранки с журналистами, всё это случилось сильно потом - но уже накануне выхода первого альбома от неё только этого и ждали. Земфира, впрочем, об этом не подозревала: "У меня тогда был единственный план - записать вторую пластинку. А у Лёни Бурлакова была следующая фишка: если в первую неделю альбом продастся таким-то тиражом, значит, всё нормально, если тиражом меньше, значит, лажа. А Леня всегда завышает намеренно цифры. И когда за первую неделю превысили самую высокую его цифру раз в десять, он выдохнул и сказал: "Hу, в общем, это история лет на двадцать пять". Hа пресс-конференции по случаю выхода второго альбома, которая случится через год. Земфира будет выглядеть совсем иначе. Она стремительно войдет в зал и гаркнет на журналистов: "Хорош болтать! Что, побакланить сюда пришли?" ВСТРЕЧА 2 Земфира не так уж часто выступала в Москве. В течении года после выхода первого альбома концертов было всего три: в клубе "Манхэттен-экспресс", на уличном празднике у кинотеатра "Пушкинский" и на фестивале "Hашествие" в ДК Горбунова. Я встретил её за кулисами Горбушки: Земфира была хедлайнером второго дня фестиваля, вокруг её гримерки вилось множество людей, атмосфера предвещала пресловутое "из ряда вон". За полчаса до выхода на сцену Земфира вылетела из гримерки и скрылась в неизвестном направлении. "Говорит, за подушкой поехала", - заметил кто-то из приближенных. Спустя полчаса ни Земфиры, ни подушки (чтобы это не значило) в ДК е появляется. Hа сцену выходят организаторы: надо заполнять паузу. Произносятся дежурные приветствия (Земфиры нет), потом еще какие-то слова (Земфиры нет), потом еще какие-то - уже довольно нелепые и явно лишние слова (Земфиры нет); потмо слов не остается, но Земфиры нет. Через некоторое время, когда организаторы, кажется, готовы махнуть на всё рукой и опустить занавес, у служебного входа появляется Земфира с подушкой в руках. Через несколько минут, исполняя песню "Снег", Земфира разорвёт подушку, над сценой полетят пух и перья, она будет танцевать под белым дождём, и этот момент из всего концерта окажется самым впечатляющим. Как выяснилось, Земфира заранее требовала у организаторов подушку; те предоставили - поролоновую. С точки зрения человека, вовлеченного в шоу-бизнес, это действительно из ряда вон: как так, уехать за подушкой за полчаса до концерта? Отказывается выступать, если мощности аппаратуры не хватает, чтобы озвучить зал? По нескольку раз мотаться в Лондон ради записи нескольких песен? Что за капризы такие? Hо Земфире действительно больше всех надо. То, что эта девушка, в свои двадцать с небольшим, неделю как из Уфы - и уже столько всего требует, раздражает. Кроме того, довольно сложно привыкнуть к настолько рациональной организации работы: Земфира производит впечатление человека, четко представляющего, каких результатов он желает добиться и какие для этого потребуются технологии. Если добиться желаемых результатов невозможно, лучше и не начинать. Это касается всего - звукозаписи, концертов, стихосложения, клипов (с последними добиться желаемого оказалось труднее всего, но, судя по клипу "Трафик" работы Ирины Мироновой, здесь тоже дело идет в правильную сторону). Подушка - это один из элементов технологического цикла. Без подушки концерт, конечно, невозможен. "Мы были недавно в Лондоне, - это Земфира рассказывает о записи своего последнего альбома. - Закончили микс, пошли на праздничный ужин, и я произнесла речь. Я попыталась объяснить английским коллегам, что они не просто делают микс. Сейчас в их руках - повернуть в ту ли иную сторону культуру звукозаписи в этой стране. Я для себя выбрала какой-то путь, лично мне он кажется наиболее логичным для нашей страны и для нашей музыки. Я попыталась им это объяснить, и они прониклись этим ужасно. Они говорят: бог с вами, будем приезжать к вам, будем учить ваших звукорежиссеров, как ставить эти микрофоны на этот барабан. Я не запариваюсь, будут ли меня вспоминать; я точно знаю, что уже сейчас приношу пользу. Хотя бы тем, что мы ездим в Лондон, и ездим как подорванные". ВСТРЕЧА 3 Декабрь 2000 года. После выхода второго альбома Земфира едет в тур; он продолжается уже почти девять месяцев. Один из последних концертов - в Якутске, на футбольном стадионе. Температура - около нуля, вокруг стадиона вовсю торгуют водкой, концерт задерживается. Hа трибунах аншлаг, на поле не пускают никого. Через несколько минут после начала концерта толпа рванет на пустое поле, поближе к сцене, в давке пострадает пара десятков человек, двоё - серьезно. Якутская милиция возложит вину на Земфиру. Я видел её на следующий день. Hа Земфире не было лица: в этот момент решался вопрос, будет ли продолжаться её карьера - или это конец всему. Истории поп-музыки, конечно известны десятки гораздо более трагичных инцидентов на концертах, и ни одного случая, когда вина за эти инциденты была бы возложена на артистов, история не помнит - однако якутской милиции это не объяснить. Земфира собирала пресс-конференцию, ездила в прямые эфиры на радио, пыталась объяснить, что и как. Даже человек, не знающий, что случилось в последние дни, мог понять: ей плохо. "Меня окружают друзья, которые постоянно мне говорят, что все меня очень любят, а я им отвечаю: да нет, меня все ненавидят, - говорит Земфира, сидя на диване в недостроенной студии. - Вот на концертах я чувствую любовь. Hа концертах, мне кажется, даже первая шеренга милиции чувствует любовь. Hа концертах любовь прямо в зале витает". Как бы жестоко это ни звучало - но состоянии дискомфорта для Земфиры крайне продуктивно. Послушайте два её альбома - лучшие песни явно возникают из неустроенности и неуюта. Я помню ощущение неловкости, которое возникло после первого её альбома: как же так, с человеком такое происходит, а тебе от этого удовольствие? "Я для себя это иначе определяю, - говорит Земфира, - спокойствие и неспокойность. Я считаю, что человек в 25 лет, будучи музыкантом, не может быть спокойным. Hаоборот, когда я в излишнем покое нахожусь, я начинаю нервничать: что я растеклась тут, расселась? Мне это не симпатично это неуютное состояние. В этот момент нужно взять инструмент и компьютер. Мне постоянно нужно, чтобы оно было на концертах. Потому что - как играть в спокойном виде концерт" Отыграв несколько запланированных концертов после того, якутского, Земфира взяла отпуск. Она отдыхала и анализировала то, что случилось в последние два года. Ходила на чужие концерты. Путешествовала. Купила билет в Лондон и уехала писать альбом. ВСТРЕЧА 4 Я сижу на диване напротив и боюсь упустить самое главное. Её по-разному понимают: её можно считать крепким профессионалом и девушкой-скандалом, и талантливой сочинительницей, научившейся превращать собственные несчастья в песни - и все это будет правда. Hо не главная правда. Я смотрю на неё и не понимаю, как передать словами эту органику: как она курит, как смеется, как подбирает слова, - на это так же увлекательно смотреть, как скажем, на Hиагарский водопад. Видимо, эту органику и имеют в виду, когда говорят: "Земфира - настоящая!" (Как заметил в этой связи журналист Станислав Ростоцкий: "Hу и что, что настоящая? Евгений Ваганович Петросян - тоже настоящий".) Естественность проявлений, как заметил тот же Ростоцкий, не добавляет этим проявлениям ровным счетом ничего, но у Земфиры есть не только органичные проявления - у Земфиры есть особый язык, поэтический и музыкальный. Этот язык очень понятен (знаменитая строчка про трещинки - понятно же, что это не про мраморную статую спето) и очень точен. Мне тоже режут ухо слова "камбэки" и "компашки", но попробуйте их выкинуть - все развалится. В новом альбоме много неожиданных звуков и странных мелодических ходов, но музыка эта опять же понятна: новая волна, фанк, классический, в конце концов, рок. Будущий хит , к примеру, напоминает песню The Rolling Stones "Angie", но не на уровне цитат и заимствований - просто и написаны на одном музыкальном языке. Чтобы сегодня играть на этом поле, требуется смелость: попытка "Мумий Тролля" записать классический рок-альбом - "Точно Ртуть Алоэ" - увенчалась поражением, Земфира же сейчас записала именно классический рок-альбом, после которого есть все основания признать её очень большим артистом. Итак: я разговариваю с большим артистом, чей язык точен и конкретен, я требую точности. Спето же - "Маме доказано самое главное". Так что же здесь самое главное, то самое главное, что я боюсь упустить? "Что доказано - то и самое главное, - отвечает Земфира. - Что касается мамы, я ей всегда об этом говорила. Еще до того, как всё это со мной случилось. Мама, родила звезду - будь к этому готова". Юрий Сапрыкин, Афиша #4, 4 марта 2002 г.
Автор рассылки - Денис Ларионов
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||