Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аквариум - новости группы и сайта (74)


"АКВАРИУМ" - НОВОСТИ ГРУППЫ И САЙТА

74-й выпуск, 21 января 2008

НОВОСТИ

* Запланированные концерты:

  • 24.01 - Москва, "Апельсин"
  • 28.01 - Калининград
  • 1.02 - Санкт-Петербург, ДК Ленсовета, концерт в пользу бездомных, участвуют: БГ, "Сплин", "Маркшейдер Кунст"
  • 2.02 - Москва, "Союз Композиторов"
  • 5.02 - Хайфа, Мерказ Конгрессов, 04-8629959, билеты
  • 6.02 - Тель-Авив, Гейхал-ха-тарбут, 03-579-00-33, билеты
  • 8.02 - Ростов-на-Дону
  • 9.02 - Таганрог
  • 10.02 - Ставрополь
  • 23.02 - Москва, ДК МАИ
  • 24.02 - Москва, там же
  • продолжение ожидается...

Пожалуйста, присылайте свои отчеты о концертах на irina.v@gmail.com или публикуйте их и фотографии на ВНЕ.

по мотивам фото Кати ПетровойНапоминаем, что фотографировать можно только без вспышки.

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

* В предновогоднем "Аэростате" 30 декабря прозвучала новая песня Аквариума - "Теорема Шара".

 

АЭРОСТАТ

Как всегда, много интересного можно скачать и послушать тут, а именно:

  • Roy Orbison
  • Рождество
  • Науки Умеют Много Гитик
  • Русское Рождество
  • Запах Будущего

Тексты передач на сайте, послушать можно через архив Радио России (ссылки - в тексте каждой передачи, mp3 ищите на днях на том же самом Пустом месте или подпишитесь на подкаст с Аэростатами (). О технических деталях читайте на RussianPodcasting.ru.

На Пустых местах к каждому файлу прилагаются cue-файлы для нарезки передач на треки, за cue спасибо Майку. Программа, которая режет файлы по этим cue - вот тут, за заботу спасибо Павлу Северову.

Сайт "Радио России": www.radiorus.ru (с прямым эфиром - в воскресенье в 13-10 по московскому времени)
Эфир:
воскресенье 13-10,
в ночь со среды на четверг в 04-10 (повтор).
В Москве на FM 97.6 - воскресенье 13-10, повтор вторник 21-00 и в ночь на четверг - 00-10 и 04-10
FM частоты в других регионах - указаны на сайте "Радио России"

РАЗНОЕ

В "Разном" - новый любимый фильм - "Across the Universe" на музыку и слова Битлз :) Поскольку посмотреть его в России уже невозможно (да и было не очень-то), то ничего не остается, как рекомендовать torrents.ru.

ТРИВИЯ

Вероятно, все знают, что видео для песен в фильме "Аквариум. Тур" монтировались из нескольких концертов. Знаете ли вы, что в песне "Белая" (проще всего сейчас посмотреть вот тут) использованы записи целых трех разных концертов - что можно заметить по трем разным костюмам Андрея Светлова :)

Кстати, о видео - на YouTube все больше и больше концертных записей. Например, "Сокол" с великолепного (1, 2, 3) концерта в МХАТе 19 декабря.

ИНТЕРВЬЮ

журнал "Культпоход", январь 2008г. (полностью)

- Борис Борисович, все говорят с БГ о смысле жизни....
- Ой, нет, не надо о смысле жизни.
- ...а мне хочется поговорить с вами о личном - о музыке.
- Это лучше.
- Вот, например, этническая музыка. Как вы стали сотрудничать с Севарой Назархан?
- (Пауза). Севару ко мне привел Аллах (улыбается). Когда человек приходит от Аллаха, я не могу отказать (улыбается). Поэтому мы сразу с ней договорились. Она гениально спела у нас в двух песнях. (На альбоме "Сестра Хаос" - ред.) Потом нам довелось сыграть вместе... У нее успешно идет все на Западе, я рад за нее. Я по ее просьбе кое-что написал, но пока непонятно, что это.
- Что там примерно? Строчечку можно в виде автоцитаты?
- Не скажу. Нельзя! О невыпущенном невозможно говорить.

- Хорошо, давайте о выпущенном, но не вами. Что вы сейчас слушаете из этнической музыки?
- Давай сначала договоримся об определениях. Что такое этническая музыка?
- World. Музыка народов мира.
- Хорошо - индийская рага - это этника?
- Ну... да. То есть настоящие музыковеды скажут, что это никакая не этника, не фольклор, а классика, хоть и индийская. Мы можем об этом спорить сколько угодно, но в восприятии европейцев индийская рага - именно что этника... Причем экзотическая.
- В общем, да. С нашей точки зрения, только европейская музыка не является этнической.
- И рок.
- Так, все жанры европейской музыки - не этника по умолчанию. Из этого следует, что мы себя причисляем к Европе? Интересно (улыбается). А индийские раги я слушаю на протяжении десятка лет. Каждый день. У меня день с них начинается и ими заканчивается.
- Вы правильные раги слушаете? Утреннюю - утром, вечернюю - вечером?
- Конечно. Что я, самоубийца? Раг - более двухсот. Как и когда их слушать - это все сложно, но интересно. Я этим занимаюсь уже несколько лет. Существуют таблицы распределения раг по времени. Они все противоречивые. Но я попытался составить какую-то более или менее надежную таблицу. Не все раги четко определены. Некоторые эксперты противоречат друг другу. Но к единой схеме придти все-таки можно.
- А на чем слушать? Вот, например, известный концерт Рави Шанкара в Монтерее...
- Ну, Рави Шанкар - гений, зачем его обсуждать. Лучше искать его индийские пластинки. Когда он выступает на Западе, как на той записи из Монтерея, он очень хочет показать, что индийская музыка заслуживает того, чтобы ее слушали. Поэтому он больше показывает технику. Техника, конечно, невероятная, но мне ближе раги, записанные в Индии. Потому что там - настроение. В Индии он не очень стремится показать технику - там это не надо, а настроение передается блестяще. Кстати, с нашего сайта можно скачать много раг. Я выставлял по пятьдесят на каждые восемь частей суток.

- А Ближний Восток вам как? Что-нибудь в строну стиля кавалли, Нусрата Фатэ Али Хана?
- У Али Хана блестящие вещи есть. Не все мне близко, не все я хорошо знаю. Но великий человек, конечно. Хотя я предпочитаю тамошних музыкантов, менее раскрученных на Западе.

- К нам все попадает именно с Запада. Хотя Восток к нам-то поближе.
- Да, к сожалению, это чистая правда: почему-то мы восточную культуру принимаем с Запада. Хотя чему удивляться? У нас это все никого не интересует. Те, кому интересен Нусрат Фатэ Али Хан, могут пойти в западный магазин и купить все, что угодно.

Выпускать свое - я что-то такого вообще не замечал. И русских записей мало. Интересно, что мы свою собственную музыку считаем этникой! А этника, с моей точки зрения, самое перспективное направление. Все самое интересное последние несколько лет происходит на стыке электроники и этники. Потом был такой Пабан Дас Баул из Северной Индии. Он из племени баулов - они, так сказать, специализируются на экстатическом восприятии Бога. Странствующие поэты. И он записал пластинку с Сэмом Миллсом, тоже электронщиком. Мой любимый их трек - Dil Ki Doya. Потрясающая вещь! Так что, вот такая вот этника... А Майкл Брук, хоть я его и люблю, он все это обеззараживает. Когда Дживан (Дживан Гаспарян, армянский мастер флейты дудук - ред.) с ним играет, когда Али Хан с ним играл - это все на записи стало немножко более гомогенизированное.

- Realworld - это вообще такой лейбл, где все более или менее ровно.
- Да, просто Питер (Питер Гэбриэл, английский рок-певец, создатель лейбла Realworld и великий популяризатор музыки народов мира - ред.) пытается сделать так, чтобы все было более или менее доступно людям. Его можно понять. Но мне лично больше нравится непосредственное.
- Брук говорил, что рок-н-ролл - это сегодняшняя народная музыка...
- И я с ним полностью согласен. Хрестоматийное заявление. Это правда. Мало того: это архивная этника, поскольку рок-н-ролл вымер в 80−х годах.
- Наверное, имелось в виду, что много молодых людей этим стихийно занимаются, в США и Англии? Но не все становятся Coldplay...
- Упаси господь, чтоб все эти музицирующие мальчишки стали Coldplay! А так - да, народная музыка.
- А наши, которые играю по гаражам? Тьфу, у нас ведь не по гаражам играют, а на всяких базах при домах культуры...
- Где бы ни играли - это наша этника. Этническая музыка - это то, что поет народ. А народ поет то, что поет.

- Лет сто спустя сидят люди за столом, распевают "этат-поизд-в-огне..." и говорят: "Эх, народная песня!" То есть автора никто не помнит. Как вам такая перспектива?
- Прекрасная перспектива. Боб Дилан говорил: "Важны только песни. Я - лишь почтальон, который их доставляет". Каждый сонграйтер является звеном в очень длинной цепи. Цепь уходит в неизвестное время. Все, что мы поем, все хорошие мелодии, им не меньше тысячи лет, я уверен. Тысяча, если не больше... Они передаются, мутируют, смешиваются. Но вся хорошая музыка - очень древняя. И авторов не имеет.
- Автор не придумывает?
- Нет. Если ты посмотришь музыку средневековых композиторов, то обнаружишь там очень смешную ситуацию. Более половины произведений - анонимны, остальная половина - неправильно приписана. Был такой Жак Аркадель (Jacques Arcadelt, 1505-1568, бельгийский композитор - ред.), так вот ему приписывали все, что выходило, чтоб ноты продать. Там было так: один композитор сочинит мелодию, десяток по всей Европе переписывают ее, делают свой вариант. Что говорить: Бах перерабатывал Вивальди...

Все брали существующий материал. У музыки в принципе не может быть автора. Система двадцатого века, когда люди рвут друг другу глотки за "это-моя-песня" - она нелепа.
- Как это - "нелепа"? За это люди деньги получают. Авторские права там, performing royalties, mechanical royalties...
- Вот-вот. Это называется: право первородства обменять на чечевичную похлебку. Душу продали.
- Все так серьезно?
- С моей точки зрения, все это как раз не серьезно (улыбается). Музыка существовала всегда. Говорить об авторстве нелепо.

- Печально. Это значит, что количество хороших мелодий конечно.
- Нет! Оно бесконечно. Те мелодии, которые милы нашему уху - они милы сейчас. Не исключено, что через какое-то время милы будут другие комбинации звуков. Как в Средние века какие-то интервалы считались неблагозвучными и запрещенными.
- Септима, например.
- Да, септима "плохо действует на людей" - так считалось. А терцию вообще ввел Джон Данстейбл (John Dunstable, ок. 1390-1453, английский композитор - ред.)
С него начался Ренессанс, он, Данстейбл, ввел понятие мажора и минора. Он много времени проводил в Бургундии. После него начали писать музыку более, на наш взгляд, гармоническую. Потому что ранее все было достаточно линейно.
- До того были церковные лады...
- Да. Ренессанс - не такая простая штука, к нему нужно привыкнуть. Для нас классическая музыка началась с барокко, с 1600 года ориентировочно. А классицизм - вообще музыка обеденная, ресторанная. Что Гайдн, что Моцарт. Этот стиль меньше учитывает понятие Бога.

- Барокко - не easy listening?
- Ни в коем случае. Бах каждую рукопись подписывал фразой "Во славу божью". Стравинский говорил, что Вивальди написал один концерт и потом четыреста раз его повторил. Это остроумно, конечно. Но он должен был писать каждую неделю. Они вообще по-другому все это делали. Это мы сейчас сидим и вздыхаем: ах, музыка, ах, вещь серьезная, ах, нужно вдохновение... А у человека работа такая: к пятнице написать концерт. Все.
- Как журналистика...
- Ну, в общем, да. Как говорил Гендель про Телемана: "Ему написать симфонию легче, чем письмо". От Телемана две тысячи с чем-то произведений осталось! Это как человек работал, если учесть, что он ноты на весь оркестр расписывал! За три дня.
- Как говорил один чеховский персонаж, "он выработал приемы".
- Он выработал, но он отчасти их и изобрел. Появилась барочная труба - Телеман был первым, кто написал для нее концерт.
- Шутки шутками, но это настоящее творчество.
- Настоящее творчество. Главное - сейчас-то людям тоже ничто и никто не мешает заниматься творчеством. Но люди так озаботились получением денег и раздуванием собственной славы... Один известный московский музыкант попросил меня - давно дело было - написать слова для песен. Он прислал, я слышу, а это мелодия группы Yazoo (британские исполнители "новой волны" - ред.) Он знает, что я просеку этот плагиат. И в письме мне пишет: "Не боись, эти козлы в авторском обществе ничего не поймут". Я отказался работать с этим человеком. Тут же. Наотрез и навсегда.

- Вы как-то сказали: "Я ничего не умею: ни правильно петь, ни играть на фоно... Единственное, что я умею, точнее, у меня иногда получается - это писать песни". По-моему, как раз ваше умение много лет писать отличные песни с хуками, не снижая планки - это феноменальное мастерство. Почему вы не сотрудничаете с другими исполнителями?
- Написать песню - это обречь себя на очень серьезные последствия. Всего говорить не буду, чтобы никого не пугать. Написать песню, ничего туда не вкладывая - это бессмысленно...
- Почему обязательно "не вкладывая"?
- А если вкладывать - то я один буду знать, как ее петь! Я только знаю, о чем в песне, а очень многое нельзя выразить словами. Нужна интонация. Когда ты пишешь песню, только ты один понимаешь, о чем она. Да и то не сразу. Сотрудничество с Севарой - мой первый опыт такого рода. Я ее люблю, Севару, я ей доверяю, она - гений. Мне интересно, что из этого получится. Не исключено, что это вообще в последний раз.
Теперь - насчет умения писать хорошие песни. И насчет "мастерства". У меня есть куски новых песен, которые лежали по два десятка лет. Двадцать лет кусочек ждал своего времени. Кит Ричардс лучше всего объясняет, как что пишется: каждый день играет, то, что ему нравится, что-то мутирует, что-то получается. Я тоже так могу, но мне требуется недели три. Надо прийти в себя после светской жизни и перейти на другие рельсы. Но для этого надо дней пять сидеть играть на гитаре часов по пять-шесть.
- Ничего себе...
- В этом кайф и есть. Между тем, я завидую людям вроде Стива Меррита из Magnetic Fields, которые могут написать, скажем, сто песен за год, и все песни - хорошие. (Stephin Merritt - автор песен, продюсер, мультиинструменталист, лидер Magnetic Fields Группа образована в 1990 году в Бостоне, США, играет инди-поп-рок. Также Мерритт - плодотворный организатор сайд-проектов - ред.)

- А Элтон Джон как сочиняет, знаете? Двадцать секунд - и мелодия. Не идет - бросает. И Ричард Маркс того же "метода" автор - за три минуты песня не "склалась" - значит, уже никогда и не оформится.
- Это тоже правильно. Если у меня хороший текст - могу написать мелодию не за двадцать секунд, но в течение пяти минут что-то начнет бродить.
- Почти о том же я спрашивал Джона Кейла, у которого последние альбомы очень разные. Он сказал, что начинает с ритма. Потом текст...
- Он прав: ритм очень важен. Я, к сожалению, немножко пренебрегаю этим. В силу... ну, просто подход другой. Для меня гармония важней. Но Кейл прав - с ритмом тоже можно работать очень здорово.
- У вас с "DeadУшками" в свое время получился замечательный брейк-бит. Денс-версия "Снов о чем-то большем" стала хитом.
- Мне вообще Витя Сологуб очень нравится. Потрясающе талантливый человек. Поэтому я и согласился с ним тогда такой альбом записать. Но теперь мы сами можем делать такое! И более экспериментальное даже. Но с Витькой и Раховым интересно было поработать один раз.
- Невозможно было развивать этот "рейверский Аквариум".
- Да, некуда развивать. Если так уж хотелось бы этим заниматься - то надо было организовывать новую группу и... биться за каждый бит (смеется).
- Мне сразу вспоминается Radio Silence. Мне нравились англоязычные вещи БГ. Они пропали.
- Ну, что нравились - за это спасибо (улыбается). А пропасть ничего не пропало. Хорошие песни не пропадают. Те, кто хочет - все найдут. А если человек не хочет заморачиваться - так и хорошо. И не надо!


Все вопросы - к Справочнику

Ирина Воронежская,
irina.v@gmail.com


В избранное