Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загадки мира музыки - психология, теория, импровизация


Замена аккордов

Здравствуйте, дорогие гости Gorstorehov.com. В предыдущих статьях на тему импровизации мы писали о ладах народной музыки, в начале этой я бы хотел напомнить вам к чему мы их рассматривали. Лады народной музыки - дают нам ту основу, на которой строится гармония в любой тональности, мажорной или минорной. И в принципе множество произведений джазовой музыки строятся именно таким образом, но специфическое звучание темам придает именно использования "не стандартных аккордов", и ходов. Прежде чем переходить непосредственно к заменам аккордов необходимо знать, а что же собственно мы будем заменять. Заменяется именно та база, о которой мы выше упомянули. Давайте освежим в её памяти.
Например, нам понравилось звучание какого-то аккорда, скажем, До-минора (Cm). Как же нам развить его? Развивают гармонию, как вы помните субдоминанта и доминанта, причем вторая звучит напряжённо и предваряет возвращение в тонику или используется для перехода в другую тональность - мы говорили про это в статье про гармонию. Итак, наш аккорд до-минор и мы его хотим развить, значит нужно следующим взять аккорд субдоминантовой группы, который можно брать аж от трех ступеней гаммы тональности Cm, как вы помните. Пусть это будет стандартная субдоминанта от четвертой ступени, то есть ноты фа. Так как тональность у нас минорная то и аккорд от фа будет фа-минором (Fm). Если вы читали статью о ладах, то вам не нужно объяснять почему субдоминанта(далее S) от 4-ой ступени при минорной тонике минорная. Если же не читали вот вам в помощь схемка, в которой отмечено от каких ступеней можно построить S в случае тональности Cm:
субдоминантовые аккорды для Cm рис.1

Красными точками отмечены субдоминантовые ступени, которыми в рассматриваемой нами тональности Cm являются 2-рая, 4-ая, 6-ая, от них соответственно строятся созвучия, необходимые нам - на картинке изображены ноты соответствующие этим ступеням и аккорды. Мы уже выбрали трезвучие от 4-ой ступени, поэтому после тоники Cm возьмем аккорд Fm (она обведена красным на рис.1). Кроме Fm выберем еще полууменьшённый септаккорд (ре-полууменьшенный), который берётся в нашем случае от 2-ой ступени. Получается в S играем два аккорда.
Идём далее... следующим нам нужно выбрать что мы будем использовать в доминанте. Опять же мы можем построить созвучия от трёх ступеней. И снова, вот вам схема где изображены, на сей раз, варианты доминантовых аккордов для тональности Cm.
доминантовые аккорды для Cm рис.2

На рисунке 2 красными точками отмечены "доминантовые" ступени, от которых строятся аккорды выполняющие одноименную функцию - это 3-я, 5-ая и 7-ая. Мы из трёх возможных вариантов выберем тот, который отмечен кружком на рис.2, то есть Gm (соль-минор). Теперь попробуем взять все нами выбранные аккорды по очереди, играя их следующим образом. Размер четыре четверти, при ключе три знака бемоль, так как тональность Cm:
последовательность аккордов в Cm рис.3
читать далее


В избранное