Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хорошая поп-музыка из Европы

  Все выпуски  

Хорошая поп-музыка из Европы # Sparks 'Lil' Beethoven: Live In Stockholm' [2004]


Sparks 'Lil' Beethoven: Live In Stockholm' [2004]

Юмор камерного характера. Прекрасное во всех отношениях зрелище.

Вообще-то, во всем, что касается Sparks, я новичок. Прошло всего два года с тех пор, как меня пленил сначала "Lil' Beethoven" 2002-го года, потом "Balls" 2000-го. Ныне я очарован "Hello Young Lovers" 2006-го, однако об этом альбоме все уже было рассказано ранее. История начиналась с "Lil' Beethoven", и сегодня этот альбом - сюрприз! сюрприз! - вернулся в новой ипостаси.

Sparks меня не перестают удивлять. Группе такого возраста и с таким почтенным послужным списком (состоящим, напоминаю, из двадцати альбомов), просто неприлично продолжать играть. Тем более, не просто играть, а зажигать и даже развиваться. Двое братьев, работающих рука об руку тридцать с лишним лет? Абсурд какой-то! Вот посмотрите на Modern Talking: то соберутся, то развалятся, то снова соберутся - молодцы! А Sparks как играли, так продолжают играть, причем без "грандиозных камбэков" или "юбилейных туров золотого состава с исполнением всех старых хитов". Поразительно, честное слово.

Когда я услышал "Lil' Beethoven" впервые, то подумал: как ТАКОЕ могло придти кому-нибудь в голову? Когда увидел "Lil' Beethoven: Live In Stockholm" на прилавке, подумал: как это вообще можно исполнить "живьем"? С одной стороны, напрашивается масштабный симфонизм где-нибудь на Trafalgar Square, как у Pet Shop Boys с "Battleship Potemkin". Но стоит ведь только Расселу открыть рот, как вся площадь помрет со смеху! Не потому, что поет он плохо, нет-нет-нет, просто голос у него такой - сардонический до невозможности. Уверяю вас, уже одним уже своим видом Sparks превратят любой масштабный симфонизм в балаган, а это выброшенные деньги инвесторов и позор для исторической территории. Масштабный симфонизм отпадает.

Клубный вариант? Ни в коем случае. Уже в самой первом номера альбома (я надеюсь, вы заслушали его до дыр и с вами можно беззастенчиво обсуждать такие вещи?) появляется некто Ритмокрад и лишает музыку всяческого грува. Ибица запоздало кричит "Нет! Нет!", но сделать ничего не может. Клуб, в котором нету грува - это не клуб, а черт знает что, так что клубный вариант тоже отпадает.

Карнеги-холл? Опять мимо. Чтобы туда попасть, нужно практиковаться еще и еще, стремясь переплюнуть Артура Рубинштейна, а кому такое под силу? Рон весьма изящно пародирует известную шутку ("How do I get to Carnegie Hall?" - "Practice."), появляясь на сцене с почти двухметровыми руками-протезами и имитируя исполнение ими виртуозных фортепианных соло.

Остается стокгольмский Sodra Teatern, а это, хочу я сказать, далеко не самый худший вариант. Представьте себе небольшой зальчик с креслами и балконами, в первому ряду которого помещается от силы пятнадцать человек зрителей. Все чинно сидят и вежливо аплодируют, никто не бесится и не прыгает со сцены вниз головой. Юмор Sparks носит камерный характер, так что для лучшего его восприятия нужен камерный зал - именно такой, как в Sodra Teatern. Надеюсь, ни одного постороннего человека на выступлении не было, и ничей незащищенный мозг не пострадал.

Потому что адекватно воспринимать творчество Sparks эпохи альбома "Lil' Beethoven" способен далеко не каждый. Посудите сами: такого уровня издевательства над современной поп-культурой (куда, конечно, автоматически включаются и рок, и металл, и хардкор) история еще не знала. "What are all these bands to angry about?", удивленно вопрошает Рассел в третьем номере, а заканчивает выступление игривой песенкой про белых парней, во всем старающихся подражать черным. Прочие номера клеймят позором уродливых парней, снабженных красивыми девушками, рассказывают о прелестях супружеской жизни в одиночку и воспроизводят волнительные моменты бесед с телефонными автоответчиками. Достойнейшее смысловое наполнение, однозначно.

С музыкальной точки зрения материал альбома состоит из смеси фортепианных пассажей, хоралов, оркестровок, тяжелых гитар, клавесинов, барабанов, литавр - в общем, всего, чего только можно. Воспроизвести это многоголосье на сцене, конечно, возможно, но только с помощью многих и многих рук. Чтобы не устраивать толкучку и не превращать концерт в назойливую демонстрацию исполнительского мастерства (главный состав группы - это братья Russel и Ron Mael, никто больше), Sparks изящно выбросили примерно половину инструментальных партий в фонограмму. Чем не ход? На сцене остались, кроме самих Sparks, одна девочка (Tammy Glover) и одни мальчик (Dean Menta), что позволило музыкантам заняться своим излюбленным делом - балаганом.

Балаган в исполнении Sparks выглядит так: Рассел в щегольском красном костюме скачет по сцене и поет, в то время как Рон в неизменных очках и брючках похаживает с руками-протезами, машет зажигалкой, изображает лошадку на детский манер, выхаживает в обнимку с девицей или просто елозит на стуле, словно бы от нетерпения. Что касается девочки и мальчика, то они стучат в литавры и поют хором, ничем не отвлекая внимание зрителей. Мальчик еще играет на гитаре, а девочка работает на ударной установке (тоже, кстати, нетипичная картинка). На задник сцены проецируются всяческие смешные картинки, и благодаря этому 45 минут исполнения альбома пролетают до обидного незаметно.

На диске есть и вторая половина, состоящая из всех самых главных хитов Sparks прошлых лет, включая "This Town Ain't Big Enough For Both Of Us" и "Amateur Hour". Здесь тоже все неплохо, но много менее зрелищно - все сидят за своими инструментами и играют, вполне честно, с минимальной помощью фонограммы или даже без оной. Собственно, это то самое, чем могло бы стать исполнение "Lil' Beethoven", не будь ставка сделана на балаган - сделана правильно, я имею в виду. Кроме того, возраст Рассела, которому на момент создания записи стукнуло 50 лет, берет свое: непрерывные прыжки по сцене не позволяют ему должным образом "вытягивать" непомерно высокие партии хитов прошлых лет. В новых песнях такого безобразия нет, поэтому звучат они заметно более уверенно.

В общем, "Lil' Beethoven: Live In Stockholm" - прекрасное во всех отношениях зрелище. Всем фанатам Sparks показано иметь этот диск в своей коллекции. К сожалению, российские издатели не побеспокоились ни о полагающихся биографических бонусах, ни вообще о сколько-нибудь приличном исполнении диска. Меню и разбивка треков в нем отсутствуют начисто, а картинка... Скажем так, она оставляет желать лучшего. Только присутствие Sparks от первого до последнего кадра греет душу при просмотре.

Тима Крамской

Эта статья доступна в онлайне.
Эту статью можно обсудить на форуме
.

В избранное