Тони Айомми, имя при рождении Фрэнк Энтони Айомми (Tony Iommi, Frank Anthony Iommi) — английский гитарист, основатель и бессменный участник группы Black Sabbath. Вместе с остальными членами группы оказал определяющее влияние на развитие тяжелого и металлического рока как стиля.
Ранние годы
Тони Айомми родился 19 февраля 1948 года в Бирмингеме, Англия. Он был единственным ребенком отца-итальянца и матери англичанки. Именно родители оказали влияние на формирование музыкального вкуса мальчика: у отца Тони было множество родственников, которые почти все играли на аккордеонах и барабанах, мать будущего гитариста играла на гармонике. Тони учился в одной школе с Оззи Осборном, но они находились в разных компаниях и не общались. Со своими друзьями он подшучивал
над голосом Оззи и сравнивал его с голосом девочки. Тони Айомми говорил, что в то время Оззи даже раздражал его, и они иногда дрались. До увлечения музыкой Тони занимался контактными видами единоборств и думал, что его будущая жизнь будет связана именно с этим. Тони Айомми начал учиться играть на гитаре, когда ему было пятнадцать лет. Его первым инструментом был Watkins Rapier. Эта модель была дешевой и предназначалась для гитаристов-левшей. В интервью журналу Guitar World Тони признался, что в начале
карьеры на него оказали влияние старые блюзовые записи и группа Shadows. По словам музыканта в то время его кумирами были Хэнк Марвин, Эрик Клэптон и Джимми Хендрикс, также ему нравились джазовые гитаристы, такие как Уэс Монтгомери. В молодости Тони Айомми работал оператором пресса на сталелитейном заводе. В последний день работы, перед тем как он должен был уволиться и отправиться с группой в тур по Германии, его пальцы попали под пресс. В результате, гитарист лишился кончиков среднего и безымянного
пальцев правой руки. Тони пережил депрессию, все врачи говорили, что он никогда не сможет играть на гитаре. Один из друзей принес ему запись джазового гитариста Джанго Рейнхардта, который играл двумя пальцами после того, как получил травму во время пожара, и это вдохновило Тони Айомми снова взять в руки гитару. Вначале Тони пробовал менять руки и скользить по грифу левой. Но это получалось с трудом, и тогда он решил играть как и раньше правой, используя только указательный палец и мизинец, связав поврежденные
пальцы. Затем он расплавил бутылку из-под моющего средства, сделал что-то вроде наперстков и добился того, чтобы они правильно сидели на пальцах. Потратив долгое время на изготовление, Тони обнаружил, что их концы не прижимают струны и приделал вырезанные куски кожи на окончания. Потом пришлось обрабатывать края и натирать приклеенную кожу до блеска, пропитывать ее маслами. Из-за того, что пальцы утратили свою чувствительность, Тони Айомми переучивался делать различные приемы, такие как бенд и вибрато. Сам гитарист
сказал, что «это было лишь делом практики и упорства, использовать слух взамен утраченного осязания». К девятнадцати годам он уже успел поиграть в различных блюз-роковых группах. Во время пребывания в группе Mythology Тони Айомми познакомился с барабанщиком Биллом Уордом. В 1967 году была основана группа, которая получила название Polka Talk Blues Band. Ее членами стали: Оззи Осборн (вокал), Тони Айомми (гитара), Гизер Батлер (бас), Билл Уорд (барабаны), Джимми Филипс (слайд гитара) и Алан Кларк (саксофон).
После двух концертов Джимми Филипс и Алан Кларк покинули группу. Позже название Polka Talk Blues Band было изменено на Earth. Тони Айомми охарактеризовал творчество этого периода следующими словами: «Мы играли блюз в быстром или среднем темпе, а потом 12-ти тактовый блюз. В конечном счете мы развалились и избавились от саксофониста и слайд гитариста. Все четверо хотели покончить с блюзом». В конце 1968 года Тони получил приглашение в группу Jethro
Tull после того, как Мик Абрахамс покинул состав, чтобы образовать Blodwyn Pig. В составе новой группы он сыграл на концерте Rolling Stones «Rock And Roll Circus» в декабре 1968 года, исполнив «Song For Jeffrey». Кроме того, Айомми успел написать гитарную партию для песни «Nothing Is Easy», которую Jethro Tull записали уже с Мартином Барре для альбома Stand Up. Тони Айомми находился в группе в течение двух недель и после этого единственного выступления вернулся в Earth, но за это время его понимание
музыки сильно изменилось: «Я сказал: «Мы должны сочинять свою музыку. Мы действительно должны взяться за это дело, вкалывать и написать несколько своих собственных песен». Что мы и сделали. Сначала мы написали «Wicked World» и «Black Sabbath». Эти песни попали на нашу первую пластинку. Нам очень понравилась идея усиления звука и громкого исполнения…» В Англии существовала еще одна группа с названием Earth, что однажды привело к курьезному случаю:
группу пригласили на выступление, и когда участники вышли на сцену, они увидели непривычную для себя аудиторию. Оказалось, что организаторы приняли группу за одноименный поп-коллектив и пригласили ее на выступление на танцах. По словам Тони Айомми, после этого было принято решение придумать для группы название, которое бы отражало ее звучание. Участники остановились на Black Sabbath или Черный шабаш по американскому переводу названия итальянского фильма ужасов «I tre volti della paura». В феврале 1970
года Vertigo Records, выпустил первый альбом Black Sabbath, название которого было созвучно имени группы. Запись альбома в студии проходила в течение двенадцати часов на два четырехдорожечных магнитофона. Музыка на этом альбоме представляла собой хард-рок с влиянием блюз-рока, но уже на первых же записях проявился особый узнаваемый стиль Black Sabbath. Согласно воспоминаниям Оззи Осборна, однажды во время просмотра какого-то фильма ужасов, Тони предложил: «Если
людям нравится платить за фильмы-ужастики, может быть, им понравится и музыка-ужастик?» Воплощением этой идеи на дебютном альбоме стала заглавная песня «Black Sabbath», для которой Тони Айомми сочинил необычный «зловещий» рифф, используя редкий интервал тритон. Это созвучие в средние века называли diabolus in musica, что музыкантам очень понравилось, так как сочеталось с мистическим текстом песни. Однако, вопреки слухам, это прозвище тритон заслужил не за «мистическое» звучание, а потому, что считался
в средние века диссонансом. Через четыре месяца альбом был переиздан в CША (Warner Bros. Records) и был распродан миллионным тиражом. После одного из концертов на участников группы напали скинхеды и рука Тони Айомми была травмирована, из-за чего пришлось отменить следующее выступление.