Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Олег Газманов - жизнь и творчество музыканта # 87



Олег Газманов - жизнь и творчество музыканта

ВЫПУСК 87


Практически сразу после сольного концерта, состоявшегося в Санкт-Петербурге 26 марта 2011 года, Олег Газманов дал большое интервью "Дорожному радио", которое сегодня предлагается Вашему вниманию для внимательного прочтения :). Ссылка "Слушать интервью" обрадует тех, кто любит слушать, а не читать :)

Больше двадцати лет назад Олег Газманов написал один из своих первых хитов «Танцуй пока молодой». Но глядя на артиста сегодня, можно подумать, что прошла всего пара лет. Олег по-прежнему может дать фору любому мальчишке, каждый раз выходя на сцену и заряжая зал своей мощной энергетикой. А публика готова подпевать ему в каждой песне, слова которых знает наизусть. Не это ли главная награда для Народного артиста России?!

Беседовала: Юлия Павлова
редактор рубрики «Музыка на Дорожном радио»

Слушать интервью

Олег, я очень рада, что сегодня выпала возможность побеседовать с Вами. Во-первых, потому что можно сказать, что я выросла на Ваших песнях и со многими из них связаны детские ностальгические воспоминания. В связи с этим хотела поинтересоваться: а есть ли у Вас какие-то приятные воспоминания, связанные с теми или иными песнями. Может, это какой-то период Вашего творчества, может песни Вашего детства или любые другие...?

Дело в том, что песни как дети. С каждым из детей что-то связано, каждый из детей появляется в разный период жизни. Я написал столько песен, что у меня сейчас даже мысли разбежались. Если вспоминать все эпизоды, это займет, наверное, целый день, потому что песен очень много и с каждой связаны разные воспоминания. Когда у меня появился первый ребенок — мой сын Родион, я его глазами проживал жизнь. Сейчас глазами моей дочки я проживаю уже третью жизнь. Таким образом, ты по-новому смотришь на мир: объясняешь, почему падают листья, глазами ребенка смотришь на дождь и думаешь, почему он такой красивый, когда тепло и такой противный, когда холодно...Также и с песнями. В этом плане я, наверное, счастливый человек, потому что когда я пишу, я как будто становлюсь персонажем своей песни. Например, когда я писал «Есаула», мне было очень горько. Ведь, это песня о событиях революции 17-го года, когда масса людей должна была покинуть страну. И, на самом деле, есаул бросает вовсе не коня — это аллегория. Он бросает Родину. Похожая история связана и с песней «Питер». Как-то в белую ночь у меня было такое чудное настроение! Я бродил по этому потрясающе красивому городу, а после записал свои ощущения, 4 раза повторив одно слово — фонари. Потом оно меня буквально преследовало, и я понял, что я уже написал песню. Я еще до конца не понимал, какой она будет, но с этого момента стал об этом думать. Было время, когда я 10 суток не спал — настолько эта мысль сидела во мне, как заноза! Такое чувство, что я был в сердце города и вместе с ним перемещался по стране. Постепенно ритм, слова и аранжировка складывались в единую картину. И с точки зрения поэзии, я считаю, что «Питер» — это лучшая моя песня. Но я очень редко ее исполняю, потому что она очень трагическая. Первый раз я спел ее под гитару своим друзьям, которые эмигрировали в Берлин из Питера. И они рыдали. Непонятно, откуда берутся все эти песни. При чём тут я и Питер? Но через меня прошла эта волна. Видимо, это нужно было для тех людей, которые уехали, для того, чтобы задуматься...

А что Вас связывает с нашим городом? Ведь если рождаются такие строки, наверное это идет из глубины души...И как Вас встретил Питер вчера на Вашем сольном концерте?

У меня вчера был очень сложный концерт. А сегодня будет еще сложнее... Потому что только прошел мой тур по городам Сибири, где я очень простыл. Простуда пошла на связки, и сейчас я с трудом говорю. Вчера некоторые песни мы даже спели на тон ниже. Но от концерта у меня остались очень теплые впечатления — был полный зал. Люди пели со мной мои уже известные песни и, что самое главное, не шелохнувшись слушали новые. К этому никогда невозможно привыкнуть. Счастливее я, наверное, не бываю. У меня есть 3 главных момента счастья. Первый — любовь, семейные отношения. Второй — это тот процесс, когда я что-то сочиняю и понимаю, что у меня получается. А третий — когда я «отражаюсь в глазах» людей, пришедших на мой концерт. И, кстати, в новой программе я сделал для себя открытие. Несмотря на то, что мне самому больше нравится исполнять жесткие, мужские песни, в свой мартовский репертуар, в честь Дня 8 марта, я включил побольше лирических произведений. Как выяснилось, их у меня набралось больше чем на двухчасовой концерт. Резонанс был поразительный! Видимо, на мои выступления приходит больше женщин, чем мужчин, и они от меня этого ждали. Я сейчас перекраиваю программу, и как раз вчера был такой концерт. Конечно, это очень приятно!

Олег, в этом году Вы отмечаете юбилей. А по внутренним ощущениям с каким багажом Вы подходите к этой дате? Какими достижениями и проектами Вы гордитесь, а ведь у Вас были на самом деле социально значимые проекты. И какие цели еще впереди?

На самом деле я не смотрю на свое 60-летие как на какой-то рубеж. Я стараюсь относится к этому просто. Вот дерево растет, питается солнечными лучами и не знает, сколько ему лет. Фруктовое дерево приносит плоды...Также и я - живу и пишу песни. Недавно я задумался: чем я занимаюсь и занимался в жизни? И выяснилось, что я всегда делал то, что мне нравилось. Поэтому неважно, сколько мне лет: 50, 60, 70...Если мне нравится петь, я буду выходить и петь. Как только мне это перестанет нравится, наверное, я пойду на пенсию...Но мне это нравится! И выводов делать не хочется. Всё будет очень просто: соберутся друзья, поздравят, и я поеду в свой бесконечный тур по стране, который длится вот уже больше 20 лет. Будут новые песни и новые идеи. А что касается социальных программ, они были, есть и будут.

Уже есть какие-то планы относительно будущих социальных программ?

Да. Я являюсь Послом доброй воли детского фонда ЮНИСЕФ. И сейчас мы разрабатываем один проект. Дело в том, что у нас, как и во всем мире, есть процент детей с ограниченными возможностями двигательных функций. При этом мыслят они прекрасно, но из-за отсутствия условий, такие дети не могут чувствовать себя полноценными, не могут учиться. Мне кажется, на это нужно обратить внимание. И я хочу посвятить несколько своих концертов сбору средств для обустройства школ, создания неких «ковчегов», чтобы дети могли вливаться в среду здоровых сверстников и учиться с ними наравне. А для остальных ребят это будет полезно тем, что они будут знать, как бывает в жизни...
А также я буду продолжать проект против наркотиков и СПИДа под названием «Даже не пробуй!» К сожалению, он требует больших материальных и энергетических затрат. Поэтому по мере поступления спонсоров мы этот проект также проведем.

Конечно, я считаю, очень важно показывать пример подрастающему поколению. Олег, вчера в концерте Вы исполнили три новые песни, которые написали для кинофильмов. А что вас привлекает в данном проекте, я имею в виду музыку для кино?

Я, кстати, вчера во всех трех песнях местами забыл текст... А привлекает меня интересный опыт. Конечно, хорошо было бы сказать, что привлекают гонорары, но нашим композиторам денег особо не дают. Просто я написал такое количество песен, что порой даже сложно найти новую тему,  не знаешь, о чём писать. И когда я читаю сценарий, который мне нравится, то в голове возникают какие-то образы...Это первое. А второй момент —  режиссер.  Рауф Кубаев, конечно, всю душу из меня вынул. Я очень долго отказывался писать про пограничников, поскольку понимал, что это очень сложная тема. Ведь за все годы советской власти и до этого не появилось ни одной гражданской песни, с которой можно было бы поднять флаг пограничников. Вот авторские песни самих «погранцов», конечно, красивые, но, все же,  остаются на уровне солдатской песни. А  той самой песни, которая заставила бы общество посмотреть на их службу и позволила бы гордиться страной, до сих пор нет. И я восхитился сложностью задачи. Можно сказать, что режиссер взял меня на «слабо». Я мучался, наверное, полгода. На 90% был уверен, что не напишу. А потом меня «прорвало», и получилась песня, за которую мне не стыдно. Я надеюсь, что она понравится не только пограничникам, но и всем, кто будет смотреть фильм. А ее презентация состоится на официальном концерте в День пограничника. 

Олег, Ваша юбилейная программа называется «Измерение жизни», а в одноименной песне есть такие слова: «Я измеряю жизнь количеством друзей». А верно ли, что друзей должно быть много? Может лучше один-два, но настоящие?

Кто сколько потянет. Это как любовь. У некоторых может вообще не быть ни любви, ни друзей. Но много друзей, к сожалению, не бывает. А строчка «Я измеряю жизнь количеством друзей» — это аллегория. Там есть еще такие стихи:
«Я пленник музыки, что за собой зовет,
Распятый строками, что ввысь меня уносят.
И мне все кажется, что не наступит осень
И никогда не будет прерван мой полет...»
Каждая моя песня — это мое сегодняшнее ощущение жизни. И мне кажется, что никогда не будет прерван мой полет. Сейчас как раз тяжело и актуально об этом говорить, когда почти что мой ровесник Саша Барыкин, которого я хорошо знал, практически умер на сцене. К сожалению, это неизбежно...

Всегда тяжело терять талантливых людей и очень обидно...Олег, возвращаясь к теме дружбы, можете ли сказать, что Вы хороший друг?

Не могу так сказать. Потому что иначе будут считать, что я сам себя хвалю. Наверное, это надо у моих друзей спросить.

А в воспитании детей Вы больше друг или строгий родитель? И сходятся ли Ваши взгляды с женой по этому вопросу?

Иногда друг, иногда и строгий родитель. Это зависит от возраста моих детей. Родиону скоро будет 30, поэтому для него я скорее друг, наставник. А Марианне 7 лет. Здесь уже не могу сказать, что я для нее друг. Надо какое-то другое понятие подобрать... А сходятся взгляды с женой или нет...Не всегда. Она, кстати, более жестко к ним относится, чем я. Наверное, потому что Марина всегда рядом с ними. А я часто нахожусь на гастролях, очень скучаю и, приезжая, готов сделать для них всё. 

Получается, что Вы для них добрый папа?

Вот и она так говорит: «Тебе хорошо — ты для них добрый папа»...

Олег, у Гёте есть такое высказывание: «Желание всех отцов — осуществить в своих сыновьях то, чего недостает им самим». Каким Вы мечтаете видеть своего сына?

Я, как раз, не собираюсь заполнять те пробелы, которые я сам не совершил. По-моему, это глупо. Каждый человечек, который рождается, должен сам избрать свой путь. Господь даёт нам возможности, а дальше, мне кажется, чем меньше вмешиваешься, тем лучше. Я дал сыну прекрасное образование. А что будет дальше..? Я не могу его всю жизнь за собой вести. Так и не должно быть. Дальше уже его путь. А что я хотел бы? Я хочу, чтобы они были счастливыми. Неважно: в музыке, в строительстве или еще где-то. Главное — чтобы в их жизни была гармония.

У Родиона сейчас сольный проект, новые песни. Вы как-то рассказывали, что сознательно не помогаете ему, чтобы, цитирую, не «загазманить». Сейчас также считаете? Ведь в бизнесе он уже доказал свою самостоятельность...Принципиально хотите, чтобы в музыке он всего добился сам?

Доказал или нет — это еще вопрос. А по поводу музыки...Мы с ним говорили на эту тему. Я считаю, что обидно с таким образованием, со знанием языка идти в музыку, где ничего непонятно и неизвестно, в какую сторону рулить, особенно сейчас. А потом подумал, что ведь у меня была такая же история. Я писал кандидатскую по теплообмену, читал лекции в Академии, ходил в море, занимался спортом и меньше всего думал, что буду музыкантом. Но потом я просто не смог без этого жить. Вот сейчас я до конца не понимаю, что с ним происходит. Да и он сам, мне так кажется, не понимает этого. Если он не сможет жить без музыки, то с этим ничего нельзя поделать. Это зов, который порой даже мешает спать. Сейчас он поет в свое удовольствие вместе с группой музыкантов. Я был на его выступлении, где он три раза спел на бис одну и ту же песню. Она называется «Белый персидский кот». Я консультировался по его вопросу с приятелем, талантливым музыкантом и аранжировщиком. И он сказал, что то направление, который выбрал Родион безнадежно в плане продвижения.

Это поп-рок, насколько я знаю?

Даже не важно, как оно называется. Я вообще не люблю называть музыкальные направления, поскольку всё очень переплетается. Вот у меня всё зависит от поэзии. Если она жесткая, то это рок музыка, если лирика, а ритм танцевальный — это диско. Поэтому не хочу рассуждать о направлении, в котором он пишет. Это его самовыражение. Но то, что он спел на бис целых три раза — это, конечно, поразительно. Вот мы с другом рассуждаем с точки зрения математики. А творчество математикой не измеришь. Людям нравится это и всё! Также взрослые часто поражаются, как дети крутят на кассете одно и то же место. Также я не понимаю некоторые молодежные направления. Может быть они и ошибаются, но они хотят чего-то нового. И бесполезно им указывать, как должно быть с точки зрения взрослых. 

В каждом поколении свои герои. Это уже классика жанра.

Да. Хотя на нашем концерте молодежи было где-то 50%. Для меня это  поразительно. Люди подходили за автографами и рассказывали, что пришли на концерт больше из чувства ностальгии по песням, которые они слышали в детстве. И не ожидали, что он окажется настолько энергетически мощным. Вот, как раз, молодежь воспринимает творчество больше на уровне энергии. Нравится — не нравится. В этом и заключается его магия. Оно либо трогает, либо нет. Вот и Родион занимается и музыкой, и бизнесом. А что перетянет? Я даже не знаю...

Поживем-увидим, как говорится... Олег, Вы часто отвечаете на вопросы цитатами из собственных песен. Вот говорят, что глаза — зеркало души. А можно ли в Вашем случае сказать, что Ваши песни — это то самое зеркало.

Мне просто так легче придумывать ответы на похожие вопросы в интервью. Тем более, поэзию я считаю более концентрированной мыслью, чем прозу. Вот например песня «Погранзастава». Там есть такие слова: «Погранзастава. Кому звезда, кому покой, кому-то слава...» Те люди, которые служили, сразу всё понимают, и возникает много мыслей. Поэтому я и отвечаю на некоторые вопросы словами из моих песен.

А можно ли сказать, что какие-то из них автобиографичны?

Не совсем. Например, у меня есть песня «Прощай». Там есть слова:
«Прощай. Это значит, что мы никогда.
Это значит, что нечем дышать.
Это значит веками не спать.
Стала слишком широкой кровать для меня одного...»
Я во время пика своей любви никогда не расставался навсегда. Но я с ужасом после какой-то ссоры подумал, что вдруг мы расстанемся. И у меня родились эти строчки. Но в итоге же я не расстался, поэтому можно ли считать эту песню автобиографичной или нет? Я не знаю. Да я и не задумывался над этим. Все образы рождаются во мне, но они не всегда соответствуют тому, что было.

А чего просит Ваша душа сегодня? Может быть есть уже готовые строки?

У меня много неоконченных песен. Я пишу как антенна, которая принимает сигнал. Если сигнал идет, у меня легко дописываются строчки. Если нет — я не пишу дальше. Вот опять же, чем поэзия лучше прозы... У меня есть одна песня, которая начинается так:
«Мы друг друга понима...
С полусло...и полувзгля...» (В этот момент Олегу на мобильный позвонила его супруга Марина...) Или еще одна: 
«И не надо ничего говорить,
Ты и так дороже всех на свете.
Клятвы — это просто слова,
А слова — это просто ветер.»
Вот из таких кусочков получается мозаика, возникает мелодия, а после и целая песня.

И получается очень глубокий смысл...

Да и не хочется писать бессмысленных песен. Есть такая история, когда одно и то же слово повторяешь несколько раз под бодрый ритм...Но то же самое можно делать и в песнях со смыслом. А еще интересно, когда слова из твоих песен уходят в народ и живут потом отдельно. Вот например, «Мои мысли — мои скакуны» — это устойчивая официальная фраза в психиатрических больницах у профессионалов. Это реально признаки шизофрении. Ко мне то это точно можно применить...(смеется).

Олег, спасибо за интервью. Мы желаем Вам, чтобы Ваша душа пела, заряжая своей энергией окружающих и Ваших близких. И напоследок пожелайте что-нибудь читателям сайта dorognoe.ru и слушателям «Дорожного радио».

«Дорожное радио» — это радио, которое слушают в дороге... По крайней мере, звучит это так. У меня огромное количество песен, в которых так или иначе упоминаются дороги. Одна из них называется «Марк, Матфей, Иоанн и Лука». Она как раз для православного человека. Перед выходом из дома и собираясь в дорогу, важно помолиться этим Святым защитникам. Я стал размышлять об этом, и появилась эта песня. А еще желаю вам счастья, удачи и безопасных дорог!


Как всегда
Ваш WebMaster


Ваши замечания и предложения присылайте на наш e-mail
Свои отклики Вы можете оставить также в нашей Гостевой Книге
Ну и, конечно, ждем Вас на нашем сайте в любое время дня и ночи !


Лучший подарок для ценителя хорошей музыки !
Новый альбом Олега Газманова "Семь футов под килем" вышел в свет!
Доставка в любую точку бывшего СССР :)
ПОСМОТРЕТЬ ДИСК


В избранное