Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все об электронной музыке - стили, направления, релизы, альбом


Выпуск 11 - DUB

 

Это одиннадцатый выпуск рассылки "Все об электронной музыке!!!" предоставленной создателями сайта www.electromusic.su В этом и дальнейших выпусках мы будем повествовать интереснейший рассказ о стилях, направлениях, истории зарождения электронной музыки.

 

Архив предыдущих выпусков находится тут

 

Даб (англ. dub) — музыкальный жанр (ответвление dowmtempo), возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, дабстеп и других.

Название “dub” происходит от названия дополнительных инструментальных вариантов (dub-plates) известных популярных синглов в стиле ска, рокстеди и, позднее, - реггей. Первоначально эти варианты использовались продюсерами для того, чтобы проверять уровень отдельных звуковых дорожек при записи, по очереди приглушая вокал и ритм. Согласно одной из легенд, такой “выпадающий” дабовый стиль сведения появился в начале 1972 года, во время воспроизведения нескольких удачных партий баса и ударных в принадлежавшей Ли Перри студии Black Ark. King Tubby внезапно вскочил со своего кресла и воскликнул: “Скрэтч, это безумие! Мы можем прямо так их и оставить!”

История и корни даба окружены мистикой. Музыка реггей тесно связана с мистическим опытом религии Растафари; традиционные барабанные стили “ньябинги воинов” (nyabinghi drums of the obeahman) вдохновляли раста Count Ossie и Ras Michael, и были великолепно использованы Бобом Марли и группой Wailers в песне “Rastaman Chant” [альбом Burnin', Tuff Gong/Island]. Затемненные помещения студий Кингстона (Black Ark, Channel One, Harry J и Tuff Gong) тесно связаны своей культурой с западным побережьем Африки. Сущность даба складывается из множества элементов: очень низкого баса, вкрадчивого и устойчивого рисунка барабанов, отрывистого вокала, духовой, гитарной и клавишной аранжировки, которая образует причудливый коллаж, украшенный замысловатыми эффектами. Пещерная реверберация, переливающийся флэнжер и триольные задержки, срывающиеся в нервную дрожь, рисуют на холсте даба любые настроения - от трансцендентного спокойствия до безумного драйва.

По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. Поскольку даб является производным от регги, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.

Это направление получило свое название благодаря «дублированию» песен реггей их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов, и к середине 1970-х развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссёрских экспериментов. Обычай перезаписывать песни реггей без вокала начался в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Где-то к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни.

Наиболее заметным из «ранних» ди-джеев был У-Рой, получивший известность благодаря тому, что вел импровизированные диалоги с певцами на записях. Аудиосистема, на которой работал У-Рой, принадлежала звукорежиссёру Кингу Табби. Последний микшировал все инструментальные дорожки, под которые У-Рой говорил. В конце концов, Табби начал экспериментировать, делая ремиксы этих инструментальных дорожек, увеличивая громкость ритм-секции, выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, и добавляя новых эффектов, таких как реверберацию и эхо. Многие поклонники реггей восприняли это как освобождение музыки от всего лишнего, чтобы добраться до её естественной сути. Синглы с инструментальными версиями на стороне «Б» получили всеобщее распространение, и ремиксы Кинг Табби стали чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1974 года стали появляться альбомы, полностью состоявшие из «дабов», с заметными влияниями миксов Табби. Альбом «Pick A Dub» Кейта Хадсона (1974) считается первым полноценным альбомом в стиле даба. Композиции альбома сконцентрированы вокруг плотных партий баса и ударных, периодически «всплывающих» голосов и перкуссионных наслоений, записанных с использованием эхо-эффектов.

Пик популярности даба приходится к концу 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Police, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственной музыке.

Из других ранних продюсеров стоит назвать Ли Перри с его колоритным, утончённым стилем. К 1976 году даб по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому реггей, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island Records), где такие коренные исполнители реггей, как Burning Spear и Black Uhuru не менее успешно освоили даб. В 1980-е даб в Великобритании продолжал быть актуальным направлением, благодаря Mad Professor и такому экспериментатору, как Адриан Шервуд, но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Принс Джемми и Майки Дред, мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций ди-джеев, с популярностью Dancehall и Ragga.

Неторопливая музыка даба возымела влияние не только в контексте рэггей; драм-энд-бэйс, расцветший в 1990-е годы в Великобритании, многое заимствовал из техники продюсирования и микширования, применявшейся в дабе.

С началом цифровой эры на Ямайке в 1985 году, многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 90-м, при возрождении рутса, в Великобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т. п.). В это время многие поп-группы, такие как (Dreadzone), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-хаус, даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack) и другая дабтроника. В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.

 

by Wiki

Всю эту музыку вы можете заказать у нас на сайте www.electromusic.su - только лучшие альбомы в своих направлениях! - Все вопросы и предложения жду по адресу contact@electromusic.su


В избранное