Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Electric Cafe

  Все выпуски  

Electric Cafe - Выпуск 14


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Electric Cafe. Выпуск 14

Электронная музыка самых разных форм и направлений

18.11.2001
Количество подписчиков: 631
Автор: Stardancer

От автора

В сегодняшнем выпуске Вас ждет предпоследняя часть "Заметок" Эдуарда Артемьева, а также знакомство с неким британским музыкантом.


Публикации

Эдуард Артемьев
Заметки об электронной музыке

под редакцией Артемия Артемьева
(Продолжение, начало в Выпуске 8)

Часть шестая, в которой автор повествует о достижениях Московской Экспериментальной Студии Электронной Музыки, о положении дел в Соединенных Штатах Америки, а также делится своими мыслями о знаменитом композиторе Джоне Кейдже.

К 1973 году "Московская Экспериментальная Студия Электронной Музыки", обладая двумя различными системами мощных синтезаторов, выдвинулась в число ниболее технически оснащeнных передовых лабораторий, занимающихся исследованиеми в области новой музыки.

Композиторы, работающие в условиях студий электронной музыки, располагали практически бесконечным рядом высот и красок. Ориентироваться в такой ситуации композитору, имевшему традиционное музыкальное воспитание было чрезвычайно трудно; на него в прямом смысле слова обрушивался гигантский звуковой мир, который он часто был не готов систематизировать и удовлетворительно освоить в своeм творчестве.

В 1958 году на аппарате "АНС" (он тогда находился ещe у Мурзина на даче) были сделаны композитором А. Волконским первые очень удачные музыкальные пробы, но, к сожалению, этот талантливейший композитор в дальнейшем прекратил успешно начатую работу в новой области. Но его недолгая деятельность имела очень важные последствия. На первых записях, сделанных Волконским, а затем композитором Никольским, учились пришедшие к Мурзину в 1960 году, тогда ещe совсем молодые композиторы - Александр Немтин, Эдуард Артемьев, Олег Булошкин и инженер-электронщик, имеющий музыкальное образование, Станислав Крейчи. Под руководством Е. Мурзина композиторы осваивали инструмент, изучали приeмы и методы создания на "АНСе" синтетических голосов. В 1963 году были созданы новые самостоятельные произведения. Особенно надо отметить сочинение "Слeзы" А. Немтина, где композитору удалось синтезировать звучание, близкое к хоровому пению, сопровождаемое колокольными гармониетембрами и шумами сложных строений. Ему же принадлежат первые опыты с новыми синтетическими ладами (сюита "Прогнозы"). Но всe же эти сочинения не были свободны от традиционного подхода к материалу. Такой же подход, но уже употреблeнный сознательно, имеет место в другом сочинении композитора - "Пение в Вечности" (1970). Данная композиция построена на двух элементах - денатурализированный человеческий голос (после некоторой "электронной" обработки он приобрeл "инструментальное" качество), партия его написана в строгой додекафонной технике, и синтезатор "АНС", на котором автор синтезировал, если можно так выразиться, мимикрирующий гармониетембр (сначала как бы гигантский орган, неуловимо преобразовывающийся в звуки другого класса - шумы, хоры и др., которые, в свою очередь, рассыпаются на движения отдельных обертонов, в последствии вновь собирающихся в первоначальный тембр органа.

В 1967 году в студии пришли композиторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, Шандор Каллош. Электронные опусы Шнитке "Поток", Губайдулиной "Vivendi Non Vivendi" (выпущенные на виниловом диске фирмы "Мелодия" в 1990 году - "Музыкальное приношение" и переизданном под тем же названием на CD студией "Электрошок" на лейбле "Электрошок Рекордз" - диск поступит в продажу в 1998 году) - это сочинения высокого музыкального искусства. Сочинение Шнитке чрезвычайно просто по конструктивному замыслу и значительно по исполнению. В основе его лежит обертонный ряд (60 обертонов) от звука "до" большой октавы, котрый вначале, выстроенный по закону "убывающей консонанты" (по Мурзину), возникает в аллеаторически проведeнном каноне. Постепенно движение разрастается и к кульминации собирается в некий абстрактный тембр, который к концу произведения растворяется в общем движении обертонов. Это как бы художественный образ "энергии", которая в какой-то момент времени овеществляется в некую "зримую" форму и опять является подлинно новой музыкой, не могущей быть созданной никакими другими средствами, кроме тех, которыми располагает электронная музыка.

Сочинение Губайдулиной "Vivendi Non Vivendi" - произведение больших человеческих страстей (которые электронная музыка в состоянии передать) и имеет программный характер. Оно выполнено с замечательным ощущением пропорций, на огромном эмоциональном подъeме.

"За рубежом возникновение электронной музыки совпало с появлением авангардистского крыла в модернистической музыке. Она сказалась в водовороте борьбы школ современного искусства и превратилась не столько в направление музыкальной техники, сколько в школу музыкально-эстетического толка, примкнувшую к левому крылу авангардизма" (Е.А. Мурзин. Эстетика электронной музыки).

В Германии Дармштадтская, Кeльнская, Баден-Баденская школы электронной музыки, беря за основу серийную технику Антона фон Веберна, пришли к идее тотальной организации всего звукового материала, где за каждым из составляющих сочинение элементом (вплоть до отдельного обертона) в тембре закреплена строго определeнная (чисто математически вычисленная) система динамики, высоты, времени. В какую бы ситуацию такой элемент не попадал, его "характеристика" всегда остаeтся неизменной. В таком подходе композиторы этих школ видели единственную возможность освоения того гигантского звукового мира, который открыла электронная музыка. На заре своей деятельности композиторы названных школ пользовались почти исключительно синусоидальными тонами, которые, не имея ясно выраженных акустических связей (нет призвуков обертонов), как нельзя лучше отвечали требованиям избранной системы.

В дальнейшем композиторы этих школ всe более и более стали допускать введение случайных элементов, а в середине 70-х годов наиболее яркий представитель электронной музыки Германии (К. Штокхаузен) пришeл к почти полному импровизационному методу, запись которого осуществлялась знаками "+" и "-".

В США электронная музыка развивалась одновременно под влиянием идеи "Кeльна" (студия, где работает Штокхаузен) и конкретной школы П. Шеффера и связана с именами В. Усачевского и О. Люэнинга.

Первоначально материалом для их сочинений служили денатурализированные акустические элементы обычных исполнительских инструментов. Однако к концу 50-х годов, когда в Нью-Йоркскую студию электронной музыки пришли композиторы Милтон Баббит и Р. Сешенс, они стали пользоваться звуками искусственной природы, а Баббит сосредоточил свои усилия почти исключительно в области конструирования тембров. Милтон Баббит в 1951 году первым освоил сложнейший управляемый перфокартами синтезатор (предшественник синтезатора серии "Марк") радиокомпании R.C.A. На нeм он осуществил запись своего сочинения "Ensembles". "Это сочинение - говорит Баббит - не может быть исполнено традиционными инструментами из-за сложности тембров, ритмов, темпов и модуляции". Успешная работа Баббита на синтезаторе, не смотря на испытываемые им большие трудности, имела большое значение - она доказала возможность освоения таких аппаратов и привлекла в электронную музыку новые технические и композиторские силы.

Благодаря усилиям В. Усачевского, организовавшего при Нью-Йоркской студии курсы по изучению техники и методов работы с новым звуковым материалом, идеи электронной музыки получили в стране весьма широкое распространение. Достаточно сказать, что сейчас в США находится 51% всех существующих в мире студий, хотя, по признанию самого Усачевского, - "в виду значительной изоляции, существовавшей в 50-е годы, работы тех лет в этой области в Америке считались мало перспективными".

В 60-е годы в США начало выкристализовываться новое направление в сфере электронной музыки - компьютерная музыка, где вначале звук формировался, создавался и выдавался электронно-вычислительной машиной (хочу напомнить, что в то время термин "пресональный компьютер" отсутствовал как таковой). Программа для ЭВМ писалась композитором совместно с матиматиками. Музыка, реализированная большими компьютерами, в процессе такого титанического труда, была звукоотлична от любых других форм и проявлений электронной музыки. Поэтому вначале было предложено подразделить электронную музыку на естественно-электронную и компьютерную (в наше время такой градации уже не существует). Одно из впечатляющих произведений такого рода являются "Инфраслышания" Герберта Брана.

Высоты, руководствуясь введeнными композитором регистрами, были выбраны машиной в соответствии со случайными операциями, заканчивающимися микровысотными отклонениями, которые необычайно свежи и интересны для нашего уха. "Это был громадный опыт по созданию тембров, которые не только в звуковых качествах и их сопоставлениях, но также и со звуковысотными отношениями, с микротональными отклонениями не могут быть реализованы никакими другими средствами и переложены ни на какую шкалу... Это побуждает к постижению вещей, с которыми мы не знакомы и которые мы даже не можем постичь во всех деталях. Мы приобретаем опыт, которого у нас нет. Опыт, которым нельзя пренебречь, ибо подобное мы можем встретить на других планетах" - такое большое значение придаeт компьютерной музыке Джон Кейдж. Он считал, что "со временем, когда всe большее число людей будет использовать компьютеры, откроется возможность создания музыки для каждого и каждым (что в принципе и произошло на сегодняшний день). Компьютеры помогут всколыхнуть, разбудить и воспитать силы огромного числа людей и мир станет лучше". Кейдж полагал, что "с помощью компьютера будут делаться какие-либо заготовки и со временем будет создан мировой банк электронной музыки, а эти заготовки можно будет затребывать для создания музыки, которую ещe никто не слышал". Его мечты были претворены в жизнь. Сегодня такие банки есть во всех студиях и лабораториях электронной музыки и, естественно, осуществляется активный обмен этими заготовками.

Кейдж, совместно с математиком Хиллером создали специальную программу для компьютера под названием "MPSCHB" для пьесы с одноимeнным названием и программу "Knobs", где была представлена продукция двадцати компьютеров и осуществлена возможность двадцати различных способов воспроизведения записей (где слушатель мог выбрать один из них). Кейдж считал этот момент "одним из важнейших в создании музыки для каждого" и предполагал, что "в недалeком будущем техника позволит осуществить возможность бесконечного числа интерпретаций записей и таким образом разрешится вечная проблема взаимоотношений композитор - исполнитель - слушатель".

Вообще, Джон Кейдж, творческая мысль которого сформировалась под влиянием учения Дзен-Буддизма, фигура необычайно интересная и значительная, стоящая совершенно особняком в искусстве, вне его современных течений и направлений. Его деятельность оказала заметное влияние на музыкальный мир Запада и, в частности, на электронную музыку. Характерно то, что, являясь основателем нескольких течений (инструментальный театр, идея которого в дальнейшем повлияла на решение проблемы ритуала исполнения в электронной музыке; опыты с "расширенными" инструментами; широко подхваченный музыкантами, начатый Кейджем ещe в начале 40-х годов, поиск по увеличению тембровых ресурсов обычных исполнительских инструментов; разработка программ для создания музыки каждым и ряд других не менее интересных идей), он не занимался их совершенствованием, а как бы демонстрировал возможные пути, по которым могло бы развиваться музыкальное искусство, представляя другим их разрабатывать, сам же непрерывно выдвигал всe новые и неожиданные задачи, которые часто реализовывались им лишь в одном сочинении (и не всегда адекватно ценности самой идеи). Своим творчеством, часто парадоксальным, Кейдж бесспорно стимулировал современную музыкальную мысль. О том, насколько Кейдж был способен предугадать будущие события, как был прав, указывая на значение малоприметных явлений, но играющих впоследствии большую роль, говорит тот факт, что ещe в 1937 году он писал: "Я думаю, что шум, как материал для создания музыки, будет всe шире использоваться и в конце концов мы придeм к созданию музыки с помощью электрических инструментов, благодаря которым все слышимые звуки станут доступны композиторам... Звук есть вибрация, а на нашей земле вибрирует всe. По этой причине на земле нет предмета, который нельзя было бы слушать".

Действительно, природа оказалась весьма подходящим "сырьeм" для музыки наших дней и идеи Кейджа уже в 60-х годах реализовались самым неожиданным образом. Так, американский композитор Элвин Лючер подсоединил электроды к черепной коробке человека, чтобы написать музыку на основе усиленных биотоков мозга. Он же "превратил" в музыку электромагнитные колебания ионосферы. Швед Карл-Биргер Бломдаль создал произведение из "птичьей песни" спутников и магнитных бурь, вызванных усилением солнечной активности. Гордон Мумм "оркестровал" сейсмологические колебания. Директор студии электронной музыки университета Миссури в Канзас-Сити Манфред Л. Итон на Первом Международном Конгрессе Электронной Музыки во Флоренции в июне 1968 года сделал доклад "Биопотенциалы как регуляторы (датчики) для спонтанной музыки", а в том же 1968 году, 22 декабря, в Бордлендской просветерианской церкви прозвучало уже первое сочинение с использованием этой техники "Et Verbum Caro Factum Est" - произведение для хора и синтезированных звуков композитора Патрика Манлея. Данное сочинение, характерное необычными звуковыми образами и ритмо-структурной организацией, представляет большой интерес.

Продолжение следует...

Источник: www.electroshock.ru.


Музыка

Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с творчеством человека по имени Nick Bracegirdle - британского музыканта и "ремиксера", впервые засветившегося в U.K. чартах под именем Disco Citizens в 1995 году (хит Right Here Right Now, который мне, кажется, не доводилось слышать). В декабре 1996 года, уже под алиасом Chicane, в чартах "взлетает" Offshore и в 1997 году выходит в четвертом томе компиляций Cafe del Mar - судя по всему, эта вещь становится одной из любимых композиций Jose Padilla (составителя компиляций - наверное, самого авторитетного музыкального деятеля острова Ибица) и превращается в своеобразную классику этого музыкального движения. В этом же году выходит первый релиз Chicane - "Far From the Maddening Crowds".

Ник, по всей видимости, относится к числу тех музыкантов, которые склонны скорее к прослушиванию огромного количества записей и синтезу своего собственного стиля из этого многообразного материала, нежели к самобытности, основанной исключительно на внутреннем опыте. В связи с этим любопытно отметить, что решающее влияние на творчество Брейсгирдла оказал "Oxygene" JMJ: "В то время я изучал классическое фортепиано и гитару, но я как бы просто играл музыку - в этом не было смысла. Этот альбом изменил все в моей жизни."

В 1999 году выходит микс на композицию The Theme From Harry's Game ирландской группы Clannad (весьма качественный celtic-rock; в Clannad принимала участие Enya на заре своей карьеры), а чуть позже - стопроцентный хит "Don't Give Up", вокальную партию в котором исполнил Bryan Adams (в свое время наши радиостанции крутили эту композицию не реже, чем британские). Оба трека вошли во второй альбом Chicane - "Behind the Sun", выпущенный в 2000 году.

Offshore, которую мы будем сегодня слушать, представлена на диске в двух версиях: классической эмбиент и Offshore '97 (танцевальный ритм и женский вокал). На острове Ибица была популярна именно классическая версия (в таком виде она была включена в Cafe del Mar и именно ее мы сегодня послушаем). Какая версия так высоко поднялась в британских чартах, я так и не понял - скорее всего вторая, ибо в ней больше признаков хита - зажигательный женский вокал и танцевальный ритм (если будет желание со стороны подписчиков, могу выложить трек).

Итак, слушаем:

Chicane - Offshore (Far From the Maddening Clouds, 1997).

Страница, с которой можно загрузить файл: http://wp.com.ru/elcafe.
Размер файла: 6 757 939 байт.

В подготовке раздела использовались материалы AMG (www.allmusicguide.com) и www.chicaneonline.com.


Информация

Приглашаю всех любителей электронной музыки принять участие в конференции (электронной группе) Electric Cafe, созданной с помощью механизма Yahoogroups. Вы сможете заранее узнать о том, что на сайте появился новый трек, - с тем, чтобы ознакомиться с ним до получения выпуска.

Для подписки следует отправить письмо по адресу:
electric-cafe-subscribe@yahoogroups.com.


Слушайте Back to the Universe на 102,5 FM в ночь со вторника на среду в 1:00.

Официальный сайт программы: www.martin.homepage.ru.

Дружественные рассылки

Название: Весь джаз XX века
Код: culture.music.hit.allthatjazz
URL для подписки: http://subscribe.ru/catalog/culture.music.hit.allthatjazz
Адрес сайта: www.music.sci-nnov.ru/allthatjazz.asp

Название: Музыка на компьютере своими руками
Код: music.musstudio
URL для подписки: http://subscribe.ru/catalog/music.musstudio
Адрес сайта: www.7not.ru

Файл выкладывается только на две недели.
Только для ознакомительного прослушивания.
Ни один mp3, даже самого высокого качества, не заменит CD.


© Electric Cafe, 2001




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное