Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Electric Cafe

  Все выпуски  

Electric Cafe - Выпуск 11


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Electric Cafe. Выпуск 11

Электронная музыка самых разных форм и направлений

08.10.2001
Количество подписчиков: 606
Автор: Stardancer

От автора

В настоящем выпуске вы найдете четвертую часть "Заметок об электронной музыке" Э.Н. Артемьева.


Публикации

Эдуард Артемьев
Заметки об электронной музыке

под редакцией Артемия Артемьева
(Продолжение, начало в Выпуске 8)

Часть четвертая, в которой излагается сущность пространственной музыки и делается ряд замечаний в адрес критиков электронной музыки.

Идея распределения электронной музыки в пространстве была впервые реализована Пьером Шеффером в 1953 году к исполнению его "Орфея" в г. Данауешингене. Это исполнение навело на мысль о дальнейших экспериментах, в том числе и на использование двух или трeх распределeнных в помещении и прстранственно изолированных оркестровых групп (Карлхайнц Штокхаузен). Вообще-то идея эта не нова - так, во время Барокко музицирование отдельными звуковыми массами было в ходу, начиная с первых опытов с двумя хорами в Сан-Марко, Венеция.

В 1958 году "Электронной поэмой" Эдгара Вареза испытывались пространственные возможности 400 громкоговорителей в павильоне фирмы "Филипс" на Брюссельской выставке. К шестидесятым годам были проведены и многочисленные эксперименты, которые привели к заключению о функциях пространства при его "озвучании".

На основе этих идей возникли также новые формы концертных залов - такие, как "Зал Столетия", построенный под Франкфуртом, с вариабельно устанавливаемой сценой, полным звукопоглощением всеми стенами и возможностью искусственной акустики; "Новая Берлинская Филармония", оказавшаяся ценным экспериментальным объектом не только для пространственной музыки электронной природы, но и для пространственно дифференцированной инструментальной музыки. Так, там было исполнено несколько произведений И.С. Баха с распределением голосов по четырeм эстрадам, и при этом неожиданно обнаружилось, как легко следить за полифонической фактурой, когда голоса чeтко распределены по всему помещению. Оркестранты при помощи маленьких контрольных громкоговорителей и телеэкранов были хорошо синхронизированы на дирижeра, так что большое расстояние между оркестровыми группами - до 20 метров - не составило трудностей.

В бытность существования Московской студии электронной музыки (1967-1980) в здании студии был построен сферический зал, оборудованный звуковым барьером и отдельными динамиками, находящимися за спиной у слушателей, а для пространственного распределения звука по каналам был сконструирован специальный аппарат - "стереофон", - с помощью которого композитор мог уже во время исполнения перемещать звук в любых мыслимых направлениях и комбинациях. Таким образом, электронная музыка стала располагать ещe одним, тогда довольно таки уникальным средством эстетического воздействия, - возможностью создавать искусственные формы звукового поля.

Опыты геометрически-пространственной планировки сочинения показывали, что композиторы весьма различно решали эту задачу. Так, Пьер Булез своe сочинение "Поэзии для власти" строит как распространяющуюся в пространстве звуковую спираль. К. Штокхаузен видит идеальные условия для исполнения своих сочинений в замкнутой сфере, где бы звук шeл изо всех точек помещения, как бы погружая слушателя в эту стихию. В 1970 году Штокхаузену, наконец, удалось осуществить свою давнюю идею. В Ливане была найдена пещера, отвечающая всем его акустическим требованиям, и превращена в необычный концертный зал. Первая же программа из сочинений композитора произвела на слушателей ошеломляющее впечатление. Многократные отражения звука с разным временем запаздывания, странные его искажения создавали удивительные эффекты. По словам присутствующих, все были потрясены концертом и ничего подобного в жизни ещe не испытывали. Некоторые из слушателей признались, что во время концерта даже потеряли способность ориентироваться в пространстве.

Необычный звуковой мир, который пока ещe не может быть освоен никакими другими инструментами и способами, аппаратура, методы и техника работы гениального композитора, не имеющая аналогии в музыкальной практике - всe это вызывало шок у многих деятелей искусств, которые доселе относились к электронной музыке как к "ещe одному новомодному веянию, которое вскоре канет в лету". Но время доказало обратное. Приeмы, которыми пользуется композитор на современной технике при создании электронных композиций, иногда называют бессмысленными манипуляциями, трюками и т.п., видя в них лишь бесцельное смешение разнообразных звуков - музыкальных и немузыкальных, дающее любопытный фонический эффект. С таким же успехом можно представить любые произведения для оркестра как формальное смешение всевозможных тембров.

Да, иногда эти средства достаточно специфичны и необычны для музыканта и часто они-то и служат поводом для отрицания и отправной точкой в рассуждениях об электронной музыке как о направлении антигуманном, имеющим целью шокировать, травмировать слушателей. При этом нельзя отрицать, что подобные явления всe же существуют, - однако, не стоит распространять их на все направления электронной музыки. Примером "негативной" музыки могут служить некоторые сочинения Макса Нейгауза, о которых автор говорит так: "Меня интересует процесс, дающий объяснение, каким образом возможно для музыканта, применяющего невероятный технический комплекс, не создавать ничего пригодного для слушателя".

Путь нигилизма бесплоден. Часто отрицание есть свидетельство предела уровня личности, в чeм признаться себе невероятно трудно. Но рано или поздно такое испытание ждeт каждого, и требуется большое мужество, чтобы достойно встретить подобную ситуацию и попытаться ревизировать свои знания и опыт. Распространeнные нарекания о том, что синтетические звуки походят на грохот, визг, скрежет и т.п., рождаются от поверхностного знакомства с предметом или просто свидетельствуют о нежелании вникнуть в сущность явления. В самом деле, трудно воспринимать произведение, если над каждым звуком размышлять "что же это такое?" После этого не приходится удивляться суждениям, характеризующим электронную музыку как "случайный набор неприятных звуков". На что таким вольным или невольным проповедникам гедонизма (гедонизм - это принцип обоснования нормативной эстетики, согласно которому хорошо всe, что приносит наслаждение) следует заметить, что современные технические методы управления звуковыми процессами позволяют композитору полностью контролировать и обрабатывать соответсвенно своему замыслу весь звуковой материал, т.е. подчинять его определeнному движению, высоте, динамике, ладовой направленности - словом, всем тем компонентам, из которых и складывается собственно музыка. А то, что электронная музыка столь разительно отлична от всего того, что было создано до неe, то в этом и состоит задача нового направления и естественно-закономерный процесс развития музыки, который подтверждается всей еe историей.

Надо также отметить, что современная техника позволяет композитору ассимилировать приeмы организации, свойственные традиционной музыке: полифонической, гомофонной и "новейшей" (пуантилизм, алеаторика, сонористика и др.).

Когда по техническим средствам судят о достоинстве сочинения и даже о идейной ориентации направления, то такая позиция никак не может способствовать правильному пониманию явления, а в определeнных условиях может привести (и сколько раз приводила) к тяжeлым последствиям. Достаточно вспомнить время, когда инструмент саксофон, не говоря уже о джазе, был в Советской России синонимом буржуазного искусства. (В науке такая же печальная история случилась с кибернетикой и с генетической теорией). А какими язвительными замечаниями и недобрым смехом встречались, ставшие теперь уже классическими, сочинения Джона Кейджа для подготовленного рояля! Здесь уже вообще почти никто, за очень редким исключением, не желал слушать саму музыку. Все видели только те приспособления, с помощью которых этот величайший композитор современности исполнял свои произведения. О каком же восприятии искусства, как не о "Китче", может здесь идти речь?

Негодных средств нет - важно, как они реализованы. Разумеется, композитор, работающий в области электронной музыки, должен свободно владеть еe средствами и уверенно (в пределах возможностей, определяющихся уровнем техники сегодняшнего дня) ими оперировать. Они должны стать его сущностью, формой мышления, если хотите, - "у основ новой музыки лежит не новая техника и технология, а новое мышление, художественное сознание" (Дж. Кейдж).

Продолжение следует...

Источник: www.electroshock.ru.


Информация

Приглашаю всех любителей электронной музыки принять участие в конференции (электронной группе) Electric Cafe, созданной с помощью механизма Yahoogroups.com.

Для подписки следует отправить письмо по адресу:
electric-cafe-subscribe@yahoogroups.com.

Дружественные рассылки

Название: Весь джаз XX века
Код: culture.music.hit.allthatjazz
URL для подписки: http://subscribe.ru/catalog/culture.music.hit.allthatjazz
Адрес сайта: www.music.sci-nnov.ru/allthatjazz.asp

Название: Музыка на компьютере своими руками
Код: music.musstudio
URL для подписки: http://subscribe.ru/catalog/music.musstudio
Адрес сайта: www.7not.ru

Файл выкладывается только на две недели.
Только для ознакомительного прослушивания.
Ни один mp3, даже самого высокого качества, не заменит CD.


(c) Electric Cafe, 2001




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное