Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесплатные уроки вокала: чистый/экстрим. Как правильно петь красиво.


Приветствую вас, вокалисты!

Это DriveVocal.RU: обучение вокалу и экстримальным техникам. Сегодня мы перейдём к одному из самых интересных и переломных моментов в вокале - развитие опоры. Как её развивать? Упражнениями, конечно. Как и спортсмены тренеруются и развиваются упражнениями, так и вокалисты развивают свои вокальные мышцы упражнениями.

По началу я не придавал этому особого значения. Более того, даже... :) Когда я слышал когда вокалисты, все как один, говорили про какие-то дыхания, воздушные столбы, воздушные подушки - я считал, что они делают это просто для понтов) заучили все как один, что вот так говорить круто и профессионально, да и говорят себе :), а на деле это мало как меняет ситуацию) Но как оказалось позже, дыхание действительно ОЧЕНЬ и очень важная вещь в вокале. И меняет это не просто текущую ситуацию с пением, но и само звучание голоса - ну очень сильно!

Тут я от части утрирую. Из высокого голоса у вас вряд ли певческий станет низким басом) Но такие случаи были. Всё происходит от того, что спёртый, зажатый голос может звучать сильно "писклявее" вашего же, но свободного. Поэтому как только голос получает свободу - он не только звучит легче и приятнее - но и несколько иначе. У кого-то это "несколько" - аж с тенора на бас переходит :)) (обратные ситуации - также возможны). Ну, чтобы басу зажать так горло (чтобы звучало по высоте походяще на тенора) - это нужно очень постараться.) Как говориться, лёгких путей мы не ищем. :)

Теперь давайте непосредственно перейдём к теме прокачки вокальных мышц.

Упражнения.
Существует несколько упражнений для развития мышц, учавствующих в вокале. Какие-то из них более работоспособны на одних людях, другие - на других. В вокале нет какого-то одного универсального метода хорошей постановки голоса - всё индивидуально. Тут вы должны самостоятельно понять и почувствовать в чём заключается смысл этих упражнений.

Предисловие к упражнениям:
Во всех упражнениях, необходимо садиться, либо стоять прямо (не сгорбившись, не сутулясь), плечи расслаблены (они никуда не приподнимаются, не учавствуют в упражнениях и не помогают их выполнению). Весь организм должен быть свободен, никакого напряжения.

Как почувствовать диафрагму, которая будет учавствовать в наших упражнениях? В идеале, конечно, чтобы именно она учавствовала. Но по началу, может быть, не так просто будет этого добиться. Как было и у меня.

Для того, чтобы ощущить диафрагму делаем следующее. Помните ощущение когда вы набираете воздух перед нырянием в воду? Наберите сейчас так же, будто вы хотите нырнуть. Выдохните. Почувствовали разницу? Вот эти мышцы нам и нужны. Это и есть диафрагма. Располагается она под рёбрами, "поверх" (выше) живота.

Не набирайте очень много воздуха - возможно головокружение. Оно свидетельствует о неправильной технике взятия воздуха. Воздух вбирать нужно через нос. Подобно тому как вы вдыхаете аромат цветов. Попробуйте представить это - помогает. При этом грудь у вас не должна подниматься. Воздух должен идти "в живот" (живот подниматься/выпячиваться - должен). Если живот не очень большой - что-то типа того тоже должно получаться, может только - менее заметно. :)

Звук должен быть во всех упражнениях ровный, воздух расходоваться должен экономно и небольшими порциями. Не набирать надо больше, если не хватает воздуха - а расходовать его так экономно, чтобы хватало.

Желательно все эти упражнения прорабатывать ежедневно. Постепенно на каждом упражнении у вас должен уставать живот (мышцы живота) - это нормально. Бодибилдеры (и спортсмены) тоже устают от упражнений. :)

1. Выпускание звука на букве "с".
Набираем воздух и медленно выпускаем её произнося букву "с". Тут главное то, чтобы звук (шипение) не прерывалось и на протяжении всего времени звучания, поток воздуха должен быть постоянным и ровным. Замерьте время, в течении которого вы смогли продержать этот звук. Можете записать куда-нибудь. В дальнейшем, этот результат должен постепенно улучшаться. Секунд 30-40, для начала, считается - хорошим результатом.

2. Череда букв "с".
Это модификация предыдущего упражнения, лишь с тем отличием, что теперь необходимо произносить коротко кучу букв "с" на протяжении всего времени, пока воздух не закончится. Постепенно у вас будет получаться это упражнение всё быстрее и ровнее. Это правильно, так и нужно.

По мере усталости, скорость будет снижаться и с каждым разом проговаривать "с" станет всё сложнее и сложнее. Это нормально, так диафрагма и прокачивается. Для удобства можете положить ладонь на живот (или чуть чуть выше него) и наблюдать за тем как движутся ваши мыши по ходу этого процесса.

Вот это, оказалось, одних из самых полезных упражнений, для меня. Именно после него я понял, что такое диафрагма и она начала работать. До этого, непонятно что она там делала.

3. "Собачка".
Вы видели когда-нибудь как собака дышит когда ей жарко или устаёт после прогулки? У них это получается довольно быстро. Ваша задача в том, чтобы сэмитировать похожее дыхание. Представьте, что вы собачка... если вам так проще будет :) И подышите так же быстро. Старайтесь ровнее это делать. Да, я знаю, что это очень смешно. Вообще весь вокал - хохот сплошной. :) Не бойтесь показаться смешными. Пойте так - как будто вас никто не видит. :)) Над начинающими бодилибдерами тоже могут по началу посмеяться как они выполняют упражнения - а через некоторое уже время такой смех может быть чреват последствиями.) Вот и у вокалистов также - смешно только по началу, а когда уже будет достигнут серьёзный результат - там уже не до смеху будет.

4. "Бурление губами".
Вдохните. Расслабьте губы и начинайте звучать ими. Получаться будет что-то типа "брррр". Зубы не обязательно смыкать (это сложнее). Губы должны легко шлёпаться друг о друга. Ни в коем случае не должно быть очень быстрого звука похожего на моторную лодку. Звук лёгкий, губы расслаблены, звучание также ровное - не ускоряющееся и не замедляющееся. 

После того, как звук оттренирован и вы научились этому - попробуйте попеть на нём гаммы. Не лезьте высоко, куда вам сложно. Не стоит лезть и вниз. Всё по-тихоньку будет само по себе приходить. Самое важное тут - не усердствовать (не давить) и не потерять чувство СВОБОДЫ. Самое важное в вокале - СВОБОДА. И лёгкость при пении.

5. Буква "р".
Пойте гаммы на букве "р". Также - никакого давления ни на верх, ни на низ. Всё легко и ровно. Такое упражнение неплохо помогает для старта работы диафрагмы и немного для того, чтобы развести звук по резонаторам. Неплохо получается головной резонатор открывать таким упражнением.

Но, честно говоря, идут эти упражнения не зря по именно такому порядку. :) Они в порядке убывания сложности и эффективности. Поэтому обратить внимание следует особенно на 3 первых упражнения. Два последних - они уже не то, что на диафрагму рассчитаны, они уже в целом учат образованию звука, диафрагма там уже должна быть хоть немного, но проработана.


Вот и всё на сегодня относительно тренировки диафрагмы. Дальше мы расскажем вам, что такое свободный голос. Зачем он нужен, почему важен и, самое главное, как обрести свободу в пении, если у вас уже присутствует заученная привычка зажатого горла. Зажатое горло - это когда до нот приходиться дотягивать адской силой, горло при этом "пережимается", звук становится очень тонким и блеклым, и вот всем этим ужасом вокалист пытается достать до ноты. :) Самое страшное здесь то, что при зажиме - даже средняя часть диапазона может казаться очень высокими нотами. :) Всё это говорит о том, что все ваши текущие привычки нужно менять, а горло и голос - освобождать от зажимов.


Всем удачи в вокале и до следующих уроков!
С Уважением, www.DriveVocal.RU

В избранное