Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Dark Industry News Data - выпуск от 30.09.2008. 121: Расстрел @ Dark Industry #3
DARK INDUSTRY NEWS DATA121: Расстрел @ Dark Industry # 3VARGR «Wehrmacht Satanas» (2007)Eternal Pride Productions
Из всего обилия интерпретаций своего давнишнего никнэйма Хенрик использовал все, кроме одного — GRGR. По стечению обстоятельств, саунд альбома «Wehrmacht Satanas» удивительным образом похож на «grgr» — десяток нехитрых блэк-металлических треков, пропущенных через дисторшн. Учитывая перевес искажений над исходным звучанием, я не думаю, что Варгр серьёзно озадачил себя необходимостью написать самодостаточный Black Metal… скорее это возврат к воспоминаниям о MZ.412 сквозь призму нынешних шумовых веяний. Как ни странно, однотипный шумовой паттерн, переходящий из трека в трек, нисколько не наскучил мне за 42 с половиной минуты. С помощью такого творчества очень удобно приобщать к нойзу поклонников Чёрного Металла — типа, «там всё то же самое, только риффов совсем нет, и ещё более громко и шершаво». Для ценителей именно нойза «Wehrmacht Satanas» вряд ли будет особо интересен, потому что шумовая часть здесь не особо изобретательна. Заявленная обработка «Det Som En Gang Var» — примитивная шумо-амбиентная гуделка на основе мотива оригинальной композиции, неинтересная и (в данном случае) неуместная. В процессе прослушивания меня никак не покидала мысль, что к этой фишке — написать немного блэк-метала и замешать его с нойзом — Хенрик пришёл случайно, и этот альбом является очередным образцом превращения «баги» в «фичу». Смысл продолжать этот экспириенс будет лишь в том случае, когда автор соберётся с силами и вдохновением подойти к нойзу не как к фильтру, через который слушатель воспринимает здешний металл, а как к самостоятельному выразительному элементу со всеми полагающимися атрибутами. Резюме: альбом не новаторский (интересующихся отсылаю к творчеству американцев ENBILILUGUGAL), однако в меру своеобразный и умеренно интересный. PENITENT «Among The Sleepless» (2007)Eternal Pride Productions
После непримечательного вступления «Life Beyond» альбом открывается довольно масштабной композицией «Transfiguration» — этакой смесью атмосферы ARDITI и эпической аранжировки в стиле вангелисовских «Conquest of Paradise» или «Chariots of Fire». Патетическая мелодика на характерных тембрах, боевые барабаны и общая околомилитаристская смурь. Звучит откровенно недурно, но вот продолжения почему-то не получает — следующая за ней «The Resurrection of Nativity» сильно сдаёт позиции именно тем, что на неё мелодики уже не хватило… хотя и барабаны остались, и мрачно-гулкие бэкграунды, и всё прочее — кроме собственно лейтмотива. По ходу остальных пьес альбом выравнивается, перетекая в русло дарквйэва с нехитрыми ритмическими паттернами, незатейливыми мелодиями и тревожными секвенциями дарк-эмбиентного свойства — внятнее остальных в этой части звучит «Demon Trubadour». Мне не понравилось звучание «Among The Sleepless» — саунд «зажатый», тусклый, плоский и пресный. В принципе, Карстен никогда и не отличался профессионализмом в части звукорежиссуры, но на этот раз, именно с этой музыкой, он здорово недоработал. В отсутствие ярких композиционных идей (а здесь PENITENT всегда оставался на вторых-третьих ролях) наверняка можно было попытаться сделать ставку на технические аспекты — умение построить акустическую картинку, добавить в пьесы каких-нибудь второстепенных штрихов, способных подчеркнуть их драматизм. Но ничего такого здесь нет; гораздо более успешно в этом же направлении работали многие другие проекты — например, обитатели ростера Cold Meat Industry второй половины 1990-х гг. Общее впечатление от альбома осталось сдержанное. Девять набросков вполне себе ординарного синтезаторного мрачняка, из которого в самых общих чертах приглянулись лишь две композиции. За 12 лет, прошедших с момента издания дебютника «Melancholia», PENITENT изменил звучание, но не изменил творческий статус — он по-прежнему уверенно держится в группе аутсайдеров. SOL INVICTUS «In the Rain» (2007)Eternal Pride Productions/Infinite Fog Productions
300 копий российского переиздания одного из краеугольных альбомов европейского дарк-фолка дали мне шанс написать несколько слов о том, что я думаю относительно дарк-фолка. Кое-что уже было написано в отчёте о концерте NEUTRAL/ALLERSEELEN/CHANGES. SOL INVICTUS знают и слышали многие, и мои слова вряд ли откроют чьи-то глаза на этот немолодой уже ансамбль. Поэтому и начну я не с него, а с фолка… Я убеждён, что европейский фолк — это на самом деле не фолк, а ихний вариант советских КСП, «клубов самодеятельной песни». Сели хиппи под гитару песни петь — вот вам и фолк. Естественно, что за полвека он претерпел изменения и развития: песни под гитару стали петь не только хиппи, но и всякие эзотерически настроенные граждане. В результате появились сугубо минорные песни под гитару о том, что беспросвет и что нихуя путнего ждать не стоит — их и нарекли дарк-фолком. В итоге же получается, что «In the Rain» — это ни разу на самом деле не фолк. Это песни для квинтета из одного барда и струнного квартета — простецкая камерная музыка, которая и просто под гитару звучит неплохо, и в присутствии виолончели не портится. От корневой европейской музыки всё это отстоит за много-много вёрст. Основная задача дарк-фолк-композитора — научиться писать несложные и печальные мотивы, да мочь петь свои философические стихи на эти мотивы. Уметь играть на гитаре имеет смысл, но в принципе — не обязательно. Например, фронтмэн SOL INVICTUS Тони Уэйкфорд не умеет ни играть, ни петь — что никак не сказывается на его культовости в определённых кругах. Потому что для маскировки он как раз завёл себе струнную секцию, которая изо всех сил оттягивает внимание слушателя от его нестройного блеянья и дранья гитарных струн. А если заменить тутошние гитарные аккорды на рояльные, то получатся уже практически романсы… Вот только бонус-трек слушать без улыбки я не могу — и скрипка там увечная, и блеет Тони как-то совсем уныло и мимо нот. При всех недостатках этого столь почитаемого альбома (если мерять по гамбургскому счёту, то исполнение, звукорежиссура, композиторские и аранжировочные умения находятся здесь немного выше плинтуса), я соглашусь с тем, что «In the Rain» действительно создаёт внутри слушателя пасмурное настроение. Кому-то привидится осенний Альбион с туманами и дождями, кому-то — великая экзистенциально-метафизическая печаль, а я смурнею от того, что слушаю этот альбом вместо намного более достойных работ DEATH IN JUNE, FORSETI, ORPLID, BACKWORLD, INSTINCTS, LUX INTERNA… да и мало ли ещё кого. TOROIDH «The Final Testament» (2006)Eternal Pride Productions
TOROIDH — пожалуй, самый яркий образчик martial-тренда в постиндустриальной музыке. Как на момент его появления, так и сейчас я категорически убеждён, что он является не более, чем попыткой Нордваргра доказать себе и слушателям, что «и я так могу». И да, действительно может. Парень чётко усвоил, что martial — это тревожная коллажная музыка на дарк-амбиентной основе, к которой необходимо прикрутить гитарные бренчания от апокалиптик-фолка, обрывки песен со старых европейских пластинок (чтобы создать историческую перспективу), фанфары для торжественности, а также дроби на малом барабане и сэмплы на немецком языке (это для военности). Ну и для целостности картины надо использовать римско-арийские архитектуро-скульптурные архетипы и образы. Музыка, словно подёрнутая дымкой времён, звучит гладко и приглушённо. Но мы-то знаем — это не дымка, просто автор добавил ревера на микс, да верха на эквалайзере прикрутил в нужных местах. Вообще говоря, если бы не бренчания в «Заветах» и «Liebste Klara», то всё было бы очень пристойно и убедительно — по крайней мере, даже с поправкой на трендовость и простое звуковое сочинение «на тему», TOROIDH всё-таки выигрывает у разных своих польских последователей из серии Scontrvm — сказывается и опыт шведа, и правильно выбранное направление. Однако к уровню первых релизов DERNIERE VOLONTE и LES JOYAUX DE LA PRINCESSE Нордваргр за все 10 лет мартиального творчества подобраться так и не сумел; впрочем и во всех прочих стилях музыки всегда есть кто-нибудь более талантливый в сравнении с Хенриком. Подводя итог, скажу, что «The Final Testament» — идеальный альбом для молодёжи и новичков, желающих за максимально короткое время понять, что такое martial industrial и чем он обусловлен. Те, кто уже причастился к классическим записям мсье Конофаля, да и просто более взыскательные слушатели, не найдут здесь ничего новаторского или любопытного — ввиду хронической неспособности автора новаторствовать (что не есть плохо, но иногда необходимо). В собственной же дискографии TOROIDH этот диск уступает как минимум совместному альбому Хенрика и дуэта его соотечественников ARDITI. KARNA PROJECT «Haunted (Age of Destruction)» (2007)Eternal Pride Productions/Possession Productions
Этот 35-минутный альбом ростовского проекта — посвящение войнам, которые беспрестанно ведёт чел-овечество на протяжении последних двухсот лет. Непонятно, правда, почему именно двухсот… но так сказали авторы. И даже название своё слегка поменяли. После весьма удачного полуметаллического альбома «Ворон», KARNA вновь погрузилась в исключительно электронную музыку — естественно, мрачную. На этот раз авторы сподобились выйти за рамки традиционного dark ambient, обратившись к слабонойзовым элементам и техногенной машинной ритмике. Соответственно, слушателю предстоят не только экспириенсы с минорными этюдами на основе электронных коллажей, но и неоднократные встречи с неагрессивным dark electro. Как и в случае с PENITENT, музыканты KARNA не стали придумывать ничего нового, обратившись к проверенным композиционным лекалам и аранжировочным шаблонам. Опять же должно отметить, что на примере «Haunted (Age of Destruction)» несложно объяснить значимость звукорежиссуры для подобной музыки. От альбома к альбому планка качества звучания КАРНЫ поднимается всё выше и выше, и на этот раз Хорт и Кьеттаар «одной левой» победили Карстена Хамре и его подручного Лучьяна Ольтеану. Это сравнение тем уместнее, что творческий стаж обоих проектов примерно одинаков. С учётом того, что здешние пьесы достаточно разнообразны, интерес к прослушиванию ростовчан не исчезает на протяжении всех 35 минут… Звук по-настоящему доведён до ума, здесь нет никаких мутных мест и абы-каких сэмплов, нет попыток загладить невнятности с помощью обработок. Более того, даже компрессия в dark electro-треках далека от нормативной, отчего они не превращаются в тупое забивалово и остаются вполне интеллигентно-музыкальными. В общем, это первый полностью электронный альбом KARNA, который я могу без сомнений рекомендовать к заслушиванию тем, кто не чурается техно-элементов в электронике, и кому не покоробят слух несколько нежёстких шумовых паттернов, раскиданных по музыке. Этот релиз наверняка стоит своих денег — особенно в сравнении с сотнями других за ту же цену. NAZI BASTARDS FROM ALDEBARAN «Invasion» (2007)Zhelezobeton
Получить такой релиз с Железобетона я не ожидал — после CLONING EXPERIMENT FAILURE мне почему-то думалось, что electronic body music находится за пределами издательского интереса М.М. К моменту совершения настоящего Расстрела с проектом этим я был шапочно знаком по сборнику «Красный Квадрат», но там егоный трек как-то затерялся в гуще остальных и никак в моей памяти не отложился. Шесть треков были написаны в период с 1997 по 1999 год, но своевременному изданию они отчего-то не подверглись. Впоследствии авторы стали вполне успешно продвигать другой свой проект (о названии которого я, пожалуй, умолчу), а этот материал вернули к бытию только недавно. Вернули, как оказалось, не зря: за глумливым названием кроется вполне себе достойная музыка. Лёгкая, не грузящая ЭБМ с оживлённой ритмикой, симпатичной мелодикой нейтральных тонов и совершенно без клубного окраса. Подход к аранжировкам исключительно профессиональный — синтезаторные секвенции и многочисленные голосовые сэмплы замешаны между собой в оптимальной пропорции. Понравился мне и выбор тембров: слишком резкие и слишком «живые» звуки отсутствуют, однако синтетичность получилась не отрешённо-холодная, а всё больше отзывчиво-тёплая, без агрессивных настроений. Неоднократные прослушивания «Вторжения» укрепили меня в мысли о совершенной замечательности этого альбома — сочно, ярко и профессионально. Категорическая рекомендация к приобретению. KRYPTOGEN RUNDFUNK & HLADNA «Роктон + Форманта» (2007)Zhelezobeton
Три импровизационных фрагмента, исполненных погожим солнечным днём на двух советских драм-машинках. Как мне показалось, единственный смысл, заложенный в этот аккуратно упакованный трёхдюймовый CDR — побаловать слушателя сочными аналоговыми звуками. Примитивные звуковые волноформы, пропущенные через нехитрые встроенные фильтры, да сопутствующие шуршания и потрескивания замыкаемых контактов — судя по отсутствию названий композиций, авторы не отягощали себя какими-то прочими идеями или, более того, образами. Правда, я думаю, что советские разработчики этих чудных винтажных железяк конструировали их для более популярной и много менее абстрактной музыки... всё-таки эти пульсации и глитчи, да ещё и вызванные прямым замыканием контактов как между собой, так и непосредственно на ХЛАДНУ — экстремальные условия использования некогда популярных ритм-боксов. И тем не менее, «Роктон + Форманта» — отличный и безусловно путёвый железобетонный релиз. THE INFANT CYCLE «Playout» (2007)Zhelezobeton
Ещё один релиз, который совершенно свободен от всяких образов и идеологии, кроме идеологии звука как такового. Являясь переизданием двух редких треков, эта пластинка демонстрирует культуру автора, канадца Джима ДеЙонга, в обращении с виниловым проигрывателем. В случае с «Playout» он препарировал виниловую пластинку безопасным лезвием и вытягивал звук из тонарма с помощью смычка. Таким образом, несложно догадаться, что вся акустическая часть этого получасового мини-альбома сводится к нехитрой структурной электроакустике — лёгкие гудения, щелчки и потрескивания. Как и в случае с дуэтом KRYPTOGEN RUNDFUNK + HLADNA, эти композиции даже композициями-то назвать можно лишь с оговоркой; экспериментальная музыка THE INFANT CYCLE лишена не только образов, но и сколь-нибудь отчётливой сюжетности. Рафинированная механистичность саунда «Playout», абстрактность и минимализм — это всё то, что образует «звук во имя звука». Количество аналогичных пластинок наверняка уже не поддаётся счёту, и запомнить из них что-либо, кроме самых общих деталей, попросту невозможно. Тем не менее, назвать «Playout» неудачей было бы опрометчиво: это одна пластинка из... Можно слушать её, можно что-нибудь другое из этой же темы, можно слушать две (или три, или даже четыре) аналогичные пластинки одновременно — впечатления нисколько не изменятся. Тонкая и лёгкая звуковая материя, порезанная на два 15-минутных лоскутка, так и останется состоять из нитей-шумов и узелков-щелчков на основе зацикленной виниловой петли. Тихая, аккуратная псевдомузыка без цвета, вкуса и запаха. Акустический дистиллят в приятной упаковке. Предназначение: для гурманов. FRACTAL LIGHT «Radiance» (2007) demo
Работа над десятью треками этого демо заняла 11 месяцев — буду считать, что по месяцу на пьесу, плюс месяц на доводку до ума. Белорус Антон Станевич, обозначивший себя автором этого проекта, изо всех своих творческих сил записывал ambient. В результате у него получился эмбиент с ощутимыми влияниями дарквэйва, и я не уверен, что это именно то, чего он стремился достичь сначала. Его музыка насыщена различными событиями — в ней много звуков, секвенций и сэмплов, и ничего не стоит на месте. Наиболее подходящее описание для неё — сюрреалистичная электроника. Развитие сюжетов происходит не по классическим сценариям, и всё это походит на обрывки или фрагменты не слишком спокойных снов. Засилье синтетического звука и обусловленное этим обилие всяких тембров и эффектов, как мне кажется, слегка мешает автору — складывается ощущение, что ему хочется натолкать в сочинения сразу все красивые и сочные находки; от этого внутри композиций возникает некоторый беспорядок и теряется канва. Мелодические фрагменты в «Radiance» довольно куцы, и особого интереса не вызывают. Достойно выполнен микс альбома: в этих ярких, «жирных» саундскэйпах слышны все детали и оттенки звучания. Нет ни злоупотребления обработкой, ни увлечения какой-нибудь одной «примочкой» (что характерно для молодых авторов). Общее впечатление осталось смешанное и, по большому счёту, нейтральное: на «Radiance» неплохой звукорежиссёрский потенциал увязан с посредственными композиторскими способностями автора. Его немногочисленные попытки залезть в ростер престижных издателей натолкнулись на предсказуемый результат: «ты молодец, но без тебя лучше»... Оно и понятно — музыкальный материал практически не запоминается, особого вдохновения в нём не ощущается. И хоть лёгкий душок экспериментализма и «пробы пера» всё-таки должен быть интересен некоторым немногим слушателям, в целом же «Сияние» ФРАКТАЛЬНОГО СВЕТА осталось всего лишь ещё одним электронным альбомом. REMOTEBAND «Nofuture» (2007)Abgurd
Сегодня REMOTEBAND развивает творческие drone-идеи, однако начало проекту было положено активным и довольно добрым нойзом, одновременно и абразивным, и приятным опытному уху. Этот релиз выполнен в формате сидиарной визитки, и потому единственная его пьеса длится меньше пяти с половиной минут; написана она была для массивного сборника «How to Stay Young and Healthy in a Modern World», однако сборник вышел без неё... а она вышла без него, крошечным тиражом 26 копий. По заверениям издателя, это чуть ли не единственный документ изначальной творческой эпохи Юджина Новикова-Ремоута — и в связи с этим релиз (при прочих равных) приобретает несколько большую ценность. В общем и целом, «Nofuture» козырен: мощный, насыщенный по всему спектру частот постоянный поток умеренно жёсткого шума, внутрь которого набита нарезка из шумовых же сэмплов. Звучит совершенно неоригинально (и это было ожидаемо), но достаточно внятно и убедительно. Сегодня этот релиз уже распродан, и мой отзыв пришёлся post factum, эпитафией пройденному и завершённому творческому этапу. POLARIS «Nishkatup» (2007)Abgurd
Тихие омуты зыбкой звуковой трясины, утонуть в которой — проще простого. «Nishkatup» не борется за внимание слушателя — он проходит мимо него, прямиком цепляясь за грань сознания и подсознания слушателя. Неброские, даже тусклые, плывущие звукоформы, гулкие бэкграунды и размытые до бесформенности звуковые эффекты, безначалие и бесконечность — два в одном. Музыка комнатной температуры и давно забытых событий в бескрайних болотах памяти. STPOCOLD «What Happened Outside» (2007)Misfake Studio
Новосибирский STPOCOLD — персональный ответ на творческие успехи ANENZEPHALIA, IRM и (кое в чём) раннего HAUS ARAFNA. Шаблонная силовая электроника, завязанная на петлях и искажённых голосовых сэмплах. Структуры композиций менее упорядочены, чем у немцев и шведов — регулярно слышится не то спонтанная импровизация, не то банальная неохота возиться с материалом во избежание утраты внутреннего драйва. «What Happened Outside» вполне хорош с точки зрения «а смогу ли я записываться так же?», однако по существу альбом просто влился в бездонное пауэр-электронное море — благо скоро 30 лет как оно начало наполняться... Звучание альбома получилось неплохое, но работа со звуком могла бы быть и поизящнее — здесь явственно ощущается home-студийное качество. Судя по всему, хозяин проекта Swill сейчас видит (и слышит) перспективу STPOCOLD в т.н. angst pop; оно, конечно, попытка не пытка, однако сможет ли он зазвучать столь же убедительно, сколь NOVEMBER NOVELET — вопрос спорный, и после «What Happened Outside» я сомневаюсь в положительном на него ответе. Ну а что до этого релиза, то ни хвалить, ни хаять его особо не за что: всё обычно, предсказуемо и понятно. URAUSCHWITZ «Zirkuszerfall» (2008)
URAUSCHWITZ — музыкальный проект известного в русских бело-патриотических кругах художника Ньярда. Видимо, не хватает ему карандаша и кисточки для полного самовыражения... Будучи издан на собственные средства автора и при поддержке Стрел Перуна, альбом привлекает внимание своим оформлением. Неформатный конверт из тонкого картона с конструктивистскими рисунками «на грани фола» в стиле ARDITI. Внутрь конверта вложены открытка и диск, завёрнутый в небольшой, мудрёно сложенный постер (тоже провокационного содержания). Таким образом, артворк сразу получает высшую оценку, и я перехожу к музыке. Музыка во многом перекликается с оформлением — «Цирк упадка» представляет собой комплексную нарезку изо всяких сэмплов (от шумовых до детско-песенных), унавоженную многочисленными чужими голосами, которые поют, говорят и стенают. Коллажный industrial — метод, испробованный множеством самоучек... и некоторым он даже покорился. «Zirkuszerfall», словно калейдоскоп, собранный из кусочков кривого зеркала андерсеновских троллей, в каждом осколке которого застыло какое-нибудь современное уродство, даёт слушателю обзор некоторых (не всех) злободневных тем — преподнося последние на шипящей и шкворчащей нойзом жаровне. Здесь нет претензии на музыкальность или стройную структуру: индустриальный гротеск, музыкальный Франкенштейн, сшитый из попавшихся под руку обрывков бытия современного социума. Если распотрошить авторский замысел, то там наверняка отыщется масса всякой идеологии — об этом я сужу хотя бы по диковатому смешению масонской и нацистской символики... но особо лезть в это месиво я не желаю — эксплореров, если что, и без меня отыщется изрядно. Вывод: «Zirkuszerfall» написан для тех, кто слышит толк в записях TURBUND STURMWERK и KREUZWEG OST, но жаждет чего-нибудь попроще и поближе. REDUCTIO AD ABSURDUM «Деформация несформировавшегося мозга» (2008)КЕРПГ
Это сидиарное переиздание одной из старых работ заслуженного петербургского ансамбля, изначально зафиксированной на аналоговой плёнке в 1996 году. Альбом не посвящён жертвам генетических и биоэнергетических репрессий, и представляет собой архаичный industrial старой школы — гулкое аналоговое гудение пополам с реверберированными нойзовыми петлями и голосами. Гудение, как и петли, претерпевает по ходу пьесы некоторые изменения, иногда даже исчезая насовсем и уступая место шумным упражнениям авторов с ручками частотных фильтров и модуляторов. Звуковая масса статична, относительно тускла и (как многие записи того периода) является, по существу, запоздалым ответом европейским, американским и австралийским коллегам — те записывали нечто подобное за 10-15 лет до REDUCTIO AD ABSURDUM. Переиздание в количестве 72 копий было сделано седьмым релизом ярославского издательства КЕРПГ в сером А5-го формата конверте со вкладкой в виде сброшюрованных абстрактных фотоколлажей на основе отпечатков МРТ. По большому счёту, «Деформация несформировавшегося мозга» должна быть интересна лишь знатокам и ценителям индустриальной музыки первой волны, которые готовы пренебречь технологическим несовершенством во имя соблюдения изначальной творческой концепции индустриальной музыки — если исходить из этой посылки, то я склонен счесть альбом весьма и весьма убедительным. FANUM «Fanum» (2008)КЕРПГ
Столичный black drone-проект FANUM покамест только завоёвывает себе место вне солнца, и одиннадцатый релиз ярославского издательства КЕРПГ изо всех сил тому способствует. С первого взгляда он притягивает к себе внимание: аккуратный прошитый конверт из плотной чёрной ткани с мелованной fold-out-вкладкой, внутрь которой вклеен конверт с диском. Снаружи вкладка несёт на себе два чёрных смурных авиаколлажа; внутри она просто выкрашена в тёмно-серый цвет. Соответственно, об оптимизме даже и думать не приходится... На диске записаны две композиции общей длительностью в 29 минут. Много написать о них не получится — в них нет ничего, кроме мрачно-тревожного пульсирующего гула. Гул этот не однообразен: он состоит из нескольких закольцованных сэмплов, которые то звучат поодиночке, то встречаются вместе, вызывая то некие подобия мелодий, то просто столкновения разночастотных пульсаций. Первый трек более агрессивен, второй более гипнотичен, а как единое целое они вполне сочетаются друг с другом, и не факт, что между ними нужно было вставлять паузу — всё-таки это не кассетный альбом. Слушая всё это, не хочется ни думать, ни представлять — удобней и проще всего погрузиться в изоляционистский ступор, отключив организм (за исключением слуха) от внешнего мира. Вывод прост: в настоящее время FANUM равным образом далёк от новаторства и поисков совершенства; первый альбом записан просто и понятно, звучит уверенно, а недавнее участие автора в сборнике «Sunhands» даёт основания полагать, что лучшие его треки ещё впереди. ВОЙ «9107» (2008)КЕРПГ Десятый релиз КЕРПГ — ритуально-индустриальное концертное действо во имя руны Eihwaz, которое учинили в осеннем ярославле музыканты BUNKER, PUGNA и RYR. Образцово-показательная heavy electronic со всеми необходимыми ей атрибутами звучит грубо и мощно — недаром в красной вкладке этого релиза написано «Купание в огне и газу». Так оно и есть — и особенно острые ощущения будут подарены тем, для кого этот экспириенс станет первым... или, может быть, вторым. Абстрактный чёрно-белый видеоряд, в котором просматриваются всякие несчастья, лишения и прочий дизастер, шапки с прорезями для глаз на головах исполнителей и брутальные абразивные пласты электронно-шумовых петель, поверх которых то и дело звучат искажённые дистрошном и ревером крики — таков этот умеренно буйный 37-минутный live-сет. Он вовсе ничем не слабей и не хуже большинства аналогичных выступлений зарубежных электронных аудио-террористов — разве что памятный концерт SLOGUN с проявлениями показушной физической агрессии произвёл бы на несведущего более сильное впечатление. Тёмный конверт из мягкого картона с вырезанной руной, внутри него большая красная бумага с информацией и диск — просто и со вкусом. Зачёт. PUGNAЗа несколько последних лет ярославский проект PUGNA выковал себе определённый статус в локальной тёмно-индустриальной сцене, заявив о себе не как об очередном однодневном проекте, а выпустив в головы слушателей полтора десятка альбомов-обойм. Первая обойма из трёх патронов — названная «I» — лежит в запасниках автора до лучших времён (которые наступят если не в 2009-м, то уж в 2010-м наверняка). Патроны крупнокалиберные — два по 17+ минут, один 20+ минутный. В каждом из них содержится литая, Чёрного Металла пуля... Вокал не потребовался — всё ясно без слов, что подчёркнуто лаконичностью содержания «I». Бесконечные повторения одного и того же риффа (на всём альбоме их несколько) запросто загонят терпеливого слушателя в ступор — нетерпеливый же просто выключит эту депрессивную тягомотину. Могу заключить, что ни один из зарядов не обладает никаким особым шармом, а (следовательно) будет интересен только интересующимся творческими истоками PUGNA и поклонникам тянучего монотонного Black Metal. Второй публичной ковкой ярославца стали два трека — «Ugruqu» и «When…», собранные в альбом «Pugna» (2006). Он был выпущен на дружественном автору лэйбле UFA Muzak в сидиарном формате, и несёт в себе 39 минут мрачного амбиентного замеса из медленного гитарного гудения и шершавых пауэр-электронных сэмплов. «Ugruqu» правомочно назвать как новаторским дроун-сладжем, так и свежим взглядом на Black Metal — неформатный подход к сочинительству не позволяет вписать её в привычные стилевые рамки. Кроме того, трек запоминается внятной сюжетной линией и мощным инфранизом. 24-минутная «Когда…» — задумчивая импровизация на электрогитаре в минималистичном электронном сопровождении. Простые приёмы и примитивная обработка, загадочно-оккультная атмосфера делают музыку PUGNA архаичной, словно записанной двадцать с лишним лет тому назад — и одиночный резкий пугающий сэмпл на 22 минуте звучания способен запросто, за секунду, выбить из слушателя порцию холодного пота. Впечатляющий творческий старт. Третьей обоймой стал диск «КЕРПГ», начинающийся ровно по тому же сценарию, что и «When…» — негромкий интровертный эмбиент на гитаре и (одним пальцем) на синтезаторе. Однако глупо было бы ожидать, что все 56 с половиной минут звучания автор будет методично и однообразно медитировать; на 11-й минуте слушателя, словно кувалдой по еблищу, внезапно шарахает силовая электроника — автор будто бы насильно впихивает её в задумчивость неспешно тянущегося лейтмотива — между нот, между звуков; спустя минуту она смолкает, а спустя ещё пару минут возвращается, с новой силой пытаясь расколоть фундамент альбома. И затихает, отступившись. Это эпизодическое противостояние продолжается снова и снова... За 12 минут до финала гитара начинает оживать — добавляются ноты, добавляется динамика, и — никакой пауэр-электроники. Развязка наступает неожиданно, на кульминационном отрезке — вместе с завершением композиции. Название «СОБРЕТ_ИЗДАР» на момент опубликования этого обзора известно только узкому кругу лиц. Это неизданный, седьмой по счёту полноформатник PUGNA, состоящий из одной 39+ минутной композиции, заключающей в себе более-менее статичные минорные гулы, нанизанные на навязчиво гудящий «стержень». Их медленные мутации, происходящие вокруг «стержня», и диссонантные интервалы образуют напряжённую, тревожную атмосферу — примерно так должна звучать неопределённость с негативным исходом. Простая по форме, но довольно глубокая по содержанию работа. В феврале 2007 года в свет был пущен первый мультимедийный релиз PUGNA — материал недавнего предновогоднего концерта в москве на пару с DEUTSCH NEPAL. DVD «МОКЗЯЖАГТУ» содержит военную кинохронику и зудящий гипнотический эмбиент, постепенно покрывающийся коркой пауэр-электронных и нойзовых наростов. Плотность звука растёт с каждой минутой, и к исходу первого получаса музыка становится уже электронно-силовой, а от эмбиента остаётся лишь общая относительная мягкость подачи материала. За двадцать минут до конца напряжение резко спадает — композиция возвращается на исходные звуковые позиции, и становится всё тише и тише... Слушатель же остаётся визави с чёрным экраном. Помимо того, что шаблонность подхода в данном случае нисколько не исключает интересности, нужно упомянуть, что это очень нужный релиз для тех, кому недосуг попасть на многочисленные столичные нойзовые сейшны — «МОКЗЯЖАГТУ» отлично воспроизводит атмосферу и картинку концерта, а аккуратная упаковка из проклёпанного брезента с двусторонним чёрно-белым инсертом и прямоугольником оцинковки внутри превращает просто релиз в этакий артефакт. Обилие сумрачной военно-морской видеохроники отвечает на вопрос «Литься чёрной воде?»: альбом PUGNA с таким названием был записан в апреле, а издан в июне 2007 года, обозначив иной творческий вектор автора — сырой коллажный нойз из найденных звуков и гитары со смычком. В числе первых слышны та самая чёрная вода, стуки и лязги, сопровождающие протяжные резонирующие ноты, извлекаемые посредством смычка. В данном случае несомненно более подходящей была бы steel cello Бобби Рутмана, но концепция этого опуса, кажется, сводится к простым и дешёвым методам звукоизвлечения. Есть и голос, яростно утверждающий тезис из названия альбома. Примитивная и шершавая мрачная агрессия, наложенная на шелестящее журчание чёрной воды, подводит слушателя очень близко к затхлой и герметичной атмосфере некоторых не-металлических записей Чёрных Легионов — хотя, конечно, спектр здешних авторских приёмов иной. Затхлость, промозглость и ступор. Начатая тема была продолжена в виде «Филе под колыбелью из гвоздей» — следующего сочинения PUGNA, составленного из двух безымянных треков. 41 минута серого и чёрного перформенса. Первая часть — зацикленные гудения и короткие замыкания, забивание гвоздей, обрывки фортепианных мелодий... ритуальная музыка полного запустения и уже произошедшего дестроя. Lo-fi-эстетика и очищение слушателя от размышлений мягким акустическим ёршиком. Вторая часть — контролируемый и неагрессивный импровизационный нойз; почти 25 минут тресков, разномастных свербений, скрипов и глухих громыханий довершают начатое дело, вызывая почти полный паралич мышления. Предшествующая уже упомянутому «СОБРЕТ_ИЗДАР», шостая по счёту фиксация PUGNA — «БЕЗ НЕБ» — произошла летом 2006 года. Издание 2007 года — взгляд в недалёкое прошлое... 42 с мелочью минуты жужжащего гитарного перформенса вполне можно преподнести как Black Metal за вычетом ритм-секции. То есть барабаны здесь кое-где слышны, но на ритм-секцию они не претендуют. Кроме того, есть всякие дарк-амбиентные моменты и моментики, образующие таинственно-тёмную атмосферу. Большинству эта музыка услышится скучной, а немногим она позволит зависнуть на ней вместе с автором — сырой гудящий материал находится на одной волне с этими самыми немногими. Последние 12 минут отданы просто под угрюмое сольное бренчание на нескольких нотах. Шостый же релиз КЕРПГ, опубликованный в августе 2007 года, донёс до слушателей запись годовой давности, июня 2006-го — в хронологии записей PUGNA она числится третьей от начала. Это уже (естественно и снова) самый натуральный Black Metal — тормозной, депрессивный, попадающий примерно в район медленных сочинений германского педоэмопсихолога из nargaroth. 51 минута разделена на две длинных сессии, «МЬЯХ» и «ЧООМБД» — именем второй назван весь альбом. В конце первой сессии автор выключает дисторшн, и металл превращается в замкнутый депрессивный мелодичный перформенс на гитаре и барабанах. Вторая сессия под конец разгоняется до бластбита, а так всю дорогу тянется дешёвым липким жужжанием, вымывающим из слушателя оптимизм и остатки светлого. Этот диск в аккуратной коричневой картонной упаковке предназначен очень малому поголовью слушателей — шестидесяти. Пока, между прочим, не набралось и такого числа. Спустя год после издания этот тираж не распродан. «АОРЪТ» — юбилейная-десятая record-сессия проекта, выраженная в двух протяжённых композициях «АОРЪТ» и «МРОУДОЕК». Гипнотичный, слегка гудящий Black Metal титульного трека подачей и атмосферой напомнил мне изданную на Res Adversae запись концерта предтечи ВЕЛЕЕНТОРа. Здесь меньше синтезатора, почти нет вокала, но есть та же самая трансовость, когда музыкант(ы) в процессе исполнения попросту выключае(ю)тся из текущего момента. Очень славным получился микс — саунд умеренно гладок, баланс инструментальных партий найден удачно. «МРОУДОЕК» — 21-минутный индустриально-гитарный drone-ambient на двух аккордах, мрачный и обморочно-коматозный. От этого бархатного, болезненно-шершавого звучания двоится в глазах и сводит скулы — определённо, проложенную автором дорогу по диссонансам осилит далеко не каждый. Публикация «АОРЪТ» намечена на конец 2008 года. Вслед за ещё более ограниченным тиражом — 16 экземпляров — второго мультимедийного релиза PUGNA «Мерять движения мертвы», автор выпускает на свободу 47 с половиной минут монотонного гудящего нойза под названием «ИРД_ИДР» (сентябрь 2007). Дисгармонично гудящий шум сопровождается разговорами через противогаз и (спустя несколько времени после начала) четвертями и двумя осьмушками на бас-томе. Жёсткий, дешёвый и безжизненный dronoise с оккультно-ритуальным душком — трибьют первым аналогичным зарубежным опытам, сохранившимся только на старых кассетах и в памяти начинателей. Упакованный в пол-квадратных метра тёмно-серого промасленного промкартона, этот релиз очень гармоничен в смысле оформления и содержания. И даже запах его говорит о многом. Двенадцатый по счёту релиз КЕРПГ — третья мультимедийная фиксация PUGNA с лаконичным названием «ДРА». Диск упакован на металлическом прямоугольнике, вложенном в прошитый шпагатом кирзовый конверт. Датированный началом 2008 года, как и «МОКЗЯЖАГТУ», этот релиз фокусирует внимание не только на относительно шумных гудениях, но и на статичном видеоряде, для адекватного восприятия которого требуется некоторая фармакологическая стимуляция — он лишь немногим отличается от «телевизионного снега», внимательный просмотр которого проповедовали некоторые активисты авангарда лет четверть века тому назад. В музыке преобладает статичное низкочастотное гудение в сопровождении нерезкого высокочастотного нойза и небольшого количества разномастных шумовых сэмплов... ни вокала, ни ритма, ни начала, ни конца. Тринадцатый релиз КЕРПГ — свежеизданный тиражом 56 копий и запаянный в плотный полиэтилен «ИЕДШ_СХО». Он был записан в марте 2007 года, в период между «МОКЗЯЖАГТУ» и «АОРЪТ», и воплощён в 35 минутах призрачного dark ambient. Некоторое время на этом фоне странно звучит не то губная гармошка, не то ещё какая-то игрушечная ересь — впрочем, вскоре автор её пристреливает. Музыка — зацикленный атмосферный луп, электрическая статика и медленно шевелящийся звуковой орнамент из голосов и found sounds (в том числе — обертонов, добытых смычком из проволоки)... Глубокое забытье, озноб и череда размытых видений, скреплённая нитями неспокойствия, по которым не спеша ползут черви необъяснимой тревоги. Финальная фиксация PUGNA — концерт в Москве (клуб «Дом») 28 мая 2008 года. Участь её предопределена релизом в 2009 году под названием «ВЫНПАРШЬЮКГ» — это будет, как я понимаю, четвёртая мультимедийная фиксация проекта. Сергей противопоставил слушателям плотный, но не жёсткий нойз, сопровождаемый бряканьями подручных предметов, а также чёрно-белую нарезку из сюжетов с архивных киноплёнок. Сюжет его абстрактен и статичен, и (в принципе) традиционен для действ такого рода. С каждой минутой шум набирает массу и энергетику, однако в последней трети сета уходит на второй план, уступая место звукам ручной работы — генез оных мне неясен... похоже на металл. По мне, так этому перформенсу недостаёт некоторой структурированности и тяжёлой, лязгающей или ухающей ритмики. В целом же, в качестве мелкотиражного памятного DVDR для круга соратников и сочувствующих, «ВЫНПАРШЬЮКГ» будет уместен. На этом обзор незаурядного творчества PUGNA завершён. В него не попал лишь один связанный с PUGNA релиз — выпущенный на Operator Produkzion видео-DVDR с материалом октябрьского концерта 2007 года в петербуржском клубе ГЭЗ-21, включающий в себя 14-минутный сет PUGNA и 15-минутный сет BUNKER. Ярославец играл материал с мультимедийного альбома «ДРА» — соответственно, ничего нового про этот релиз я бы и так, и эдак не написал. Общие моменты и впечатления — выверенно малые тиражи, аккуратное и стильное оформление релизов, узнаваемый авторский стиль мышления и изложения. Дальнейшая судьба PUGNA ведома лишь самому автору — Сергею Ильчуку. VRESNIT «Сталист лик света» (2008)КЕРПГ
Тогда и там, когда и где была заморожена PUGNA, обрёл своё начало VRESNIT. «Сталист лик света» — вторая его запись и первый публичный релиз, выполненный в привычном стиле КЕРПГ; небольшая папка из плотного коричневого картона с руной снаружи и двумя фотокарточками (плюс диск с музыкой) внутри, тираж 96 штук. Слушая этот альбом, я не мог отделаться ощущения, что мне досталось что-то из потерянного материала К СВЕТУ ТЬМЫ — местами сходство просто поразительное... Здесь должно сделать примечание о том, что до настоящего времени значительная часть записей К СВЕТУ ТЬМЫ остаётся неизданной, и сходство я услышал не столько с опубликованными «Набросками из той осени», сколько с его рабочими (и, следовательно, неизданными) записями. Однако ж вернусь к существу дела: это 52-минутный гранд-эмбиент на drone-основе, в который обильно и вполне гармонично вписана металлическая перкуссия, а также прочие непонятные звуки. В качестве инструментария обозначены «голос, барабан и барабанное железо, ветки, цветы, акустическая гитара и смычок» — про цветы ничего не скажу, но без гитары здесь действительно не обошлось... она гудит. Глуховатый катакомбный саунд и зажатая панорама звучания недвусмысленно отражают лоуфайность материала и его подпольную сущность. Моя первая и, пожалуй, единственная визуализация альбома — мертвец, ищущий путь к свету сквозь лабиринт корней. 10, 20... 30... 50 минут — просвета нет и не будет, и выхода нет, и это не мертвец движется сквозь корни, а корни неотвратимо тянутся к истлевающей плоти, опутывая и прорастая сквозь неё. Удушающий, тяжёлый postmortem-перформенс без начала и конца. 121 Примечание: все материалы помещаются в рассылку без графических иллюстраций. Чтобы увидеть иллюстрации, посетите сайт. |
В избранное | ||