Отчёт о событии, имевшем место 20 октября в клубе
ГЭЗ-21 (Санкт-Петербург)
В этом сезоне Галерея Экспериментального Звука особо не баловала
питерскую публику шумовыми мероприятиями, так что заезд американской троицы
приятно разбавил (или наоборот, сконденсировал) репертуар данного заведения.
Волею судеб я оказался в галерее раньше времени и, зайдя вовнутрь, обнаружил
лишь двух товарищей, один из которых мирно посапывал, укутавшись с головой
в камуфляжный пуховик, другой тихо наигрывал что-то лирическое на фортепиано.
Понятно, думаю, саундчек ещё не окончен. Любопытно. Подхожу к столам с разложенными
электроприборами, разглядываю. Говорю: Вы, мол, не иначе как товарищ Крис
Гудро из SICKNESS? Он отвечает: «Да, а вот это Джон из SLOGUN». Камуфляжная
фигура шевелится, оттуда показывается лицо Джона, здороваемся. Слово за
слово завязывается разговор, американцы рассказывают, что Питер им вообще-то
понравился, но не очень, потому что всё мрачно, суетно и очень мало улыбающихся
людей на улицах. Да, простые человеческие эмоции жестоким шумовикам не
чужды! Рассказывают, что туго у них на родине с подобными мероприятиями,
ибо полиция бдительно курирует клубы и чуть что, сразу грозит отнять дорогостоящую
лицензию. В Нью-Йорке и вовсе нереально шумовой концерт устроить. Так
что на фоне этого у нас здесь прямо райские условия.
Меж тем, в зал подтягивается публика, подходят остальные музыканты, и
Крис отправляется к своему столику с грудой устройств обработки звука.
Пара минут на подключение и вдруг — неожиданный высокочастотный акустический
удар! Сила звука такова, что крышу сносит моментально — кажется, будто
полушария в мозгу поменялись местами. Напор ослабевает, включаются речевые
сэмплы, постепенно разваливающиеся по стерео-панораме, и снова шумовой
хаос накрывает зал. Крис то лупасит кулаком по железяке с контактным микрофоном,
то мнёт её обеими руками, то швыряет и принимается крутить ручки на «педалях»,
прыгая вокруг стола, как неандерталец. Брутальный, рваный, бескомпромиссно
примитивный звук заводит, добирается до животного уровня психики и будит
какое-то непонятно чувство, напоминающее радость существования. Даже не
знаю, почему проект называется SICKNESS, судя по производимому
эффекту, он должен бы называться как-нибудь наоборот.
Экзальтированные пляски Криса вокруг стола продолжаются где-то с полчаса,
после чего он бросает свою железяку и обрывает представление так же внезапно,
как и начал, оставляя слушателей наслаждаться звенящими внутри черепной
коробки отголосками. Эх, не перевелись ещё на миру нойз-богатыри! Да здравствует
Самуил Яковлевич Харшак! Победа будет за нами!!!
Небольшая передышка, и место на сцене занимает невысокий плотный человечек
с необычными ушами — в их мочки вставлены 5-сантиметровые чёрные диски.
Наклоняясь над столом, он вызывает 100 %-ную ассоциацию с Чебурашкой.
Но не стоит смеяться раньше времени, это Томас Гаррисон, CONTROL,
и он ещё покажет, где кузькина мать зимует!
Аппаратура на столе у Томаса значительно технологичнее архаичного куска
железа и набора примочек Криса: здесь и сэмплер, и пятипедальный процессор,
и хитрая штуковина под названием Korg Kaoss Pad. Соответственно и музыка
— менее живая, чем у SICKNESS, но куда более «индустриальная». Все композиции
(да, здесь был не сплошной шумовой поток, а чётко разграниченные композиции,
впрочем, исполняемые без пауз) построены по одной схеме: сначала появляется
пульсирующий сэмпл-хребет, на который затем наращивается костный набор
зацикленных петель и нойзовое мясо, время от времени дополняемое утопленным
где-то в толще вокалом. Затем композиция разваливается в обратном порядке,
и в итоге такая цикличность неимоверно гипнотизирует. Звуковой поток очень
насыщенный, тёплый и плавный, несмотря на ярко выраженную агрессивность
— удивительное сочетание. Словно намазанное мёдом жерло бетономешалки
приглашает подойти поближе, заглянуть вовнутрь, упасть и раствориться
в бетоне. На половине сета я просто провалился в волновой трип, полностью
отключившись от пространства ГЭЗа, и плавал в бесконечном море вибраций,
тембров и модуляций. Но вскоре Томас подошёл к завершению программы и
вернул меня в привычную реальность, а жаль. Я бы мог такое слушать ещё
долго…
И снова перерыв, со столов всё убирается, оставляют только необходимый
минимум — пара устройств для звукоизвлечения, микрофоны и микшерский пульт.
Здоровенный бритый боец в чёрном ходит по залу и убирает пустующие стулья.
Подозрительно. За аппараты становятся два человека — некий товарищ, обращённый
спиной к залу, и бравая девушка в высоких ботинках, камуфляжных штанах
и майке с надписью «POLIZEI». Из колонок начинает раздаваться монотонный
как поверхность наждачной бумаги нойз. К музыкантам присоединяются Крис
и Томас, но в процессе не участвуют, а просто стоят рядом и внимательно
вглядываются в зал. Джон Балистрери, как ни в чём не бывало, сидит в первом
ряду и ничего не делает, микрофон лежит на полу перед ним. Проходит одна
минута, другая, третья, ничего не происходит. При этом оба музыканта усиленно
манипулируют своими приборами, хотя на звуке это совершенно никак не отображается:
всё тот же плоский нойз буравит перепонки.
Внезапно Джон вскакивает, хватает свой пластиковый стул и швыряет его
в публику. Стул приходится аккурат на физиономию сидящего поблизости дяди
с бородой — по всей видимости, частый посетитель фри-джазовых ГЭЗовских
мероприятий, забредший на свою беду в любимое заведение не в добрый час.
Дядя тоже вскакивает и пытается уточнить у Джона, что же он имел в виду
своим действием, однако последний раза в полтора крупнее, к тому же у
него микрофон, в который он начинает неистово вещать, наступая на дядю
в прямом смысле этого слова. Тому, чтобы не завалиться на сидящую сзади
публику, приходится ретироваться к стене, где он и провёл остаток выступления,
обиженно созерцая происходящее. А что поделать, не даром ведь говорят,
что искусство требует жертв!
Тем временем, Джон не теряет времени и производит атаку на первые ряды
слушателей, стулья летят, слушатели получают неслабые тычки, пятятся,
падают, особо нервные и девушки вскакивают и убегают в конец зала. Публика
в панике, не знает, как реагировать, видно, что звезда американского power
electronics не на шутку разошёлся и делает это всерьёз. Кое-кто пытается
сопротивляться, но обстоятельства этого вечера не приемлют сопротивления.
Либо ты играешь по правилам SLOGUN, либо ты пришёл не
туда. Пытаюсь оставаться спокойным, но впрыск адреналина в кровь не поддаётся
контролю, инстинкты проснулись и говорят: «Будь начеку, ты следующим можешь
получить по физии!». Вот это я понимаю, интерактив! Восприятие музыки
радикально изменяется, тебе уже неважно, что шум-то в общем неинтересный,
ты уже вовлечён в процесс, слился с действием, участвуешь в произведении
жёсткого искусства.
Джон несколько успокаивается и расхаживает по освободившемуся от сбежавшей
публики пространству, повествуя в микрофон о социальной несправедливости,
инертности человеческого мышления и прочих наболевших вещах. В какой-то
момент он подаёт незаметный знак коллегам и, вооружившись микрофонами,
со сцены срываются в зал Крис с Томасом. Все втроём они начинают второе
наступление, хватая оставшихся слушателей за загривки и доходчиво объясняя
им, что вообще к чему в этом мире. Один смельчак умудряется завалить Криса,
они катаются по полу прямо посреди зала, распихивая немногих посетителей,
Джон и Томас продолжают агитацию. Через некоторое время Крис наконец высвобождается
от напавшего фаната, они улыбаются, хлопают друг друга по плечу, все остаются
довольны.
Выступление SLOGUN заканчивается, на полу валяются отломанные ножки стульев,
разбитая бутылка и прочий хлам. Джон ходит по залу, добродушно улыбается,
раздаёт значки «Europe 2005 FTW» (что значит «Fuck The World»), и говорит
«Thanks for staying!» — «Спасибо, что остались!». Напряжённая атмосфера
рассеивается, все облегчённо вздыхают и только сейчас понимают, насколько
их впечатлило прошедшее действо.
Что тут ещё можно добавить? Необычайный прилив энергии после концерта
говорит сам за себя — люди рождаются и умирают, а нойз жив и будет жить!
Аминь.