* * *
Николай ПАНИН
«Свободное и глубокое мышление, котороестремится к уразумению жизни, и полное презрение
к глупой суете мира вот два блага, которых
никогда не знал человек. И вы можете обладать
ими, хотя бы жили за тремя решетками. Диоген
жил в бочке, однако же был счастливее всех царей
земных.»
Антон Чехов.
Д И О Г Е Н
Философская притча
П е р с о н а ж и:Диоген философ - киник
Кратет его ученик
Александр Македонский
Аристотель великий философ
Ксениад богач
Гиппархия- его дочь
Свита Александра
Фрина гетера
Рабовладелец
Торговый люд
Действие происходит в древней Элладе в 1Y веке до н.э. Перед открытием занавеса на авансцене появляется пожилой, но крепко сложенный мужчина с фонарем в руках, одетый в помятый и грязный гиматий ( нечто вроде плаща), с котомкой за плечами и босиком. Он внимательно всматривается в зрителей будто хочет найти среди них своего родственника или знакомого.Но, по-видимому, не найдя кого ему нужно, тяжело вздыхает:
-Человека ищу! - объясняет он свое поведение.- Праведного! Слышали поговорку: «Такого днем с огнем не сыщешь»? Она из-за меня сложена. Действительно трудно найти настоящего человека. Даже среди вас. Вот девушка покраснела Не стесняйся, дочка, это цвет добродетели, божий дарКонечно, вы люди разные. И занимаетесь тем, какими способностями вас наделила природа и чего достигли своим старанием. И каждый гордится своим положением в обществе. Но я удивляюсь, что историки изучают бедс-твия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; астрологи следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; лекари лечат больных, но равнодушны к страданиям своих близких; поэты воспевают возвышенную любовь, сами развратничают; жрецы прославляют богов, а сами грешат. Ну и где мне найти совершенного человека? Может вы укажете на такого? Буду только рад познакомиться с ним... Впрочем, лучше посмотрим на происходящее на сцене. Не забудем, что жизнь - игра, а игра жизнь.
Усмехнувшись,тушит фонарь,скрывается за занавесом.
Э П И С О Д И Й П Е Р В Ы Й
Остров Крит. Невольничий рынок.Толстый и плешивый рабовладелец в персидском халате рычит на нашего знакомого, без разрешения усевшегося прямо на земле:- Куд-да! Кто тебя, сидячего, здесь увидит?!
-Почему же?- возразил тот.- Рыба лежит, а своего покупателя находит...
-Справедливо! смягчившись, засмеялся торговец.- А что ты умеешь делать, старик?
-Я? Властвовать людьми!
-Ты что, чокнутый?- расхохотался тот.- Или шутишь? Кто же купит раба, который корчит из себя господина?
- Про тебя ничего не скажу, но хвалю твои волосы, вовремя покинувшие твою глупую башку- отпарировал раб.
- Как раз меня-то купят всех быстрей. Впрочем, ты сам можешь в этом убедиться, стоит только тебе объявить обо мне
- Нет уж! Если хочешь, сам о себе и объявляй. А я погляжу, как ты опозоришься!
Старик поднялся и громко закричал:
- Граждане! Кто хочет купить себе хозяина, спешите сюда!
Пока торговец потешался, крутя пальцем у виска, подошел богато одетый мужчина и, смеясь, спросил:
- Уж не ты ли хозяин, продающий себя?
- Представь себе, это я! гордо ответил раб.
- А я хозяин этого «господина»,- вмешался работорговец. - Беру за него три мины!
Покупатель сомнительно покачал головой, собираясь отойти, но «товар» задержал его:
- Это совсем недорого, клянусь Гермесом! Ведь три мины стоимость рабочей лошади, а я умом скакун!
- Прекрасно! И куда же скачет твой ум?
- В просторы философии, милейший!
- Ты изучаешь явления космоса?
- Диалектика мертвой материи меня не занимает. Диалектика души вот предмет моих занятий!
- Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как воспитатель. Согласен?
- Но с одним условием
- Каким? удивленно спросил покупатель. Ему было странно слышать, что раб смеет ставить свое условие.
- Будешь во всем меня слушаться
- Опять вспять потекли источники рек!- воскликнул тот.
- Ты прекрасно знаешь Еврипида, - угадав чей это стих, сказал старик. - Но если ты нанял, к примеру, врача, а он попросил тебя следовать его советам, ведь ты не стал бы упрекать его изречениями великого трагика?
- Я беру этого человека! ( Отсчитав положенную сумму торговцу, добавил). Вот тебе еще одна мина кзапрошенным! (Когда тот, довольный, уходит, спрашивает у «покупки»).Как тебя зовут?
- Моя кличка Собака. Не удивляйся,это мое прозвище, а зовут меня Диоген, что значит богоизбранный! Так куда мы направляемся?
- Зовут меня Ксениад, а едем мы ко мне домой, в Коринф.
- Прекрасно!- обрадовался Диоген.- Я всю Элладу обошел, а быть в знаменитом Коринфе мне еще не довелось
- Ба!- воскликнул Ксениад, внимательно разглядывая Диогена.- Не тот ли ты мудрец, о котором по всей Греции ходят всякие россказни?!
- Если они добрые, то обо мне, а если сплетни, то ты им не верь. Мирская молва, что морская волна, переменчива. Если о ней станешь думать и к ней приспосабливаться, никому не угодишь и не принесешь пользы ни себе, ни другим Они сели на скамью и продолжили беседу.
- Извини, если тебя обидит мой вопрос, - тихо произнес Ксениад. - Это правда, что ты сын Ицесия, фальшивомонетчика, посаженного в тюрьму в Синопе? И тебя выгнали из родных мест за то, что ты помогал ему?
- Ничего обидного в твоих словах нет,- ничуть не смутился Диоген.- Да, правда, я прежде худо жил, но я же переменился. А ты погляди вокруг: много ли недобрых людей становятся лучше, чем они были? Человек больше всего страдает потому, что не получает того, чего ему хочется. Значит, для того, чтобы не страдать и быть счастливым, нужно поменьше хотеть. А когда у него меньше потребностей для удовлетворения своих прихотей и ему больше будет времени другим помогать и услуживать. А бедность самоучка, помощница мудрости
- А как ты попал на невольничий рынок?
-Меня пригласил в гости один из моих учеников, умоляя в своем письме приехать к нему на остров Эгину. Так онстосковался по мне! Я собрался в путь и поплыл на корабле. На море поднялась страшная буря, кормчий сбился с пути и судно понесло по волнам. Снасти порвались, руль сорвало с петель и мы не могли управиться. Нас нанесло на песчаную отмель и корабль сел на мель. Тут как тут вооруженные морские разбойники. А у них такой обычай: если кто им сопротивляется, того убивают и бросают в воду, кто сдается того увозят в плен и продают в рабство. Я знал это и начал уговаривать товарищей по несчастью покончить дело с миром. « Тут еще беды большой нет,- говорил я им,- что нас уведут в плен и продадут как рабов. Со всяким ужиться можно. Ведь они тоже люди. На душу оков не наложат, а ведь только душевная свобода и дорога человеку. А станем защищаться людей погубим, кровь прольем и себе хуже сделаем.» Те, кто послушался меня, потом благодарили, а те, кто сопротивлялся, были перебиты... Ко всему, кормили плохо. «Чудное дело,- говорил я торговцам.-Собираясь продавать овец и поросят, их усиленно кормят, чтобы они нагуляли мясо,а человека, самое превосходное из животных, продают по самим низким ценам и истощенным недоеданием». Мои слова подействовали на них и они прибавили пищу А у тебя много детей?
-Двое маленьких сыновей и дочь...
- Мое дело точно гончарное:есть у меня мягкая глина и могу вылепить из нее, чего мне захочется. А уж когда обожгут ее, тогда будет поздно, не выправишь изъяна, остается только разбить сосуд... Так и с детьми: когда еще юны они мягки и все впитывают в себе, а как вырастут, то с тем и останутся, что в детстве приобрели... Не надо прививать им вредные барские привычки сладко есть, мягко спать да кутаться в дорогие теплые одеяния. Все это портит человека и потому буду приучать твоих мальчиков ходить босиком, без шапки, носить одежду только из грубой ткани, спать на голой земле, самим себе обслуживать, носить короткую стрижку, обходиться без украшений, не надевать ни хитонов, ни обуви и ходить по улицам молча, потупив взор. Устрою для них и псовую охоту. Чтобы они выросли сильными и здоровыми устрою им потешные игры, такие, чтобы все тело было в движении, скакать верхом на коне и в совершенстве владеть оружием, искусством рукопашного бояА для их духовного развития они должны будут учить наизусть много отрывков из произведений поэтов и писателей, причем весь учебный материал для скорейшего усвоения буду излагать кратко. Образование дает юношам благоразумие, старикам утешение, беднякам богатство, богачам украшение А когда твои сыновья будут заниматься на палестре, я не позволю тренеру делать из них атлетов, а заботиться лишь о том, чтобы лица юношей покрывал румянец и были крепкими их тела
-Не знаю даже как благодарить богиню случая Тихэ за такое дорогое приобретение! искренно воскликнул Ксениад, радостно пожимая руки Диогену. - Кажется, в моем доме поселится добрый гений. Именно такой воспитатель нужен моим детям! Поехали ко мне скорее!
-Подожди, у меня к тебе еще одна просьба: разреши мне временами отлучаться для встречи с моими учениками
-С удовольствием! Только меня будешь предупреждать о твоем отсутствии, чтобы я не переживал и дети не заскучали. Я не такой тиран, чтобы обращаться с тобой как с рабом, да и ты того не заслуживаешь
- Я рад, что мы сразу нашли общий язык. Заранее благодарю тебя, Ксениад!
Уходят.
З а т е м н е н и е
Э П И С О Д И Й В Т О Р О Й
В саду Ксениада прогуливается Д и о г е н, о чем-то размышляя. Появляется сравнительно молодой м у ж ч и н а, бедно одетый, хромоногий и горбатый, с нищенской сумой за плечами.ДИОГЕН ( узнав его). Здравствуй, Кратет. Ты ли это?
КРАТЕТ. Я,я, Диоген! Вот хорошо, что мы встретились! Ведь я иду к тебе из Фив, хочу поступить в твою школу.
ДИОГЕН ( усмехнувшись). Да чему тебе учиться у меня?Когда я уезжал из Фив, ты был так доволен и счастлив. Родители оставили несметное богатство и жил ты с безумной роскошью
КРАТЕТ. Ах, Диоген, ничего этого уже нет, видишь, я нищий; прошу тебя, научи меня, как мне теперь стать счастливым?!
ДИОГЕН. Куда же девалось твое богатство? С тобой случилось какое-нибудь несчастье?
КРАТЕТ. Нет, беды со мной никакого не было, но за десять лет я промотал все, что получил в наследство. Зато как я жил! Ты помнишь, Диоген, ведь я был первым богачом в Фивах: дома, поместья, фабрики, свои судна. А в роскошном особняке, где я проживал, какие статуи, картины, сколько золота и драгоценных камней. Рабы и рабыни исполняли любую мою прихоть! Сколько людей мне завидовало! Я наслаждался всем этим сколько мог и потратил все мое бо гатство на великолепие, пышность, на праздники и пиры. Зато теперь отчаяние берет, когда подумаю, что со мною будет хоть в петлю лезь!
ДИОГЕН. Ну, а когда ты так швырял деньгами во все стороны, верно, много нажил себе друзей?
КРАТЕТ. Друзей? Да, у меня их было много тогда, когда я пировал с ними, а теперь все от меня отступилисьРаньшене замечали ни мою хромоту, ни горба, а теперь за моей спиной хихикают, дразнят, подражая моей сутулости ипоходке (Чуть не плача). Помоги мне хоть ты, Диоген, научи, что мне делать?
ДИОГЕН. Что же мне с тобой делать, Кратет? ( Хитро прищурясь). А хотел бы ты, чтобы тебе опять вернулосьтвое богатство?
КРАТЕТ ( воспрянул). Еще бы, конечно! Только разве это возможно?
ДИОГЕН ( разочарованно). Можно-то можно, только если так, то жалею тебя: трудно тебе стать счастливым.
КРАТЕТ. Да кто же возвратит мое состояние?
ДИОГЕН. Трудом, прилежанием, умеренностью можно все добыть. Золото в земле лежит. Копай и найдешь
КРАТЕТ. Так-то так, Диоген, да беда в том, что копать я не люблю. Всякой работе надобно научиться, а я ничего неумею.
ДИОГЕН. Ну, так поступи куда-нибудь на службу, тебя возьмут ведь ты знатного рода.
КРАТЕТ. Куда же я поступлю? Высокого поста мне не дадут ты же сам видишь какой я ущербный ( Показывает насвой горб).В слуги и то не гожусь
ДИОГЕН ( укорезненно качает головой). Ну, не много же тебе осталось честных путей добывать себе хлебнасущный!
КРАТЕТ. Все это я понимаю, Диоген, и не о том прошу тебя; научи, как в нужде счастливо жить, как быть такимбедным и и вместе с тем таким счастливым как ты, Диоген.
ДИОГЕН. Я счастлив, это правда, Кратет, но в нужде трудно быть счастливым;ты забываешь, что я не бедняк, абогаче всех богачей мира, потому что у меня всегда больше, чем мне необходимо, и я никогда ни в чем не нуждаюсь. Посмотри на меня, - ты видишь, что я здоров и крепок, - это оттого, что мне мало нужно! Я помогаю рабам хозяина в ихтяжелом труде, чтобы потратить излишек силы. Тело это орудие для работы нашей души. Нужно следить, чтобы онобыло исправно. Тогда и душе легче. Сочувствие друга тоже помогает ей. А другом человека можно сделать толькотогда, когда ни ты от него, ни он от тебя не ждет подачки. И у меня немало друзей и они утешают меня в невзгоду
КРАТЕТ. Это все так, Диоген, но все же погляжу на тебя кормишься ты бобами да кореньями, одет в дерюгу, а живешь, говорят, в бочке
ДИОГЕН. Мой хозяин предоставил мне отдельное помещение в своем доме, но я предпочитаю отдыхать на природе.Вот здесь недалеко, на морском берегу есть пещерка, где я ночую. Славно там: воздух такой легкий, в соседней рощесоловьи поют, а вдаль посмотришь синеет море бесконечное. Волны прибойные шумят, напевают какую-то жалобнуюпесню. Хорошо там: постель мягкая из сухих листьев, стол каменный для закуски
КРАТЕТ ( сокрушенно). Неужели ты думаешь, Диоген, что жизнь моя пропадет даром?
ДИОГЕН. Не знаю. Только полагаю, что любой бедный чернорабочий, например, водовоз, достоен уважения больше тебя
КРАТЕТ ( с негодованием). Как так? Почему?
ДИОГЕН. Не сердись, Кратет, но я говорю тебе правду. Хотя ты очень самолюбив, а все-таки увидишь разницумежду тобой и рабочим. Водовоз очень беден, - вы, богачи, презираете его,- а он служит людям, приносит им пользу. А ты что полезного делаешь для народа? Я вижу на твоем лице морщины гнева, - зачем? Оставь это, давай лучшедружески поговорим
КРАТЕТ. Я давно приглашал тебя разделить со мной хлебсоль, но ты слишком горд и всегда отказывался.
ДИОГЕН. Нет, я не горд, Кратет, а спокоен и не хочу и не могу предаваться страстям. Я свободен от них и свободусвою я не променяю ни на какие сокровища мира.
КРАТЕТ. Но ведь ты, Диоген, все равно живешь за счет других. Чем же ты расплачиваешься с ними?
ДИОГЕН. И в этом между нами большая разница. Посмотри на меня, чем я пользуюсь от людей. Мне достаточно,чтобы позволили дышать свежим воздухом, пить чистую воду, да не давали бы умереть с голоду, а для этого, тызнаешь, как мало мне нужно. Одежда тоже у меня не роскошная, и я уверен, что коринфяне, мои сограждане, по своейдоброй воле позволили бы мне так одеваться. Если у меня отнимут ее, я останусь голый и мой вид заставит первоговстречного прикрыть мое тело какой-нибудь дерюгой и я опять буду одет. Если я буду страдать от голода, то один видмоих страданий возбудит жалость в людях и они накормят меня и я буду сыт. В этом я уверен и потому спокоен, исчитаю себя вполне обеспеченным. Для того, чтобы достигнуть такого спокойства, нужно иметь как можно меньше, такмало, чтобы у каждого бедняка было больше, чем у тебя, чтобы никто не мог завидовать тебе. Только тогда будешьсчастлив
КРАТЕТ. Зачем же ты указываешь мне водовоза и советуешь брать с него пример, а сам не подражаешь ему? Ведь иты не приносишь никакой пользы людям: не занимаешься ни художеством, ни ремеслом, ни наукой, не пашешь землю,не сеешь, не состоишь на службе и детей у тебя нет, значит и в этом ты бесполезен. Чем же ты оправдываешь себя?
ДИОГЕН. О пользе моей потом поговорим, а пока скажу только, что опять нельзя сравнивать меня и тебя; я прошу отмоих сограждан коринфян и других греков и от всех народов всего мира только одного: чтобы мне позволили жить как ия не мешаю им жить. А не требую я ничего больше потому, что у меня нет ничего. У меня нет поместий, доходов ипотому не нуждаюсь в покровительстве сильных.
КРАТЕТ.Ну, а родине твоей, городу Синопу, неужели ты ничем не обязан?
ДИОГЕН. Не вижу разницы между Синопом и Коринфом, где я теперь живу, или другой местностью. Надо же мнебыло где-нибудь родиться, и то, что я родился в Синопе, а не в Афинах и не в Риме это простая случайность.
КРАТЕТ. Но ведь ты воспитывался и учился в Синопе, значит получил там кое-какую пользу
ДИОГЕН. Полезным можно назвать только хорошее воспитание, а я не могу похвастать своим: оно меня едва непогубило. Настоящее воспитание я получил от моего учителя Антисфена, ученика Сократа, но ведь и он жилвпроголодь, так что и за это нечего расплачиваться; а больше всего считаю себя обязанным собственному опыту.
КРАТЕТ. Но ведь твои родители и предки были синопцами, так что ты весь принадлежишь Синопу; ты гражданинэтого общества, и потому оно может требовать от тебя исполнения разных обязанностей
ДИОГЕН. Нет, это не так; то, что предки мои были гражданами Синопа, не обязывает меня быть тем же. Человекне по рождению делается гражданином или членом какого-то общества. Природа производит детей своих свободными независимыми, равными, только с одной обязанностью сочувствия человека к человеку. Я не ищу защиты, не требуюничего ни от какого общества и потому не называю себя гражданином ни Синопа, ни Афин, ни Спарты я гражданинвсего мира!
КРАТЕТ. А что значит гражданин всего мира?
ДИОГЕН. Это значит такой человек, который как я, не принадлежит ни какому отдельному обществу, а считает всюземлю своим отечеством и всех людей своими соотечественниками или, еще лучше, своими братьями, как бы ниотличался он от них по местности, где они живут, по говору, по пище и одежде и по другим обычаям. Такой человексчитает своей обязанностью помогать всякому, кто нуждается в его помощи, а если не может, то все-таки не перестаетсострадать ему. Он старается предостеречь человека от опасности, когда видит его заблуждающегося, и радуется стем, кто счастлив Суеверия, пристрастия, корысть и другие пороки всегда присущи нам, когда мы принадлежим ккакому-нибудь особенному обществу, и боимся уронить себя в его мнении, и рабски следуем многим его нелепымобычаям. Что в таких обществах считается за высокую добродетель, то перед судом разума представляется мерзкимпороком. А тот, кому одно общество или государство ставит памятник, тот в летописях другой страны предаетсяпотомству на поругание, как человек неправедный и злой...
Такой человек с нежностью смотрит на источник, утоляющий его жажду, на дерево, в тени которого он отдыхает, ипервый, кто к нему подсядет, какого бы он ни был племени, будет ему земляком, а если еще при этом сердце сердцу откликнется, то и друг. И такое отношение к людям с избытком вознаграждает его за лишение каких бы то ни былообщественных прав и наград. Такой человек привык, кроме самого необходимого, находит ненужным все прочее, чтокажется необходимым людям, избалованным покоем и роскошью, и потому такому человеку легко ужиться везде, и онникому не будет в тягость. Вот кого я называю гражданином мира и стараюсь сам быть таким.
Ты и подобные тебе люди считают меня бесполезным. Но вы сами виноваты в этом: я вам кажусь бесполезнымтолько потому, что не льщу вашему честолюбию, не поддерживаю вас в ваших глупостях и не толкаю вас вперед попути, ведущему вас к погибели. Безумные, слепые люди, подумайте: разве не пользу приношу я вам этим самымобличением пороков?!Вообще мудрый человек должен быть похож на хорошего врача, который спешит с помощью туда, где больше всегобольных. Так и место мудреца там, где больше всего людей неразумных и он должен изобличать и порицать ихнеразумие.
КРАТЕТ. А что ты больше всего ценишь?
ДИОГЕН. Свободу слова!
КРАТЕТ. Что ты считаешь в людях прекрасное?
ДИОГЕН. Искренность и простота. Человек с открытой душой на виду у всех. Ошибется он, добрые люди помогутему исправить его вину и утешат в печали. А скрытный человек таит в себе свой грех, разъедающий его душу, каквнутренняя болезнь, недоступная глазу самого опытного врача, и никто не знает, как лечить ее и больной умирает безпомощи в страшных страданиях.
КРАТЕТ. Почему это некоторые люди охотно подают милостыню калекам и нищим и отказывают мудрецам?
ДИОГЕН. Должно быть оттого, что эти люди боятся сами стать калеками и нищими, но знают наверняка, чтомудрецами не станут никогда, а потому не жалеют их. А средоточие всех пороков сребролюбие. Из-за него гибнутбольше людей, чем на войне.
КРАТЕТ. А как следует обращаться с политикой?
ДИОГЕН. Как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы незамерзнуть.
Пауза.
КРАТЕТ. ( после раздумья). Ты меня убедил, Диоген. А ведь в юности стихи сочинял, а отрывки из Гомера, Алкмана, Еврипида декламировал, мечтая стать оратором
ДИОГЕН. (обрадованно). Вот эти качества хвалю! Их и будем развивать.
КРАТЕТ. Веди меня в свою пещеру, там, если пожелаешь, мы перекусим и продолжим нашу беседу
ДИОГЕН. Посмотрим, удастся ли мне сделать из тебя настоящего человека (Уходят).
З а т е м н е н и е
Э П И С О Д И Й Т Р Е Т И Й
Те же декорации. В саду под деревом на траве лежит Д и о г е н. Голова его в тени, а старое, но еще крепкое тело греютсолнечные лучи. Он приятно подремывает. Вдруг он почувствовал, что кто-то заслонил от него светило и оно пересталогреть. Мудрец открыл глаза и увидел перед собой красивого юношу,окруженного придворной свитой. По пышнойодежде и царским украшениям Диоген догадался, кто стоит перед ним, но несколько не смутился. Он продолжаллежать и ждал, что скажет ему этот нежданный гость.-Ты ли тот Диоген, о котором я слышал по всей Греции так много удивительных рассказов,- спросил, наконец, юныйцарь.
- Да, я тот самый Диоген. А ты, верно, Александр, сын Филиппа Македонского?
- Да, ты угадал.
- Что же тебе от меня нужно?
- Я все ждал, что ты придешь ко мне в гости и вот, не дождавшись, сам явился к тебе. Не могу ли услужить тебечем-нибудь? Проси у меня чего хочешь все , что в моей власти, исполню я глубоко почитаю великих мудрецов !
- Если хочешь оказать услугу отойди от солнца, не заслоняй его свет и тепло, оно так приятно греет мое староетело- Александр отступил в изумлении. Отступили в страхе и придворные, ожидая царского гнева за дерзкий ответмудреца. Но царь не рассердился, на лице его выразилась грусть и он спросил Диогена:
- Неужели, кроме этого, я ничего не могу для тебя сделать?
- Мне ничего не нужно от тебя
- Александр протянул руку Диогену:
- Прощай! Я должен сдержать свое обещание не буду мешать солнцу согревать тебя( Обращаясь к своим придворным). Пойдемте, нам здесь больше нечего делатьНепрошеные гости удалились, недовольно жестикулируя и то и дело оглядываясь и бросая возмущенные взгляды наДиогена. Вдруг раздался голос Александра:
- Замолчите! И знайте: если бы не был царем Александром, я желал бы быть Диогеном!
Тем временем, слегка потемнело, Диоген встал, взглянул на заходящее солнце, выкатил из-за кустов огромнуюглиняную бочку, бросил туда свой плащ, а затем сам забрался туда и исчез.
Пауза.
Через некоторое время вернулся А л е к с а н д р, один, без телохранителей, оглядываясь то и дело по сторонам,закрывая лицо плащом.Он подошел к бочке и произнес:
- О бочка, исполненная мудростью!
ДИОГЕН ( высовываясь из своего жилища, шутливо цитирует Софокла): Великий государь, « мне бы каплей счастьялучше быть, чем бочкой разума»
АЛЕКСАНДР ( поддерживая шутку, цитирует другого персонажа):
«За каплю разума готов все счастье в мире я отдать. Нет разума увы, несчастен человек»
ДИОГЕН. А я догадываюсь, зачем ты ко мне пожаловал: решил уговорить меня следовать за тобой в военныхпоходах. «Такой замечательный мудрец был бы украшением моей свиты,- подумал ты.- Он был бы мне полезен тем,что не стал бы кривить душой , а говорил бы правду» К сожалению, должен тебя огорчить: находясь при твоем дворе,среди роскоши и великолепия, я лишусь самого дорогого мне свободы
АЛЕКСАНДР ( не скрывая огорчения).Жаль, ты бы помог мне в исполнении моего намерения
ДИОГЕН. А какое твое намерение?
АЛЕКСАНДР. Да мне тесно показалось в моем царстве Македонии. Я иду воевать и хочу покорить Малую Азию, Армению, Мидию, Индию словом, всю землю. Ведь она состоит из одного куска, так и нужно, чтобы над нею был одинправитель. А Грецию мой покойный отец Филипп уже завоевал и объединил. А наших исконных врагов персов вообщепревратить в рабов
ДИОГЕН. Но если тебе тесно в Македонии и ты идешь покорять соседние страны, так ведь и земля тесной покажется, когда ее покоришь, и тогда тебе придется строить мост на луну и солнце, чтобы завоевать всю Вселенную
АЛЕКСАНДР. Нет, зачем же желать невозможного, а мой замысел легко осуществим
ДИОГЕН. Ты молод, умен и храбр; войска тебе легко подчиняются и очень может быть, что тебе удастся завоеватьвсе царства; но скажи, что ты с ними будешь делать?
АЛЕКСАНДР. А я и об этом подумал: построю в пустынных местах новые города и села, соединю их удобнымидорогами, заселю жителями из мест, где их много, всем подданным дам новые лучшие законы. Все они будут говоритьодним общим языком, сохраняя, конечно же и свой родной , да и обычаи тоже, заведу у них наши науки и художества. Ачтобы легче было управлять посреди моих владений построю большой город и он будет моей столицей. И тогда янаведу порядок и всем будет хорошо жить на земле. Чувствую, что мне даны на это силы и способности от богов
ДИОГЕН. И долго ты думаешь так царствовать?
АЛЕКСАНДР. Не знаю Но что ж, если я скоро умру, дело мое будут продолжать мои наследники, если того будутдостойны. А если даже с моей смертью разрушится мой замысел, я все-таки одним намерением своим оставлю послесебя бессмертную славу.
ДИОГЕН. Но ведь ты хочешь, Александр, подчинить своей единой власти сотни миллионов людей ведь это нелегко.Сколько придется тебе пролить человеческой крови, пока достигнешь своей цели. Подумал ли ты об этом?
АЛЕКСАНДР. Да, жаль, много голов погибнет, без этого не обойдется; но это не может меня остановить. Людиплодовиты, народятся снова.
ДИОГЕН. Вижу, Александр, что ты воодушевлен пылкой страстью и мне разубеждать тебя было бы бесполезно. Новот мой совет: не забывай, что не все благославляют тебя, а многие проклинают; война приносит только горе иразрушениене забывай, что последний твой раб так же чувствителен к боли и удовольствию, как и ты сам, и что ты вовсем царском величии так же немощен как и он. Помни, что стоит только одному твоих воинов пустить в тебе стрелуили одному из твоих прислужников капнуть каплю яда в твое питье, чтобы разлетились в прах все твои замыслы. Тебяокружаю льстецы. Они станут воздавать тебе божеские почести и в тот самый час, когда ты впадешь в искушение иповеришь, что ты более, чем простой смертный, будет часом твоей погибели
АЛЕКСАНДР ( с сожалением). Неужели в самом деле ничего не могу для тебя сделать, Диоген?
ДИОГЕН. Мне ничего не нужно. Но ведь ты знаешь, сколько под твоей властью страдающих и угнетенных. Еслихочешь сделать мне приятное, облегчи, на сколько можешь, их бедственную участь
АЛЕКСАНДР. Ты счастлив, Диоген, что ни в чем не нуждаешься, но прими хотя бы мою дружбу!
ДИОГЕН. Прости меня, Александр, но я не могу не сказать того, что думаю. Царь не може быть другом и иметьдрузей.
АЛЕКСАНДР ( огорченно). Диоген, если бы я побыл с тобой дольше, то чувствую, что остался бы жить с тобою втвоем шалаше или бочке. Но для мира довольно одного Диогена.
ДИОГЕН. Этого я не знаю, но уверен, что мир погиб бы между двумя Александрами
АЛЕКСАНДР ( печально). Ты прав, старик, прощай! Мы больше никогда уже не встретимся.
Уходит.