* * *
историческое художественное прошлое Подольска
... исторические обрывки
исторического художественного прошлого
города Подольска
.
Публикуются впервые
* * *
Подольская традиция площадного градостроительного дизайна уходит своими корнями в глубокое историческое наше прошлое города и страны. Возможно, небольшой исторический экскурс в аналы художественного прошлого Подольска, поможет разобраться в нашем настоящем светлом сегодня.
Когда-то давно, на самом углу площади Великого Октября, в городе Подольске была воздвигнута конструкция изображавшая собою мечь направленный в небо. И сегодня не очень известно, что же обозначает сия аллегория, но стоит мечь и по сей день в Подольске.
А делали этот ответственный заказ заводские художники под руководством Славы Белевитина. И как водится, для такого дела, материалов дифицитных никаких не пожалели. Вообщем, ребята пострались на славу и щедро отдали свою невостребованную момнументально-творческую энергию на создание нержавеющего символа вечной Советско-Чехословакской дружбы. Сделали всё как надо. Кажется именно тогда безликую, стандартную Советскую "Индустриальную" улицу Подольска лихо переименовали в эпохальную улицу Клемента Готвальда. Что за человек Клемент Готвальд, специалисты историки наверняка знают? А знакомый из детского клуба Советско-Чешской дружбы скахзал видный был борец.
В принципе, художники и руководство Электромеханического завода, конечно, скорее всего, знали из популярной литературы и вообще, что де открытое пространство площади положено и, вообще то, надо бы закрепить каким-то таким центром. Ну типа Александрийского столпа перед Зимним. Правда на кой его закреплять и именно в углу площади Октября, так до сих пор общественности не очень понятно. Но что сделано - то сделано. Тем более, что и комплекс зданий: гостиница "Подмосковье", Дворец Культуры "Октябрь", и вот новое звучное Подольское заведение ПМГОУ и взаправду, что-то такое из революционнойц истории напоминают.
Вообщем меч, как меч. Металлический, из нержавейки клинок устремлённый в небо. Великолепная, гигантская, каменно-мраморная гарда, украшена тяжёлой, бронзовой, объемно-скульптурной лепниногй на здоровенной литой плахе, прямоугольная ручка из бетона капитально облицованна гранитом... и вокруг всё мрамором. Сейчас роллеры облюбовали местечко, сидят там, катаются, прыгают, подпрыгивают мелкие потомки. Вообщем создал Слава для потомков маленький уголок развлечений. Факт! Надо отдать должное. И теперь есть где пацанам поскакать с девчонками, а старушкам голубей покормить. Во всяком приличном городе такое место есть. Вокруг стало очень даже живенько и местные даже как бы уже и не замечают монументальное творения. А вокруг, то цирк, то зоопарк заезжий за каменным мечом возникнет и так же растает, то парк мобильных атракционов закружится. И всё это пред очами гостей города, осматривающих площадь из окон гостиницы Подмосковье. Разумно и весёленько.
* * *
Одна из первых попыток создать нечто нетленное на века, а хотя бы из цветного цемента произошла на поверхности пустой стены кинотеатра Родина. Хитрый архитектор будто специально оставил соверщенно голую, чистую стену. А известно, как раздражают чистые стены нынешнюю молодежь с балончиками, что уж говорить о голодных, охочих до работы монументалистах семидесятых. Шушукал тогда народ Подольский, пятьдесят тыщь мол угрохали на Родину. Надо отметить, для тех кто не знает, что директор завода тогда рублей 450-500 за месяц своего самоотверженного труда получал, а рабочий на том же заводе 180-200. Это уж потом , при дальнейшем углублении и всемерном развитии Социализма зарплаты рабочего класса и директоров, наверное, медленно поползли и стали добреть потихоньку.
Черт его знает, не Сикейрос по силе мысли, конечно, но так аккуратненько всё, и вроде пристойненько. Стоит себе во всю стену огромная симпатичная, стройная женщина - Родина, надо понимать, а вокруг неё по стене народ трудится: варят, копают, пашут, строят чего-то. А главное и странно что? Что сюжет чинный и благопристойный, нетленный, сам по себе оказался. Тотемная семантика в три цвета, в технике сграфито (цветной цемент) на идеологическом сооружении. Известно ведь какое из искусств было назначено нам самым
главным. А вот уж и Советская Власть канула в лета, и Россия теперь другая, а настенной живописи всё ни-по-чём, вполне актуальна и в деле и никих особенных идеологических противоречий не возникает, не возмущает ничей разум, а так просто украшает себе стену и всё. Тем более, теперь и банк рядом вырос на месте маленькой парикмахерской и примыкает к этой настенной живописи почти вплотную. А какие могут быть идейные противоречия в орнаменте, пусть и монументальном.
Может оно, вообще, такое и дожно быть, это самое монументальное искусство, без сиюминутных идейных изысков и мысленных примесей. На века ведь. Выдержанное. А теперь уже получается тридцати с лишним-летней выдержки творение. А если и обсыпалось где немного внизу, да сбоку, так ничего страшненького, новым цементиком подмазать и опять всё монументально, и как новенькое.
* * *
Наконец!
Кажется в Подольске удалось полностью покончить с проклятым концептуализмом - наследием эпохи развитого Социализма.
Слегка оробевшие Подольские жители притихли, увидив открывшуюся им в полный рост безкомпромисную башню с четырёхосными часами, аккурат рядом с фонтаном. И над бывшей площадью Ильича пронёсся лёгкий выдох горожан и повисла тяжелая пауза. Момент сродни Великому моменту открытия поселянам бесмертного "Сеятеля" знаменитого неподдельным мастером своих дел Осей Бендером, на просторных брегах Русской реки Волги. Из-за забора, на жителей и гостей Подольска, немного конфузливо, стесняясь поначалу, выглянула в полный рост, новенькая цветастая конструкция во сей своей, красе. Из гранита, металла, свежей краски на отточенной крыше, и даже часов и фанерного герба города и ещё чето-то.
Цветовое решение и облие качественных материалов конструкции ни в коей мере не позволят обвинить автора в скупости. Это конечно же если автор не полный дальтоник и таковое цветовое решение вообще было или, как минимум автор знал, что обычно такое решение бывает и чаще всего, при решении некотрых градостроительных задачек.
Изящные тонкие ножки конструкции, тёмный строгий гранит облицовки цоколя строения неуловимо напоминали даже, что-то столичное. (Блин горелый!) и весёлое. У неё есть цоколь. И даже у каждой отдельной ножки, тоже по своему маленькому цоколю имеется.
Уникальное, редкостное сочетание материалов, помноженное на щедрую даровитость создателя конструкции вызывает множественные ассоциации. Оживают сны Герберта У. Откуда то, из под самого заполярного Круга доносятся до боли знакомы е ноты ... по тундре, по.. и вот уже лающие звуки бередят сердце всякого русского
* * *
С другой стороны проекта, по сути, это конечно немного лучше чем стоявшее Медведевское творение из чистого Социалистичекого бетона. Злые языки поговаривали, что похожа на гроб была бетонная Медведевская доска почёта. На колёсиках. И уголок очень удобный образовывала для прохожего люда. А веь и то правда, вот так вот и видится как упрямая рука архитектора - ставит уголком в своей макетнице будущую городскую доску почёта. А чтоб не упала, куда как проще - уголком мягкую бумажку свернуть, а для пущей прочности - два уголка малый и большой, несущий. Опять же, композиция получается разнообразна. Бетон, как водится, глубоким Советским орнаметальным узором покрыли. Говорят, что прямо оттуда, даже стиль такой узнаваемый Подольских социалистических орнаментов вышёл. Ими потом покрывали разные подходящие проходные места в городе. А что, симпатично и наглядно, так и называлось всё это, вместе взятое, - наглядная агитация. И даже в книжном на площади Ленина наравне с политическими книжками Л.Брежнева продавали большие и малые наборы самых разнообразных плакатов, для удобства и скорости оформления наглядной агитации. А тут, вообще, в бетоне и серп и молот - каптальный монументалдьный плакат на века. Казалось. И видным людям есть где поместиться, демократично и на самом ввиду, и всё вокруг в социалистическом Подольском орнаменте из серого прочного бетона. Не иначе как самой крепкой фундаментальной марки. Здорово и практично.
Но вот пришло время и для бетонной доски и вместо серого бетона выросло, откуда ни возьмись, цветное чудо с подводными часами и парк с фонариками вокруг.
* * *
Так уж повелось, что если есть часы, а тем более на площади, то проживающие граждане обязательно начнут встречаться под ними, по разным своим поводам. И им невдомёк, конечно, всякие там архитектурные ценности, и что на самом деле, символизирует тот жёлтенький под голубенькой башней у автора, уж не посыл ли это будущим поколениям Подольска. Тонкая работа. Понятно, что синенькая крыша прекрасно сочетается с современной наглядной агитацией помещенной на крышах многоэтажек вокруг.
Оно конечно, верно.
* * *
Но на счетверенных часах прогрессивная градостроительная мысль не удержалась. Куда то же надо, теперь, разместить доску почёта. И на чистом куске стены попавшем на глаза творцу решено было расположить городскую доску почёта. И то верно куда ж её девать. Да и место со всех сторон подходящее. Тем более ранее, при проектировании там и была задумана такая накладная, вся из-себя, художественнная конструкция в духе прогрессивных семидеясятых. Конструкция из прямоугольных алюминиевых квадратов куда то почила со
временем, а место пустовало. И вот теперь там расместились портреты именитых горожан, прямо на белых стенах местного городского управления. И как это такое очевидное решение до сих пор, никому в голову ни приходило. Ведь расписывали же Египетские дворцы срнеднего царства красивыми живописными картинами повествующими, нам потомкам о великих подвигах народа и правителей. И дошло до нас.
Чтож несколько спорно, но впринципе имеет место быть, и с пешеходной дороги хорошо видно.
Ладно, оставим это на стене, на своём месте и совести местного архитектора. Может в этом и, в самом деле, есть некая наша правда. Кто знает?
* * *
Обсуждение темы историческое художественное прошлое Подольска