Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Художественный Совет

  Все выпуски  

Классика в музыке, музыка в классике.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Фантазии Берлиоза.

newContinent.ru

Ведущие рассылки Б.Ципис, Д.Рытиков, И.Петреев
с критикой и предложениями к авторам можно обращаться на форуме в нехорошей квартире


Классическая музыка может принести слушателю куда больше наслаждения и удовольствия, чем думает иной слушатель. Помочь разобраться в понимании характера и содержания музыкальных произведений, а также узнать много интересного из творческой жизни музыкантов – вот цель данной рассылки. Мы избегаем сложной терминологии принятой в среде музыкантов, что делает эссе доступными любому читателю.

"О классике в музыке и музыке в классике."


продолжение Фантазии Берлиоза.

Симфония.

Слово «Симфония» означает созвучие и мы сразу представляем большой оркестр на эстраде, нарядный зал, парадно одетую публику сияющий свет хрустальных люстр. Колонны, цветы и Бог весть что еще. Двести лет назад ничего такого не было – музыка услаждала слух знатных богачей, которым было по карману содержать собственную капеллу (два-три десятка музыкантов). Симфониями назывались довольно небольшие музыкальные представления – интермедии «на случай». Во второй половине 18 в положение изменилось. Благодаря великому австрийскому композитору Йозефу Гайдну, который долгие годы о служил капельмейстером при дворе графа Эстергази и был обязан писать эти самые симфонии для визитов знатных гостей, парадных обедов , именин и так далее и тому подобное симфония превратилась в 3-4 частное сочинение уже объединенное общим замыслом и имеющее законы своего построения. Части симфонии уже строились по принципу быстро(аллегро)-медленно(адажио)-танец (менуэт) –быстро(престо) . Гайдн также создал форму, по которой строилось сочинение частей симфонии – сонатное аллегро.

Как, возмутится читатель – творчество и форма? Да, да и еще раз да! В музыке, как и во всяком другом искусстве, существуют законы красоты, которые и открывают для людей великие музыканты. Например, в любом куплете практически любой песни 16 или 32 такта, а в припеве 8 или 16 тактов.

Сонатное аллегро – 3 частная форма 1 часть -2 мелодии ( экспозиция) -2 часть –разработка – видоизменения этих мелодий и 3 часть –реприза - повторение 1 части в более красочном виде. Прослушайте наиболее яркий образец –знаменитую 40 симфонию Моцарта ( ее 1 часть) и все будет ясно.

В классической форме ( ее стали называть венской) написаны многие сочинения ставшие шлягерами – 5 и 9 симфонии Бетховена, 40 симфония Моцарта например. В качестве 3 части вместо менуэта стало выступать СКЕРЦО – стремительное, подчас шутливое произведение.

Берлиоз уходит от классического построения, за что его произведение было в штыки встречено академической публикой. Что поделать! Новизна всегда тяжело воспринимается, зато потом сама становится классикой.

1 часть «Фантастической» имеет следующую программу: «Мечтания. Страсти» -«Он вспоминает сначала это болезненное состояние души, эту неопределенную страстность, меланхолию, беспричинную радость, которые он испытал прежде, нежели увидел любимую; потом вулканическую любовь, которую она ему внушила, с ее раздирающими тревогами, ее ревнивыми безумствами, припадками нежности и поисками утешения в религии».

Начинается 1 часть медленным мечтательно –грустным вступлением. Одинокие скрипки исполняют романс самого Берлиоза «Эстела». Музыка вздыхает, жалуется.

Наступает мимолетное облегчение, художник радостно оживляется но ненадолго – снова звучит первоначальная мелодия, уже исполняемая всем оркестром и богато украшенная хитросплетениями оркестровых голосов, потом все замирает в ожидании явления любимой.

И она появляется . Лейтмотив симфонии ( образ любимой) – довольно непритязательная мелодия, однако прелесть в том , что являясь в разных частях эта мелодия видоизменяется и приобретая «узнаваемость» становится прекраснее. Так и в жизни – первая встреча с любимой может и не оставить никакого следа и только при дальнейших свиданиях открывается истинная красота женщины.

В первой части нет столкновений трагических образов, как в 5 или 9 симфониях Бетховена, а вот страстей предостаточно - от пианиссимо ( тишайшее) до фортиссимо ( очень громко), от одиноких инструментов до громогласного звучания всего оркестра. Общей единой тональности здесь нет, музыка переменчива и изменчива – ведь это наркотический и достаточно бессвязный сон. Музыка имеет волновое движение – 3 волны нарастания и затухания и наконец вершина – мощное звучание главной мелодии и тут же спад. В конце первой части вновь появляется образ любимой, но мелодия звучит мягко и мечтательно и постепенно растворяется.

Борис Ципис.

Коментировать непосредственно в нехорошей квартире Фантазии Берлиоза.


Статьи и обсуждения на newcontinent.ru

  • Фантазии Берлиоза.

    Писать о том, что «Фантастическая симфония» Берлиоза – одна из жемчужин мировой музыки –занятие тривиальное. Это давно известно. Вспомним о некоторых аспектах этого произведения.

    В данном случае слово «Фантастическая» означает ВИДЕНИЯ, ФАНТАЗИИ. Каждому из нас знакомо состояние в уютной тиши и темноте, когда ничего не мешает полету фантазии представляешь себя капитаном корабля, полководцем или еще кем. И вот уже видны бушующие волны, сверканье молний, чувствуется робкий страх матросов и их надежда на ТЕБЯ. И вот ТЫ уверенной рукой, словно ею водит провидение, спасаешь корабль и души, которые доверились тебе. В фантазиях можно представить себя кем угодно, ведь это твои фантазии. ... читать дальше ...


  • 12 минут "Волшебной Флейты".

    ... Наступает темнота и шайка в составе Царицы ночи со свитой из трех фей вкупе с мавром Моностатосом крадется к храму света и добра с наихудшими намерениями. Но куда там! Гром и молния низвергают нечестивцев в тартарары. Можно, конечно, криво усмехнуться по поводу столь легкой и нравоучительной победы добра над злом, но все же если бы в истории человечества побеждали только силы тьмы, то где бы мы были сейчас?

    И вот финал. Памина и Тамино достигают храма света и добра, где их встречает Зороастро. Торжество переходит в искрящийся всеобщий праздник. Музыка великолепна в своей светлой радости. Жаль только, что весь финал идет всего 3 минуты. А как хотелось бы больше! Радость музыки настолько велика, что зрители начинают хлопать не дожидаясь окончания. Присоединимся же к их восторгу! далее


  • Десятая симфония Шостаковича.

    Музыка Шостаковича очень, очень сложна и многогранна. Иногда она напоминает лабиринт, выбраться из которого не поможет даже нить Ариадны. Истинную красоту и величие музыкального мира Дмитрия Дмитриевича может помочь понять только вдумчивое и тщательное прослушивание. Неоднократное. ... продолжение


  • Кармен

    ... торжественные коммунальные коррррридоры,
    Эти, не принявшие евроремонта, строения номер ... ать вашу еще источают запах разгоравшихся когда то внутри страстей.
    Ах как эти соседки шествуют, изяшно уворачиваясь от свисающих велосипедов и прочих декораций. Где там испанским девчонкам! о них ...


  • Азербайджанский бриллиант в русской оправе.

    ...
    В 1945 году появился фильм «Аршин мал-алан». Созданный на основе нескольких произведений (как тогда было принято), этот фильм оказался настолько великолепным, что успешно смотрится и слушается по сей день. Как упоительно красива оказалась азербайджанская музыкальная комедия на русском языке! ... Но обо всем по порядку ...

Подольские сказки.

Дыханiе Волги.

Помните, в кинофильме “Волга-Волга”: “Почему я водовоз? Удивительный вопрос...” Так и я развозил воду в бидоне из-под молока для дачников с места возвышения Храма, хорошо просматриваемого с бескрайних волжских просторов. Серебряные купола которого до сих пор светятся в памяти моей памяти необъяснимым светом.

Самый главный вопрос для любого мало-мальски разбирающегося в своем хозяйстве дачника – это вода. Так вот, вопрос о пресной воде, пригодной для питья, поставил наших соседей в тупик. Это было в первый день нашего приезда с Людмилой на дачу под Костромой. Ее любезно предоставили нам родственники на 12 дней со всеми ее достоинствами и недостатками. Поэтому решать проблему питьевой воды пришлось самим. Благо лодка с веслами была предоставлена в полное наше распоряжение.

На этом я прерву мое повествование. Мне почему-то вспомнились заметки в интернете о путешествиях в Италии или Японии, и мне они показались сейчас надуманными и вычурными в желании завлечь читателя яркостью фотографий и сопровождающим их текстом. Это начинаешь понимать здесь, в необъятных волжских просторах, с живым дыханием ветра и сказочным разноцветьем трав.

“Кострома Mon Amour”, - сказал Гребенщиков...

Велением Судьбы мы вышли на веслах при попутном ветре, и вскоре по воле Господа у подножия Храмового холма повстречали молодого человека, качавшегося на волнах залива в своей резиновой лодке. Узнав, что мы приехали из Москвы, и тщетно пытаемся найти хоть какие-нибудь признаки питьевой воды, любезно предложил нам набрать воду из его личной скважины. При этом он позвал меня, и повел наверх к своему дому, расположенному прямо перед Храмом, и показал мне, как работает насос скважины. И добавил, что можете приходить сюда брать воду из скважины даже в его отсутствие. Слава Богу! Проблема питьевой воды была разрешена. И надо заметить, что вода из Храмового источника была необычайно вкусна, и даже филтр, привезенный нами из Москвы "Экстра-Барьер”, не мог улучшить ее вкусовых качеств, скорее наоборот, оставлял внутри себя то, что мы назвали бы Благодатью Божией.

Поскольку вода в алюминиевом бидоне теряла свою силу и вкус, то нам приходилось не раз благодарить Бога за проявленное милосердие в условиях дачной пустыни. Вкус этой прохлады из Храмовой скважины до сих пор наполняет мое сердце.

jR


предполагаемые темы выпусков рассылки.

О пользе классической музыки вообще. Бетховенские концерты - от "Молодой Гвардии" до "Фауста". Седьмая, восьмая и десятая Шостаковича. Мир образов Берлиоза. Авторских платить не надо. Сколько живут дирижеры или оркестровая музыка как средство продления жизни. Со своим роялем не расстанусь никогда. Посторонись, Бетховен? "Кубанские казаки" и "Первый эшелон" - параллели в музыке. Не забывайте приветственную увертюру!

newContinent.ru Ведущие рассылки Б.Ципис, Д.Рытиков, И.Петреев
с критикой и предложениями к авторам можно обращаться на форуме в нехорошей квартире


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное