Можно смело утверждать, что звезда молодой итальянской певицы
Чечилии Бартоли светит на оперном небосклоне ярче всех. Компакт-диски с
записями ее голоса разошлись по миру в невероятном количестве четыре
миллиона экземпляров. Диск с записями неизвестных арий Вивальди был
продан в количестве триста тысяч экземпляров. Певица завоевала
несколько престижных премий: американскую Grammy, немецкую
Schallplattenprise, французскую Diapason. С ее портретами на обложках
выходили журналы Newsweek и Grammophone.
Чечилия Бартоли
довольно молода для звезды подобного ранга. Она родилась в Риме 4 июня
1966 года в семье музыкантов. Ее отец-тенор, отказался от сольной
карьеры и много лет проработал в хоре Римской Оперы, вынужденный
содержать семью. Певицей была и ее мать, Сильвана Баццони, выступавшая
под девичьей фамилией. Она и стала первым и единственным преподавателем
дочери и ее вокальным «тренером». Девятилетней девчушкой Чечилия
выступила в роли пастушка в пуччиниевской «Тоске», на сцене все той же
родной Римской Оперы. Правда, позднее, в возрасте
шестнадцати-семнадцати лет будущая звезда гораздо больше интересовалась
фламенко, чем вокалом. Именно в семнадцать лет она начала серьезно
заниматься музыкой в Римской Академии Санта Чечилия. Ее внимание
поначалу концентрировалось нa тромбоне, и только потом она обратилась к
тому, что у нее получалось лучше – пению. Всего два года спустя она
появилась на телевидении, чтобы исполнить с Катей Риччарелли знаменитую
баркаролу из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, а с Лео Нуччи – дуэт Розины и
Фигаро из «Севильского цирюльника».
Это был 1986 год,
телевизионный конкурс молодых оперных певцов Fantastico. После ее
выступлений, которые произвели большое впечатление, за кулисами бродил
слух, что первое место – за нею. В конце концов победа досталась
некоему тенору Скальтрити из Модены. Чечилия очень расстроилась. Но
сама судьба помогала ей: в тот момент великий дирижер Риккардо Мути был
у телевизора. Он пригласил ее на прослушивание в Ла Скала, но счел, что
дебют на сцене легендарного миланского театра был бы для юной певицы
слишком рискованным. Они вновь встретились в 1992-ом году на постановке
моцартовского «Дон Жуана», в котором Чечилия исполнила партию Церлины.
После ускользнувшей победы в Fantastico Чечилия участвовала во Франции
в программе, посвященной Каллас, на канале Antenne 2. На этот раз у
телевизора оказался Герберт фон Караян. Она на всю жизнь запомнила
прослушивание в Фестшпильхаузе в Зальцбурге. Зал был полутемный, Караян
говорил в микрофон, она его не видела. Ей казалось, что это был голос
Бога. Прослушав арии из опер Моцарта и Россини, Караян заявил о своем
желании ангажировать ее на Си-минорную мессу Баха.
Кроме
Караяна, в ее фантастической карьере (ей понадобились считанные годы,
чтобы завоевать самые престижные залы и театры в мире) немалую роль
сыграли дирижер Даниэль Баренбойм, Рэй Миншалл, ответственный за
артистов и репертуар крупной звукозаписывающей фирмы Decca, и Кристофер
Реберн, старший продюсер компании. В июле 1990 года состоялся
американский дебют Чечилии Бартоли – на Моцартовском фестивале в
Нью-Йорке. Последовала серия концертов в университетских городках,
каждый раз с возрастающим успехом. В следующем, 1991-ом году, Чечилия
дебютировала в парижской Опера Бастий в роли Керубино в «Свадьбе
Фигаро» и в Ла Скала в роли Изолье в россиниевском «Графе Ори». За ними
последовали Дорабелла в «Так поступают все» на фестивале «Флорентийский
музыкальный май» и Розина в «Севильском цирюльнике» в Барселоне. В
сезоне 1991-92 года Чечилия дала концерты в Монреале, Филадельфии,
Барбикан-центре в Лондоне и выступила на Гайдновском фестивале в Музее
искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке, а также «освоила» такие новые для
нее страны, как Швейцария и Австрия. В театре она сосредоточилась
преимущественно на моцартовском репертуаре, добавив к Керубино и
Дорабелле Церлину в «Дон Жуане» и Деспину в «Так поступают все». Очень
скоро вторым автором, которому она посвятила максимум времени и
внимания, стал Россини. Она спела Розину в Риме, Цюрихе, Барселоне,
Лионе, Гамбурге, Хьюстоне (это был ее американский сценический дебют) и
Далласе и Золушку – в Болонье, Цюрихе и Хьюстоне. Хьюстонская «Золушка»
была записана на видео. К тридцати годам Чечилия Бартоли выступила в Ла
Скала, венском театре «Ан дер Вин», на Зальцбургском фестивале,
покорила самые престижные залы Америки. 2 марта 1996 состоялся ее с
огромным нетерпением ожидавшийся дебют в «Метрополитен-опера» в роли
Деспины и в окружении таких звезд, как Кэрол Ванесс, Сюзанна Менцер и
Томас Аллен.
Успех Чечилии Бартоли можно счесть феноменальным.
На сегодняшний день это самая высокооплачиваемая певица в мире. Между
тем наряду с восхищением ее искусством звучат голоса, утверждающие, что
в головокружительной карьере Чечилии огромную роль играет умело
подготовленная реклама.
Чечилия Бартоли, как легко понять из
ее «послужного списка», - не пророк в своем отечестве. Действительно,
она редко появляется на родине. Певица говорит, что в Италии почти
невозможно предложить непривычные названия, так как «Богема» и «Тоска»
всегда находятся в привилегированном положении. Действительно на родине
Верди и Пуччини самое большое место на афишах занимает так назваемый
«большой репертуар», то есть самые популярные и любимые широкой
публикой оперы. А Чечилия любит итальянскую барочную музыку, оперы
молодого Моцарта. Появление их на афише не способно привлечь
итальянского зрителя (это доказывает опыт Весеннего фестиваля в Вероне,
представлявшего оперы композиторов Восемнадцатого века: даже партер не
заполнялся). Репертуар Бартоли слишком элитарен.
Можно задать
вопрос: когда же Чечилия Бартоли, классифицирующая себя как
меццо-сопрано, вынесет на суд публики такую «священную» для
обладательниц этого голоса роль, как Кармен? Ответ: возможно, что
никогда. Чечилия заявляет, что эта опера – одна из ее любимых, но что
ее ставят в неподходяших местах. По ее мнению, «Кармен» нужен маленький
театр, интимная атмосфера, потому что эта опера принадлежит к жанру
opera comique, и ее оркестровка очень рафинированна.
Чечилия
Бартоли обладает феноменальной техникой. Чтобы убедиться в этом,
достаточно прослушать арию из оперы Вивальди «Гризельда», запечатленную
на компакт-диске Live in Italy, записанном во время концерта певицы в
театре Олимпико в Виченце. Эта ария требует совершенно немыслимой,
почти фантастической виртуозности, и Бартоли, может быть, единственная
певица в мире, способная исполнить такое количество нот без передышки.
Однако то, что она отнесла себя к категории меццо-сопрано, вызывает у
критика серьезные сомнения. На том же диске Бартоли поет арию из оперы
Вивальди «Зельмира», где выдает сверхвысокий ми-бемоль, чистый и
уверенный, который сделал бы честь любому драматическому сопрано с
колоратурой или сопрано колоратурному. Эта нота находится за пределами
диапазона «нормального» меццо-сопрано. Ясно одно: Бартоли не
контральто. Скорее всего, это сопрано с очень широким диапазоном – две
с половиной октавы и с наличием низких нот. Косвенным подтверждением
истинной природы голоса Чечилии могут являться ее «вылазки» в область
моцартовского сопранового репертуара – Церлина, Деспина, Фьордилиджи.
Думается, за самоопределением как меццо-сопрано стоит умный расчет.
Сопрано рождаются гораздо чаще, и в оперном мире конкуренция между ними
гораздо жестче, чем среди меццо-сопрано. Меццо-сопрано или контральто
мирового уровня можно пересчитать по пальцам. Определив себя как
меццо-сопрано и сосредоточившись на барочном, моцартовском и
россиниевском репертуаре, Чечилия создала себе удобную и великолепную
нишу, которую очень трудно атаковать.
Все это привлекло к
Чечилии внимание крупных звукозаписывающих компаний, среди которых
Decca, Teldec и Philips. Особенно «ухаживает» за певицей фирма Decca.
На настоящий момент дискография Чечилии Бартоли насчитывает более 20
компакт-дисков. Они записала старинные арии, арии Моцарта и Россини,
Stabat Mater Россини, камерные произведения итальянских и французских
композиторов, полные оперы. Ныне в продажу поступил новый диск под
названием Sacrificio (Жертвоприношение) – арии из репертуара некогда
боготворимых кастратов.
Но необходимо сказать всю правду:
голос Бартоли – это так называемый «маленький» голос. Она производит
гораздо более неотразимое впечатление на компакт-дисках и в концертном
зале, чем на оперной сцене. Точно так же ее записи полных опер уступают
записям сольным программ. Самая сильная сторона искусства Бартоли –
момент интерпретации. Она всегда очень внимательна к тому, что
исполняет, и делает это с максимальной отдачей. Это выгодно выделяет ее
на фоне многих современных певиц, быть может, обладающих голосами не
менее красивыми, но более сильными, чем у Бартоли, но не способных
покорить вершины выразительности. Репертуар Чечилии свидетельствует о
ее проницательном уме: она, видимо, отлично осведомлена о пределах
отпущенного ей природой и выбирает произведения, которые требуют
тонкости и виртуозности, а не силы голоса и огненного темперамента. В
таких ролях, как Амнерис или Далила, она никогда не достигла бы
блестящих результатов. Мы убедились, что она не гарантирует свое
появление в роли Кармен, потому что отваживалсь бы спеть эту партию
только в небольшом зале, а это не слишком реально.
Думается,
что и в создании идеального образа средиземноморской красавицы немалую
роль сыграла умело проводимая рекламная кампания. На самом деле Чечилия
маленькая и толстенькая, а ее лицо не отличается выдающейся красотой.
Поклонники утверждают, что на сцене или по телевизору она кажется
гораздо выше, и воздают восторженную хвалу ее пышным темным волосам и
необыкновенно выразительным глазам. Вот как описывает ее одна из
многочисленных статей в New York Times: «Это очень живая личность;
много думающая о своей работе, но никогда не бывающая напыщенной. Она
любопытка и всегда готова рассмеяться. В двадцатом веке она кажется
дома, но не нужно большого воображения, чтобы представить ее в
блестящем Париже 1860-х годов: женственная фигура, кремовые плечи,
волна падающих темных волос заставляют вспомнить о мерцании свечей и
очаровании соблазнительниц минувших времен».
Долгое время
Чечилия жила со своей семьей в Риме, но несколько лет назад официально
«прописалась» в Монте-Карло (подобно многим vip, остановившим свой
выбор на столице княжества Монако по причине слишком сильного
налогового давления на родине). Вместе с ней проживает собака по кличке
Фигаро. Когда Чечилию спрашивают о ее карьере, она отвечает: «Моменты
красоты и счастья – вот то, что я хочу дать людям. Всевышний даровал
мне возможность делать это благодаря моему инструменту. Направляясь в
театр, я хочу, чтобы мы оставили привычный мир позади и устремились в
мир новый».
Узнайте другие интересные факты из жизни певицы изВикипедии
Если вам знакомо чувство, когда слух
ласкает классическая музыка, а сознание при этом удивляется и
восхищается... приглашаю посетить проект http://classic-music.ws