Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слушаем классику джаза

  Все выпуски  

Слушаем классику джаза


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №6

Сегодня я представляю Вашему вниманию один из лучших альбомов легендарного джазового пианиста и  композитора Телониуса Монка.

Brilliant Corners 1956

Телониус Монк (Thelonious Monk) – одна из наиболее интригующих фигур в истории джаза. Всё в  нем необычно, начиная от имени, заканчивая той музыкой, которую он сочинял и играл. Попробуйте как-нибудь поставить пластинку Монка сразу после прослушивания Чика Кории или Кейта Джаррета – Вы поймете как на игре джазмена (особенно пианиста) сказывается наличие либо отсутствие полноценного музыкального образования. Монк считал, что талантливому от природы человеку получать  музыкальное образование ни к чему. Единственное до чего снизошел пианист, так это частные уроки у одного из преподавателей Джуллиард Скул, которые, впрочем, продолжались очень недолго.

 1956 год для Телониуса Монка стал одним из самых успешных, заключив контракт с лейблом “Riverside”, он получил возможность работать с настоящими звездами джаза, его пластинки наконец-то стали неплохо продаваться. Альбом “Brilliant Corners” стал третьим и возможно самым успешным релизом Монка на лейбле. На первых двух риверсайдовских дисках  Монк не играл собственные композиции, а ограничился пьесами Эллингтона, Гершвина и других авторов. Лишь на данной записи ему была предоставлена возможность показать во всем блеске свой композиторский талант; из пяти композиций четыре помечены авторством пианиста. Продюсером пластинки выступил Оррин Кипньюс – владелец лейбла, джазовый критик, человек который одним из первых заметил Монка и предсказал ему великое будущее.

 Музыканты, привлеченные для записи альбома, не нуждаются в дополнительном представлении: Сонни Роллинз, Макс Роач, Оскар Петтифорд, Ерни Хенри, Кларк Терри и Пол Чемберс известны каждому ценителю джаза. Но даже таким именитым и высокопрофессиональным исполнителям нелегко было воплощать задумки бэндлидера в жизнь. Сложнейшую пьесу “Brilliant Corners” они так и не смогли сыграть, так как хотелось Монку. Та версия, которую мы слышим на альбоме, состоит из 25 кусков, старательно склеенных Оррином Кипньюсом. Следующая композиция, тринадцатиминутный блюз “Ba-Lue Bolivar Ba-Lues-Are” – ничем особо не примечательна, однако музыканты здесь получили возможность вволю поупражняться в продолжительных соло.

 Безусловно, самой лиричной пьесой на альбоме является “Pannonica”, одна из лучших композиций написанных Монком. Посвящена она баронессе Паннонике де Кёнигсвартер, покровительнице пианиста. Неудивительно, что такую красивую пьесу Телониус Монк назвал в честь человека, которому был многим обязан. Композицию “I Surrender, Dear” Монк исполнил без сопровождения. Именно здесь мы можем оценить его неповторимый стиль игры на фортепиано  - угловатый и неуклюжий. Завершается альбом еще одной темой, ставшей стандартом – “Bemsha Swing”. Место Хенри и Петтифорда здесь заняли трубач Кларк Терри и молодой контрабасист Пол Чемберс. Рокировка добавила звучанию ансамбля жесткости и динамизма.

 Можно по-разному относиться к персоне Телониуса Монка, но, оставив за рамками все, что непосредственно не связано с музыкой мы можем смело утверждать, что Монк был одним из самых оригинальных композиторов джаза. Впрочем, пианистом он тоже был самобытным, хотя в этой своей ипостаси он многими до сих пор считается дилетантом.

Максим Рябинин. Jazzmax@rambler.ru. Буду рад Вашим откликам. 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.classicjazz
Отписаться

В избранное