Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Big Ben Rock

  Все выпуски  

Big Ben Rock


Служба Рассылок Subscribe.Ru
"BIG BEN ROCK"
рассылка #6 - 09.01.2002

Музицирующие агрономы-любители


   Всем доброго времени суток!
   Как и было обещано, в сегодняшнем выпуске мы начнем рассказ об истории группы "Jethro Tull", одного из самых ярких и необычных британских рок-коллективов.
   Но сначала новости. Сегодня специальный выпуск, который будет посвящен новостям, может быть, связанным с музыкой вообще довольно косвенно. Однако, поверьте, что новости эти посвящена Британии, и от них так и веет духом настоящего рок-'н'-ролла. Новости эти мало освещалась в каких бы то ни было российских средствах массовой информации.
   Но вот на берегах Туманного Альбиона все так и трубят о том, что с марта будущего года англичане смогут курить марихуану на улице и открытых площадках, и никто их за это не будет особо гонять. Дело в том, что в ноябре прошлого года в Великобритании прошла реформа закона о марихуане. Теперь травка будет приравниваться не к кокаину, а к стероидам и транквилизаторам, то есть наркотикам так называемого "класса С". Кроме того, полиция теперь не имеет права задерживать и обыскивать людей только ради того, чтобы отыскать у кого-то из них в кармане "косячок". Так и вспоминаются 60-е годы, когда если уж не все, то по крайней мере большинство роковых музыкантов "развлекались" травкой; из-за чего многие, к примеру, "The Rolling Stones" постоянно попадали во всякие не очень-то приятные истории.
   Впрочем, все это вовсе не означает, что марихуану в Великобритании легализовали окончательно. Если вас поймают в Лондоне с косяком, то вполне могут посадить на пару лет. А если докажут, что вы намеревались нажиться на любителях покурить дури, то будете наблюдать небо через решетку ближайшие пять лет. Говорит Энди Корнуэлл, координатор Коалиции за легализацию марихуаны: "Технически марихуана все еще нелегальна, но теперь ее курение будет считаться не тяжким преступлением, а мелким хулиганством. Теперь полиция уже не будет гоняться за курильщиками".
   Первым фестивалем, на котором англичане смогут опробовать новый закон, станет Гластонбери-2002. Мы уже рассказывали об этом фестивале, и в этом году наша рассылка обязательно будет освещать все события фестиваля. Организатор Гластонбери Майкл Ивис заявил: "Я несколько шокирован, но считаю, что это хорошая новость. Сам я не курю и считаю, что курить вредно, но это здорово, что свобода наконец восторжествовала".
   Однако противники закона говорят о том, что принятое постановление будет на руку наркодилерам: ведь теперь они могут заявлять, что вовсе не собирались ничего продавать, а накосили полтонны конопли исключительно для личных нужд. Возможно, именно это удерживает английский парламент от окончательной легализации марихуаны.
   Впрочем, 83% граждан Великобритании, согласно опросам, считают, парламент движется в нужном направлении, и марихуану следует легализовать. Кроме того, социологические службы выяснили, что чуть менее 50% англичан в возрасте 15-16 лет уже пробовали марихуану.
   К другим новостям. Около десяти лет назад на продажу были выставлены издательские права на каталог песен "The Beatles". Владелец этих прав собирает гонорары со всего света, часть перечисляет авторам, но и остается немало. Тогда, помнится, за приобретение прав бились Пол МакКартни и Майкл Джексон. Американский толстосум победил, и МакКартни все эти годы жил с горьким ощущением, что его же песни ему не принадлежат. Но недавно начали ходить слухи, что даже несмотря на выход нового альбома "Invincible" у Джексона поднакопился небольшой должок, всего, может быть, пару-тройку десятков миллионов долларов. Не ислючено, что он может выставить на рынок битловский каталог. И тут уж МакКартни за ценой не постоит.
   Кстати, самая продаваемая песня "The Beatles", как нетрудно догадаться, - "Yesterday". Сочинил МакКартни ее целиком и полностью один, но по существовавшей тогда договоренности с Ленноном авторами, как и почти на всех песнях ливерпульского квартета, значатся Леннон и МакКартни. Не так давно МакКартни обратился к Йоко Оно с просьбой переставить порядок имен, чтобы было не Леннон-МакКартни, а МакКартни-Леннон, причем только на одной песне - этой самой "Yesterday", потому что как сочинитель Джон Леннон к ней вообще никакого отношения не имеет. Йоко подумала, но ответила отказом.
   Сама же Оно сейчас занимается новым проектом. Дело в том, что в лондонском метро на ветке Пикадилли-лайн один из поездов, все его шесть вагонов, отданы художникам под роспись. Состав станет своеобразной "выставкой" новейших передвижников. На панелях, где обычно вешают рекламу, поместят свои работы 42 художника, в том числе упомянутая вдова господина Леннона, стоявшая у истоков панка, а ныне занимающаяся дизайнерским мастерством Вивьен Уэствуд, Дэмиен Херст и другие.
   Ну и "разбавим" сегодняшний выпуск исключительно музыкальной новостью. Дело в том, что в прошлом году группе "Motorhead" исполнилось 25 лет, и свой юбилейный концерт они дали в лондонском зале "The Brixton Academy". Видеозапись этого концерта, а также набор архивных фотографий, видеоклипов и телевыступлений последних двух десятилетий выпустили 19 ноября в виде коллекционного сборника-антологии под названием "Boneshaker" в новомодном нынче формате DVD. Собственно, новость состоит в том, что диск буквально вчера, 8 января, вышел наконец лицензионно и в России. На этом сегодняшний, несколько фривольный выпуск новостей позвольте закончить, перейдем к делу.
   Среди великого множества британских рок-групп конца 60-х, которых критики объединили под широко трактуемым названием "прогрессивный рок", "Jethro Tull" занимает несколько обособленное положение. Отличаясь от своих собратьев своеобразным подходом к сочинительству песен и концептуальных альбомов, музыканты, несомненно, опираются на богатый традициями английский и шотландский фольклоры. Однако они не оставляют поисков в других направлениях, используя в своей музыкальной палитре самые необычные сочетания звуков и находя необходимые для себя ингредиенты в джазе, блюзе и классике.
   Все началось в 1963 году на севере Великобритании, в курортном городке Блэкпуле. Именно тогда 16-летний уроженец Эдинбурга Ян Андерсон и его школьные приятели, коренные блэкпульцы Джеффри Хэммонд и Джон Эванс образовали свою первую группу под названием "The Blades" - по названию любимого клуба Джеймса Бонда. Хэммонд играл на бас-гитаре, Эванс сел за барабаны, а Андерсон в то время играл на гитаре. Вскоре к этому составу присоединились барабанщик Барри Барлоу и экс-гитарист группы "Atlantics" Майкл Стивенс.
   Дебютное выступление "The Blades" состоялось в конце 1963 года в молодежном клубе "The Holy Family". Конечно, своего репертуара у группы не было, поэтому в основном Андерсон сотоварищи исполняли известные блюзовые хиты и песни в стиле соула. Тем не менее, ребята получили за концерт свой первый гонорар - два фунта, а вскоре после этого к коллективу присоединились барабанщик Барри Барлоу и экс-гитарист группы "Atlantics" Майкл Стивенс. Руководителем был единогласно выбран Андерсон.
   В 1965 году Джону Эвансу, который почему-то предпочитал, чтобы его звали Эван, из-за прихода в группу Барлоу пришлось учиться играть на пианино. Мать Джона, видя усердия сына, расщедрилась и выдала денег на покупку маленького фургончика для группы. За это коллектив было решено переименовать в "The John Evan Band". Впрочем, в течение полутора последующих лет название это варьировалось - "John Evan's Blues Band", "John Evan's Smash", - хотя лидером, по сути дела, по-прежнему оставался Ян Андерсон.
   Андерсон тяготел к постоянном обновления состава коллектива, поэтому за всю историю существования группы музыкантов, игравших в "Jethro Tull" набралось, что называется, на три футбольные команды. В 1965 году Майкла Стивенса сменили на Криса Рили, чуть позже в группу временно пригласили саксофониста Мартина Скирма и трубача Джима Дулина. В 1966 году новым гитаристом стал Чик Мюррей, вместе с которым пришли и два саксофониста - Тони Уилкинсон и Нил Велентайн.
   В ноябре 1967 года один из основателей группы - Джеффри Хэммонд - решил получить высшее образование, и на бас-гитаре начал играть Дерек Уорд, которого, в свою очередь, очень скоро сменил Глен Корник. Позже Андерсон, повинуясь общему порыву, тоже пошел в колледж. "Вскоре я стал совершенно задыхаться от этих точных наук, - вспоминает он. - Мне была нужна эмоциональная свобода, которую могло дать только искусство. Но после двух лет, проведенных за штудированием истории живописи в Блэкпульсом колледже искусств, я снова стал тяготеть к строгому порядку, царящему в математике".
   Единственным выходом из создавшегося тупика стала музыка - в основном джаз и ритм-энд-блюз. Ян часто путешествовал по Англии автостопом, знакомился с новыми для него людьми. Самое большое впечатление оказала на него встреча с Джоном Мэйоллом, одним из самых значительных блюзовых гитаристов Великобритании. Тогда же Андерсон начал интересоваться Востоком и самостоятельно изучил индийскую и китайскую философии, а также японский дзен-буддизм, что нашло отражение в его песнях.
   Андерсон вырос в состоятельной семье - отец его был владельцем фирмы "The RSA Boiler Fluid Co.", - но всегда стремился стать самостоятельной и независимой личностью. Чтобы как-то свести концы с концами, он начал продавать журналы в одном из книжных магазинов Блэкпула, однако его сокровенным желанием было устроиться работать лесником, чтобы, как он сам говорил, "убежать от фальшивых ценностей большого города.
   Не найдя признания в Блэкпуле, молодые музыканты решили податься в Лутон, городишко в графстве Бедфордшир чуть севернее Лондона, где как раз начинался блюзовый бум. Они пытались добиться контракта, выступая на лондонской клубной сцене, но из этой затеи ничего не получилось, и один за другим ребята стали собираться обратно. Группа полностью развалилась. Через год барабанщик Барримор Барлоу создаст вместе с гитаристом Крисом Рили свою собственную команду - "Kangaroo Band", а Уилкинсон и Мюррей вообще оставили музыку.
   Самыми стойкими оказались Ян Андерсон и Глен Корник. Они решили попытать счастья еще разок, и в декабре к ним присоединились лутонцы Клайв Банкер и Мик Эбрахамс, которые до этого играли в команде под названием "McGregor's Engine". Репетировать новая группа начала 20 декабря 1967 года.
   Примерно в это же время Андерсон познакомился с двумя молодыми менеджерами по имени Терри Эллис и Крис Райт, которые предложили коллективу свои услуги. Группа начала давать постоянные концерты в небольших клубах, выступая каждый раз под разными названиями - то "Navy Blue", то "Bag of Blues", то "Candy Coloured Rain". Выступления были не очень-то удачными, поэтому ходил слух, будто группа все время берет другое название, дабы оставаться в неизвестности. Однако, позже стали утверждать, что Андерсону просто не нравились все эти названия.
   Как-то раз, роясь в библиотеке Терри Эллиса, Ян откопал весьма любопытную книжицу под названием "The New Horses Hoeing Husbandry". Ее автор, английский агроном-любитель, живший в XVIII веке, носил весьма оригинальное библейское имечко - Джетро Талл. Талл был настолько предан своему делу, что сам изобрел усовершенствованную модель плуга-сеялки, который приводился в движение лошадью. Но самым интересным было то, что в этой конструкции использовались элементы музыкального органа, в том числе педаль. Андерсон понял, что "Jethro Tull" - как раз то, название, которого он хотел.
   Так уж совпало, что первое выступление группы под новым именем произошло в известнейшем и неоднократно упоминавшемся нами лондонском клубе "Marquee", альма-матер "The Rolling Stones" и "Pink Floyd". Первый концерт прошел достаточно удачно и директор клуба Джон Ги предложил коллективу выступать в "Marquee" каждый четверг.
   "Когда мы переехали в Лондон, где я до этого ни разу не был, это выглядело так, словно деревенщина со своими пожитками, собранными в узелке, висящем на палке, впервые попала в большой город, - вспоминал позже Ян Адерсон. - Я стал вокалистом в своей группе, но, пока мои товарищи играли на своих инструментах, я не знал, чем мне заняться. При этом я чувствовал себя довольно неловко но, в конце концов, пришел к мысли о флейте и гармонике и вышел из этого довольно неприятного положения".
   Андерсон научился играть на флейте самостоятельно, прослушав несколько джазовых пластинок. Всего за шесть месяцев он добился больших результатов в этом музицировании. Тем временем, одно из представлений группы посетил продюсер Дерек Лоуренс. Привлекло его необычное название группы, разнообразный репертуар - от ритм-энд-блюза до джаза - и оригинальное поведение группы на сцене, когда они изображали гномов.
   Лоуренс предложил музыкантам записать несколько песен, и вскоре в студиях "MGM Recors" была записана демо-пленка, а в феврале 1968 года был выпущен сингл с песней Эбрахамса "Sunshine Day". В хит-парады песня не попала, к тому же на конверте сингла название группы напечатли как "Jethro Toe". В общем, первый блин вышел, как говорится, комом. Но менеджеры Эллис и Райт взялись за дело самым решительным образом.
   28 июня "Jethro Tull" вместе с "Pink Floyd", "T-Rex" и Роем Харпером выступили на первом беспатном концерте в лондонском Гайд-парке, а в августе группу пригласили на "Sunbery Jazz & Blues Festival". После этого выступления репортер газеты "Northern Eko" писал: "Супергруппа "Cream" теперь мертва, но я знаю, кто займет их место. Эти музыканты выступают под малопривлекательным названием "Jethro Tull", но их музыка выше всяких похвал. Уже сейчас их смело можно назвать группой года, а может быть даже и следующего десятилетия".
   Столичная музыкальная пресса, однако, группу вниманием обделила, и у Яна Андерсона зародилась антипатия к пишущей братии. "Мне давно не нравится британская музыкальная пресса, - утверждал он впоследствии, - после того, как группа была образована и отыграла восемь месяцев на клубной сцене, она приобрела статус одной из лучших команд "андерграунда", однако журналисты просто обошли этот факт стороной. Потом нас пригласили на летний джаз-фестиваль в Санбери, где мы выступили перед аудиторией, состоящей из 80 тысяч человек, и стали "звездами" этого мероприятия. Этот замечательный фестиваль продолжался целых три дня, и мы даже успели поиграть джем с Эриком Клэптоном и Джинджером Бэйкером, великими музыкантами из группы "Cream", но и это не нашло отражения в прессе по единственной причине - во время нашего выступления все журналисты ушли попить бесплатного пивка".
   Правда, нет худа без добра, и группу заметили представители фирмы "Island Records", занимавшейся прогрессивной музыкой. Музыканты, не откладывая дело в долгий ящик, начали работать в студии над своим дебютным альбомом - благо материал для него уже был готов. Именно этото альбом был выпущен в октябре 1968 года под названием "This Was" и две недели спустя занял десятое место в британском хит-параде. Сингл "A Soing For Jeffrey", изданный в октябре и Джеффри Хэммонду, успеха, однако, не принес.
   Сам альбом был великолепен, по крайней мере его первая сторона с блюзовой гармоникой в "Some Day The Sun Won't Shine For You" и такими ударными песнями, как "My Sunday Feeling" или "Beggar's Farm", на которых Андерсон демонстрировал свое мастерское владение флейтой в лучших традициях негритянского джазмена Роланда Кирка. Кстати, именно Кирка считают теперь основателем техники одновременной игры на нескольких духовых инструментах и пения. Для этой цели Кирк применял специально сконструированные мундштуки для саксофона, в раструб которых вставлялась флейта. Одновременно с этим он играл на сопрано-саксофоне, продольной флейте и подпевал в унисон. В результате складывался совершенно фантастический образ человека-оркестра.
   В отличие от Роланда, Ян Андерсон сначала просто чередовал игру на флейте с вокалом так, что казалось, будто инструмент и музыкант играют и поют синхронно. Недостаток технических способностей Ян возмещал интуитивным пониманием инструмента и невероятной экспрессивностью. Недаром несколько позже он удостоился сравнения с Джими Хендриксом.
   Мало того, что флейта, как и человеческий голос монофонична, в отличие от полифоничной гитары, которая до сих пор является ведущим музыкальным инструментом в рок-н-ролле, - флейта к тому же является инструментом с очень тихим, по нынешним меркам, звучанием, и поэтому ее применение без усиления на концертах просто невозможно: иначе ее напрочь заглушат электрогитары и барабаны. По этой причине на своих ранних выступлениях Андерсон использовал флейту "Artley Concert", не электрическую, но с реверберацией и задержкой усиления.
   Флейта на долгие годы стала главным атрибутом Яна Андерсона. "Я выбрал флейту, - говорит музыкант, - потому что всегда хотел использовать какой-нибудь необычный инструмент в контексте рок-группы. В то же время она очень практична и удобна. Я могу запросто положить ее в карман. Меня просто пленила эта идея - вытащить музыкальный инструмент прямо из кармана, сыграть на нем, а после шоу спокойно убрать обратно и отправиться восвояси. Кроме того, игра на флейте требует гораздо больших физических усилий, чем, например, игра на гитаре. Для этого нужно иметь сильное и ровное дыхание. Гитара имеет склонность играть как бы сама по себе, в отличие от флейты, заставить играть которую должен ты сам".
   Своей обработкой инструментальной композиции Роланда Кирка "Serenade То A Cuckoo", которая вошла в альбом "This Was", Ян показал, что он - достойный ученик маэстро. Эта спокойная джазовая пьеса закрывала первую сторону пластинки. В противовес ей, "Dharma For One" - это более энергичный, роковый инструментал с упором на жесткую игру барабанов. Но, за исключением "A Song For Jeffrey", вторая сторона пластинки выглядит явно слабее первой. На ней записано пять вещей, из которых только две можно назвать полноценными песнями с лирикой - уже упомянутую "А Song For Jeffrey" и блюзовую "It's Breaking Me Up", - да и то вокал на них звучит как-то глухо и неуверенно. А пьеса "Cat's Squirrel" в гитарной обработке Эбрахамса вообще, явно, не к месту.
   Несмотря на то, что альбом помог "Jethro Tull" стать культовой группой, между Андерсоном и Эбрахамсом началась борьба за лидерство, в результате которой в декабре 1968 года Мик ушел и создал вместе со своим приятелем по "McGregor's Engine", басистом Энди Пайлом и мультиинструменталистом Джеком Ланкастером свою блюз-роковую команду "Bloodwyn Pig", записав с ней две весьма интересные пластинки - "Ahead Ring Out" и "Getting То This". Позже он выпустил три сольных альбома. В декабре 1968 года вышел сингл с последней песней, на которой еще звучала гитара Эбрахамса - "Love Story". Сингл занял в британском хит-параде 29-е место.
   Андерсон прослушал множество гитаристов, включая Мика Тэйлора, Пола Коссофа, позже образовавшего "Free", Дэвида О'Листа из группы "The Nice" и Тони Йомми из группы "The Earth", которая позже трансформировалась в "Black Sabbath". Йомми даже поиграл с "Tull" пару недель, но Джон Осборн уговорил его вернуться в "The Earth". Среди гитаристов, отвергнутых Андерсоном после первого тура прослушивания, оказался и Мартин Ланселот Барр из группы "Gethsemane". В первый раз Мартин так волновался, что забыл шнур для своей гитары. Несмотря на отказ, он проявил завидную настойчивость, заявился во второй раз, забыв теперь усилитель, и в результате стал полноправным членом "Tull".
   12 декабря 1968 года музыканты из "The Rolling Stones", которых Ян называл своей любимой группой, пригласили Андерсона с коллегами на свое шоу, приуроченное к съемкам телевизионного фильма "Rock'n'roll Circus". В проекте этом принимали участие Эрик Клэптон, Марианна Фэйтфул, Джон Леннон с Йоко Оно, Тадж Махал и группа "The Who". Музыканты то и дело сменяли друг друга на сцене, играя в самых различных стилях. Всем было очень весело, и хотя фильм обо всем этом "цирке" был снят на пленку, в широком прокате появился он лишь в 1996 году. Но "Jethro Tull" благодаря этому шоу, были как бы посвящены в сан рыцарей рок-н-ролла.
   24 января Нового 1969 года группа отправилась в свое первое американское турне, которое началось концертом в нью-йоркском зале "Fillmore East" вместе с "Led Zeppelin". Успех был таким ошеломляющим, что "Jethro Tull" почти сразу стали выступать c группой "Fleetwood Mac" в роли хедлайнеров. Гастроли с триумфом продолжались еще в течение двух месяцев по самым крупным городам США, включая Бостон, Детройт, Чикаго, Лос-Анджелес. Тем временем дебютный альбом, изданный на американской фирме "Reprise", постепенно пробирался вверх по таблицам, пока не достиг в апреле 62-го места.
   Сингл "Living In The Past", который спустя 16 лет прозвучала в синтезаторной обработке на альбоме Мидж Ура под названием "The Gift", выпущенный в Англии в мае 1969 года, вскоре занял там третье место. Тогда же группа впервые появилась в британском телешоу "Тор Of The Pops". Это была первая вспышка того грандиозного успеха, который ожидал "Jethro Tull" в ближайшем будущем.
   6 мая концертом в манчестерском "The Free Trade Hall" началось британское турне вместе с "Ten Years After" и "Clouds", завершившееся 15 мая выступлением в бирмингемском "The Town Hall". Музыкантов стали часто приглашать в качестве почетных гостей на различные фестивали, например, на проходивший в калифорнийском городе Нортридж с 20 по 22 июня, где также выступали Джими Хендрикс, "Creedence Clearwater Revival", Джо Кокер, Джонни Уинтер, Айк и Тина Тeрнеры и "The Byrds".
   "Когда мы начинали играть в Штатах, то американцам сразу же понравилась наша музыка, - говорит Ян Андерсон. - Они стали называть нас группой с характерным "британским саундом". Но, по сути дела, мы начинали, взяв за образцы все те же американские блюзы. Просто большинство белых американцев никогда в жизни не слышали лучшее, что имеется в их собственной культуре - черный американский блюз. Когда мы в третий раз поехали в Америку, то случайно обнаружили великого Мадди Уотерса, который играл в одном вшивом баре для аудитории из шести человек за двадцать пять баксов за вечер. Такое пренебрежение к своим корням просто поражало".
   В конце июля 1969 года вышел долгожданный второй альбом "Jethro Tull" под названием "Stand Up", который до сих пор считается одним из лучших. Он сразу же взлетел на самый верх британского хит-парада, где оставался несколько недель, а в ноябре занял двадцатое место в Штатах, став первым "золотым" альбомом группы. Песня "Sweet Dream", выпущенная в октябре на сингле новой фирмой "Chrysalis", одним из основателей которой был менеджер "Jethro Tull" Терри Эллис, достигла седьмого места в Англии. По опросу газеты "Melody Maker" они были названы второй лучшей группой года после "The Beatles". На третьем месте стояли "The Rolling Stones". О лучшем признании музыканты не могли и мечтать, ведь для самого Яна Андерсона "роллинги" были куда круче, чем "битлы".
   В "Stand Up" - очень разнообразном по музыкальной фактуре альбоме, который продемонстрировал возросшее мастерство Яна Андерсона как композитора, музыканты уже отошли от блюзовой формы и занялись тем, что впоследствии станет известным как "прогрессивный рок". Ни один из существующих музыкальных стилей уже не являлся для "Jethro Tull" достаточно емким, чтобы выразить свои музыкальные мысли, и поэтому они были вынуждены придумать свой собственный стиль.
   Многократное наложение записи, захватывающее дух многоголосие на подпевках, сложные по своей структуре песни, с явными заимствованиями у классических композиторов, элементы готики, джазовые импровизации, введение в музыкальную палитру ансамбля нетипичных для рок-н-ролла балалайки, колокольчиков, мандолины, саксофона - все это и многое другое можно в избытке встретить на альбомах "Jethro Tull". Но больше всего из богатого звукового арсенала группы выделялась флейта. В руках Яна Андерсона этот безобидный музыкальный инструмент, практически не используемый в рок-музыке, превратился в грозное оружие.
   Мелодии стали более сжатыми, а лирика - более необычной и саркастической. От личных проблем Андерсон постепенно начал переходить к более серьезным темам. В "Nothing Is Easy", например, явственно слышатся социальные нотки протеста, которые эффектно подчеркиваются воинственным звуком гитары Мартина Барра и возбужденным звучанием флейты Андерсона.
   Наибольшее внимание привлекают такие композиции, как ироничная "Fat Man" с экзотическими звуками, напоминающими ситар, оказавшийся на самом деле простой мандолиной, и таблы, ударная "For A Thousand Mothers", а также изысканная инструментальная пьеса "Bouree", основой для которой послужила сюита e-moll Иоганна Себастьяна Баха. "Bouree", несомненно, можно считать одним из лучших произведений в истории рок-музыки.
   Необычен был и внешний вид пластинки. Идею оформления конверта подали тогдашние менеджеры группы Терри Эллис и Джон Уильямс, а нью-йоркский художник Джимми Грэшоу выполнил гравюру на дереве. Открываешь альбом, а с разворота встают четыре картонные фигурки членов группы, как на страницах детских книжек-раскладушек. Закроешь альбом - а на его обратной стороне эти же самые рисованные человечки уходят с заброшенными за спину вещмешками на поиски своей музыки.
   Конец 60-х годов был и остается "золотым веком" в истории рок-музыки, когда в одном тигле были замешаны воедино самые разнообразные стили и музыкальные формы - народная, симфоническая, джаз, блюз, соул и другие. Тогда же возникли такие оригинальные направления в роке, как психоделия и прогрессив, которые до сих пор привлекают внимание меломанов и оказывают большое влияние на современную рок-сцену. Можно назвать целый ряд британских коллективов, оставивших после себя богатое творческое наследие - "Led Zepelin", "Pink Floyd", "Yes", "King Crimson", "Emerson, Lake & Palmer", "Procol Harum", "Genesis", "Grateful Dead" и целый легион их менее известных собратьев. Ян Андерсон со своими коллегами находился тогда в первых рядах этого списка.
   К 1970 году "Jethro Tull" зарекомендовали себя в Штатах как одна из лучших концертных групп. Однако при этом они почти позабыли свою родину. Правда, в январе 1970 года в Англии был издан сингл с песнями "Witch's Promise" и "Teacher", первая из которых заняла четвертое место в британском хит-листе. Но их третий альбом под названием "Benefit", выпущенный в апреле, продавался хуже, чем все записанные ранее, хотя достиг в мае третьего места в английских парадах и сразу же стал "золотым" в Америке, оккупировав 11-ю позицию. Несомненно, это очень сильная и зрелая работа группы, на которой музыканты достигли определенной гармонии между тяжелой для восприятия музыкой и не менее сложной поэзией с явным социальным контекстом, особенно в таких песнях, как "For Michael Collins, Jeffrey And Me", "And To Cry You A Song" и "Nothing To Say". Кстати, в американском варианте альбома вместо третьей песни "Alive And Well And Living In" стоит "Inside", вместо которой, в свою очередь, записана "Teacher", выходившая в Англии только на сингле.
   Даже очень внимательному слушателю, знающему английский язык, не всегда удается понять, о чем поет Андерсон, потому что его тексты весьма иносказательны, полны таких причудливых ассоциативных связей, которые для неискушенного человека могут показаться просто полным бредом. К тому же все это приправлено изрядной толикой ироничного юмора и словесными выкрутасами в лучших традициях Льюиса Кэрролла и Эдварда Лира. Темы для своих песен Андерсон постоянно черпает из окружающей его действительности с ее проблемами, трудностями и противоречиями. Начинал он с того, что пел о сотворении кумиров, об одиночестве маленьких людей в больших городах и о детях, которых с первого дня их рождения готовят к борьбе за место под солнцем, а закончил конкретными обвинениями, брошенными в адрес общества.
   На альбоме "Benefit" присутствуют все характерные черты "Jethro Tull" - изысканные аранжировки, жанровое разнообразие, поэтическая собранность, сочный акустический инструментал вкупе с мощным электрическим сопровождением, незаурядность образов и глубина тематики в лирике, а также зажигательная напористость пения Андерсона. Флейта словно говорит его голосом, страстно и взахлеб, обо всем сокровенном и наболевшем. Недаром один из критиков назвал еe "выразительной говорящей флейтой".
   Звук альбома несколько изменяется по отношению к первым произведениям группы благодаря приходу звукоинженера по имени Робин Блэк, работавшего с "The Rolling Stones" и "Zombies", заменившего Энди Джонса. Блэк создал на "Benefit" более контрастную и яркую звуковую картину, чем раньше. На обложке пластинки изображена сцена, на которой стоят фигурки наших героев, вырезанные из картона. Сами же музыканты с волнением наблюдают за собственным бенефисом из окна на заднем плане.
   На "Benefit" мы слышим необыкновенно красивую, богатую нюансами игру Джона Эвана на фортепиано. Все эти годы Эван не терял времени и получил диплом фармацевта. Этот старый знакомый Андерсона, с которым они вместе начинали играть в школьной группе в Блэкпуле, был приглашен на запись "Benefit" в качестве сессионного музыканта. Однако он "задержался" в "Jethro Tull" на целых десять лет. Джон прекрасно вписался в тогдашний состав группы и стал неотъемлемой ее частью. "Джон Эван придал новое измерение нашей музыке, - говорит Ян, - и я стал сочинять более свободно. Благодаря его умению обращаться с клавишными, мы обрели удивительное спокойствие. Я, кстати, не считаю себя настоящим музыкантом, каким является Эван, я ведь даже не знаю основ музыкальной грамоты".
   3 июля группа была приглашена на трехдневный "Atlanta Pop Festival", проходивший около города Байрона, штат Джорджия, в котором приняли участие такие музыканты, как Джими Хендрикс, Би-Би Кинг и Джонни Уинтер. А 18 июля состоялся "The Randall Island Pop Festival", на котором, кроме "Jethro Tull", можно было узреть Джими Хендрикса, "Grand Funk Railroad", "Mountain" и "Steppenwolf". В октябре 1970 года начались американские гастроли, которые продолжались месяц. Их пиком стало выступление в зале "Forum" в калифорнийском городе Инглевую. 18 тысяч билетов на шоу были распроданы меньше чем за час.
   На концертах Джон Эван иногда развлекал зрителей, играя в белом костюме клоуна фрагменты классических пьес, например, "Лунную сонату" Бетховена. Но основное шоу группы, обычно продолжавшееся четыре часа, строилось совсем на другом. Оно всегда было очень зрелищным и эксцентричным, в лучших традициях дадаизма. На сцене в самый неподходящий момент мог зазвонить телефон или появлялся дворник с метлой, а то и настоящий с виду лондонский бобби со свистком и дубинкой. Сами музыканты одевались довольно необычно, например, в котелки и футболки.
   Однажды, когда начало одного из концертов надолго задержалось и публика стала свистеть и топать ногами, на сцену вышли техники в прорезиненных плащах и кепках, надвинутых на глаза. Они стали деловито суетиться среди аппаратуры, подкручивая ручки усилителей и копаясь в проводах, чем довели аудиторию буквально до бешенства. После чего неожиданно сбросили свои плащи, взяли в руки инструменты и начали играть. Этими шутниками оказались музыканты из "Jethro Tull". Но главным распорядителем всего этого балагана всегда был Андерсон, одетый в изъеденный молью макинтош до пят или средневековый длиннополый камзол, из-под которого торчали старые шнурованные штиблеты.
   Андерсон постоянно находится на сцене в движении, но его "балетная хореография" всегда точно соответствует музыке. Жестикулируя как одержимый, тараща глаза, строя гримасы и тряся своим живописным тряпьем, он то мечется по сцене, подпрыгивая и пронзительно вопя, то, приседая по-скоморошечьи, шатаясь как лунатик, заворачивается в шнур от микрофона и падает на пол. Словно козлоногий фавн из древних мифов, злой и озорной одновременно, Ян скачет на одной ноге и вдруг застывает в одной позе, как экзотический фламинго, с рукой поднятой над головой. Не дать не взять - бесстрашный тореадор. Через мгновение он снова срывается с места, самозабвенно поет свои песни и играет на серебряной флейте, которой потом начинает дирижировать перед музыкантами, неистово размахивая при этом руками. Наряду с Миком Джаггером, Дэвидом Боуи и Элисом Купером, он так и значится в анналах рок-музыки - один из лучших шоуменов века.
   Между тем, Ян Андерсон - это весьма нетипичная фигура среди остальных рок-исполнителей. Он никогда не заигрывал со своими поклонницами, не претендовал на роль рок-гуру, никогда не использовал алкоголь и наркотики в качестве стимуляторов и вел аскетический образ жизни. Того же он требовал и от своих коллег.
   В подтверждение этим словам достаточно сказать, что, например, 4 ноября 1970 года "Tull" дали концерт в престижном нью-йоркском "Carnegie Hall", весь доход от которого - 10 тысяч долларов - пошел в фонд реабилитационного центра по лечению наркоманов в городе Фениксе. Финансовые дела группы к этому времени значительно поправились, но Андерсон никогда не ставил себе цель разбогатеть, отсюда и его отношение к деньгам: "Деньги для меня означают следующее: сигареты, еду, плату за квартиру, струны для мандолины, кофе. Большие деньги означают лишь то, что нам придется играть для большего количества народа. Если я заработаю достаточно денег за ближайшие два года, то скорее всего подамся в лесники или стану проповедником, а может быть женюсь".
   В итоге, Андерсон заработал достаточно денег и 7 февраля 1970 года обвенчался в Уотфорде с прелестной Дженни Фрэнкс, секретаршей фирмы "Chrysalis", с которой, впрочем, он же развелся спустя всего-то год.
   6 декабря 1970 года Глен Корник ушел из группы и собрал свой собственный проект "Wild Turkey", с которым выпустил два альбома в 1971-72 годах. Главной причиной его ухода были не творческие разногласия, а чрезмерное увлечение алкоголем и прекрасным полом. В январе же 1971 года в "Jethro Tull" его заменил Джеффри Хэммонд, старый знакомый Андерсона, взявший себе к тому времени более "аристократическую" фамилию Хэммонд-Хэммонд. И это было весьма логической развязкой, ведь Ян Андерсон вспоминал о нем, по крайней мере, в четырех своих песнях, записанных на трех альбомах.
   Этому составу "Jethro Tull", который позже стали именовать "классическим", принадлежит, наверное, самая значительная пластинка - "Aqualung". Во всяком случае, многие критики и поклонники группы считают ее вершиной их творчества. Альбом вышел в Англии в марте 1971 года, за неделю поднялся до четвертого места, оставаясь там пятнадцать недель, и целых пять месяцев - в Тop 20. В Штатах он был выпущен в мае и в хит-парад за пару недель достиг седьмого места. На данный момент тираж проданых по всему миру пластинок превысил 15 миллионов. Переизданный на компакт-диске, "Aqualung" продолжает свой феноменальный забег.
   Впервые в истории рок-музыки появилось нечто вроде концептуальной рок-оперы, в которой подвергалась яростным нападкам религия. Андерсон долгое время вынашивал идею этого проекта. Еще в ноябре 1969 года, в интервью для журнала "Rave" он сказал следующее: "Сейчас разрушаются многие важные моральные ценности. Секс вышел из подполья, а любовь и романтика задушены напрочь порнографией. Я не против большей свободы в этой области, но не доводить же все до таких крайностей. Все хотят мгновенной революции, но революции редко бывают успешными, тем более, когда они совершаются за столь короткое время. Я думаю, что все эти рок-революционеры успокоятся, когда обзаведутся своими собственными детьми. Я не христианин, но верую в Высший Разум. И хотя я вообще не читаю Библию, я знаю о чем она. Если я найду ответы на свои вопросы, то попытаюсь рассказать об этом в своих песнях".
   Очевидно, что эти ответы были найдены, и Андерсон предложил нам свою трактовку бытия. Суть ее сводится к тому, что семь миллионов лет назад "человек создал Бога по образу своему и подобию" и наделил его всеми правами и полномочиями. Потом человек в порядке эксперимента создал Акваланга и ему подобных. но они наскучили ему и были выброшены за ненадобностью. Тем не менее, рассеянное по Вселенной племя Аквалангов выжило и адаптировалось к реальности. Акваланги, по Андерсону, - это никчемные создания, ведущие бездуховную жизнь. Настоящих же людей на нашей земле очень мало, но и Акваланг может стать одним из них, если "прозреет" или испытает сильное душевное потрясение. Кстати, здесь скрыта еще одна аллюзия, которая становится очевидна, если дословно перевести само слово "aqualung": аква - вода, а ланг - легкие. К замечательному аппарату из резины и железа, позволяющему человеку плавать и дышать под водой, альбом, конечно же, не имеет никакого отношения.
   После 1971 года Ян вообще стал настоящим диктатором и взвалил на свои плечи слишком много, превратив группу своих единомышленников в, своего рода, вспомогательных музыкантов для воплощения своих взглядов и настроений в порой безрассудных проектах. Он не только сочинял всю лирику и почти всю музыку, но и выступал в роли продюсера, а потом и менеджера, аранжировщика, главного шоумена, инструменталиста. Он играл на самых различных инструментах, начиная с губной гармоники и флейты, и кончая акустической гитарой, мандолиной, саксофоном и так далее. Стремление Андерсона к "диктатуре" было, пожалуй, единственной большой бедой "Jethro Tull".
   На первой стороне этого, более хардового, с агрессивном гитарным звучанием, альбома выведены любопытные и красочные персонажи - Матушка Гусыня, Косоглазая Мэри, Акваланг, Джонни Пугало и другие. Но если религиозная подоплека песен первой стороны пластинки дается иносказательно - в виде притч, то на второй стороне поставлены все точки над "i". Она представляет собой что-то вроде рок-сюиты из пяти частей.
   В первой композиции, "My God", которая начинается как блюз-жалоба, а потом в нее привносятся мотивы русских народных песен, Андерсон сетует на то, что слишком часто различными религиями оперируют как инструментом для социальных, но отнюдь не духовных, нужд. Бога заперли в позолоченную клетку религии, а вместо него насадили идолов, выманивая с их помощью деньги у прихожан.
   Песня "Hymn 43" - это, по словам Андерсона, "блюз для Иисуса". В ней поется о "благочестивых последователях" христианской религии, которые, прикрываясь именем Христа, сеют смерть и насилие. В "Slipstream" тоже говорится о смерти, но с намеком на то, что жизнь после этого продолжается. Душа каждого человека претерпевает множество реинкарнаций, но каждый из нас стоит ровно столько, сколь значительно то, чем он занимается.
   Подлинным украшением альбома является композиция "Locomotive Breath", которая, наряду с "Cross-Eyed Магу", стала фаворитом у поклонников группы и постоянно прокручивалась по радио. Это аналогия, своего рода, бесконечного путешествия на поезде жизни, который нельзя остановить ни на секунду. Вы можете со скучающим видом следить из окна за постоянно меняющимся ландшафтом или ругаться со своей женой-поптутчицей, которую вдруг вы лично застали в соседнем купе со своим лучшим другом за гадкими амурными делишками.
   Закрывает альбом "Wind Up", которая во многом перекликается с заглавной песней "Aqualung". Звук группы значительно расширился благодаря Джону Эвану, который создал новое поле напряжения, играя на пианино, меллотроне и органе.
   Альбомы, концертные записи и сборники синглов, выходившие на лицензионных носителях, в хронологическом порядке:

THIS WAS - 1968
STAND UP - 1969
BENEFIT - 1970
AQUALUNG - 1971
THICK AS A BRICK - 1972
LIVING IN THE PAST - 1972
A PASSION PLAY - 1973
WAR CHILD - 1974
MINSTREL IN THE GALLERY - 1975
TOO OLD TO ROCK'N'ROLL, TO YOUNG TO DIE - 1976
SONGS FROM THE WOOD - 1977
HEAVY HORSES - 1978
BURSTING OUT - 1978
STORMWATCH - 1979
A - 1980
BROADSWORD AND THE BEAST - 1982
UNDER WRAPS - 1984
CREST OF THE KNAVE - 1987
JETHRO TULL - 1988
ROCK ISLAND - 1989
FLUTE CAGE - 1990
CATFISH RISING - 1991
A LITTLE LIGHT MUSIC - 1992
LIVE IN HAMMERSMITH - 1994
IN CONCERT - 1995
ROOTS TO BRANCHES - 1995
DOT COM - 1999

   Следующий выпуск нашей рассылки будет посвящен творчеству Генри Роллинза и проекта "Rollins Band", который посетит Москву с единственным концертом в УСЗ "Дружба" (спортивный комплекс "Лужники") 24 января сего года. Продолжение же истории "Jethro Tull" ждет вас уже в конце января.
   Напоминаем вам, что завтра, 10 января на Открытом радио (102,5 FM в Москве) в 22.00 в рамках проекта "Big Ben Rock" выйдет вторая программа из цикла передач о самом мистическом персонаже современоой британской рок-сцены - Оззи Осборне и группе "Black Sabbath".
   По всем вопросам и предложениям мы, как всегда, готовы выслушать вас по e-mail: motion@programmer.net


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное