Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыка эпохи барокко и не только. Проект В.Самсонова. Клавиры мастера Нойперта.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, дорогие читатели и слушатели!

Так уж вышло, что более двух недель у меня не было возможности что-либо написать вам, несмотря не большое желание это сделать. Надеюсь, таких заметных пауз у нас больше не будет.

Начну с самого интересного, что ждет нас вскоре, а затем кратко расскажу о событиях, которые уже произошли.

Итак, 26 апреля в Рахманиновском зале Консерватории состоится совершенно особенный концерт. Особенным будет повод - в Москву приезжает глава немецкой фирмы "Нойперт" ("J.C. Neupert"), известной своими клавесинами и молоточковыми фортепиано (хаммерклавирами). Вольф Дитер Нойперт - представитель уже четвертого поколения мастеров, конструирующих и выпускающих старинные клавиры. Вот ссылка на официальный сайт фирмы (на немецком языке) - http://www.jc-neupert.de/ , там я впервые, например, увидел фото педального чембало, очень любопытное зрелище :)

В Москве есть несколько инструментов от Нойперта, мне известны следующие - хаммерклавир в Консерватории, два клавесина в Московской филармонии, хаммерклавир и клавесин в Центре Павла Слободкина. Господин Нойперт и мастера из его фирмы проведут ремонт и восстановление консерваторского хаммерклавира (он и правда не в лучшем состоянии, об этом немного ниже) и двух клавесинов из филармонии. Филармонические клавесины, по моим сведениям, сейчас совсем плохи, а вот после визита немецких мастеров будет очень любопытно их услышать, что как раз и будет возможно 26-го апреля. Мастера из Германии проведут семинары и мастер-классы, а итогом визита станет концерт в Рахманиновском, в котором будет играть, в числе прочих, и сам Вольф Дитер Нойперт.

Концерт ожидается большим и очень насыщенным. Алексей Любимов и Ольга Мартынова (помните, наш предыдущий концерт?) будут снова играть дуэтом (только теперь на клавесинах Нойперта), и снова Кребса, и они же будут солировать с оркестром. Будет Юрий Мартынов - замечательный мастер хаммерклавира! Вот не знаю - "Лунную" сонату Бетховена на хаммерклавире будет играть Алексей Любимов (я слышал - это потрясающе!), или Юрий Мартынов (еще не слышал).  "A La Russe" с Дмитрием Синьковским играет Гесслера, Филипп Нодель играет в квартете Телемана, и еще будет Бах и Моцарт, в общем - вечер ожидается содержательным!

Вот программа концерта:

I отделение (клавесины "Нойперт"):

Бах: Концерт фа-минор для клавесина и струнных,
Телеман: Квартет для флейты, гобоя, скрипки и бассо континуо до-мажор.
Кребс: Концерт для двух клавесинов ля-минор.
Бах: "Бранденбургский концерт" N5 ре-мажор.

II отделение (хаммерклавир "Нойперт"):

Гесслер: Трио для клавира, скрипки и виолончели ля-мажор.
Бетховен: Соната до-диез-минор Соч.27, N2 ("Лунная").
Моцарт: Концерт N20 ре-минор.

Ансамбль "318". Солисты Дмитрий Синьковский (скрипка), Павел Сербин (виолончель), Екатерина Дрязжина (флейта), Филипп Нодель (гобой), Алексей Любимов (клавесин, молоточковый клавир), Юрий Мартынов (молоточковый клавир), Ольга Мартынова (клавесин, молоточковый клавир), Вольф Дитер Нойперт (клавесин).

Кстати, ансамбль (по другим сведениям - оркестр) с названием "318" - не ошибка, он назван так по номеру весьма необычной консерваторской аудитории. Той самой аудитории, где удивительным образом помещаются  (и активно используются!) два клавесина, хаммерклавир и множество других разномастных клавиров, орган-позитив и рояль, и где обычно встречаются, занимаются и общаются все, кто так или иначе связан с факультетом исторического исполнительства Московской Консерватории. Вот такое необычное название у этого оркестра :)

В заключение отмечу только, что начало концерта - в 19:00, вход на концерт свободный (на сайте Afisha.ru написано, что по приглашениям - не верьте), но рекомендую прийти пораньше - тогда вам не придется выстаивать длинную очередь в гардероб, и есть шанс занять хорошие места в зале :)

А теперь хочу немного рассказать о нескольких событиях, произошедших за последние 2-3 недели.

Начну по порядку - с концерта голландского музыканта Барта ван Оорта в Российском Фонде Культуры 1-го апреля. Ван Оорт играл Гайдна и Бетховена на хаммерклавире, и был интересен особой манерой исполнения медленных частей - с несколько растянутыми паузами, что придавало музыке тонкость и проникновенность. К сожалению, больше сказать о концерте почти и нечего, разве что о неважном состоянии консерваторского хаммерклавира, который в антракте долго старались привести в чувство Юрий Мартынов и Андрей Андрианов.

Если помните, в прошлом выпуске я писал о Деже Ранки и его концерте в Бетховенском зале ГАБТ 5-го апреля. Мне так и не удалось попасть на этот концерт - так сложилось, что в тот вечер я был в Московском Доме Музыки, на концерте Криса де Бурга. Впервые слушал де Бурга "живьем", в камерной атмосфере, и очень близко. Могу засвидетельствовать - он действительно такой, каким выглядит в своих песнях - романтичный, очень музыкальный, тонко чувствующий и артистичный. Похоже, весенние концерте Криса де Бурга в Москве станут такой же традицией, как например осенние концерты "Nazareth" :)  Извините, все это как-то не совсем в теме нашей рассылки - ну, просто к слову пришлось :)

В Палатах Старого Английского двора 12-го апреля благополучно состоялся концерт гамбиста из Люксембурга Мишеля Рада-Игиш и ансамбля "A La Russe". Концерт был интересен, прежде всего, тем, что звучали сочинения для двух виол да гамба Генри Перселла, Симпсона и Марина Маре. Было очень забавное сочинение "Операция камнеиссечения" Марина Маре - музыкальная картина хирургической операции (в те времена - без наркоза!). По ходу пьесы Мишель зачитывал (на французском) ремарки, поясняющие ход процесса. Спасибо Павлу Сербину, который переводил на русский, в итоге картинка оказалась очень красочной :) Самым же красивым произведением (на мой вкус), прозвучавшим в этот вечер, были "Колокола Сан-Женевьев" Марина Маре. Если бы  господин Рада-Игиш был немного эмоциональнее (кажется, нас уже избаловали прекрасные отечественные исполнители!), то концерт можно было бы назвать совсем удавшимся :)  Интересная подробность - Мишель Рада-Игиш и Павел Сербин играли на 7-ми-струнных гамбах, которые встречаются заметно реже, чем 6-ти-струнные.

Далее немного о событии, которое мне очень хотелось вам анонсировать, но не удалось по причине нехватки времени - это IX Международный фестиваль современной музыки МОСКОВСКИЙ ФОРУМ с подзаголовком "Новая музыка на старых инструментах, старая музыка на новых инструментах". Вот ссылка на страничку фестиваля - http://ccmm.ru/forum9_r.html , но внимание - там есть одна ошибка: самый последний концерт фестиваля обозначен 18-го апреля, а на самом деле состоится  20-го апреля, в Рахманиновском зале, в 19:30. Будет "Шенберг-ансамбль" из Нидерландов, а прозвучит современная музыка на старинных инструментах. К сожалению, никак не могу прокомментировать вам этот концерт, просто не знаю...

Мне же в рамках фестиваля удалось послушать концерт шроко известного и весьма популярного в Европе ансамбля "FretWork" из Великобритании. FretWork - это пять музыкантов, играющих на различных виолах да гамба.

Виола да гамба - старинный инструмент, эпохи барокко, предшественник виолончели. В отличие от последней, которая устроена, в общем-то, как большая скрипка, виола да гамба имеет 6 струн (а иногда 5 или 7) и лады, не имеет шпиля и бывает разных размеров. Музыкант удерживает гамбу ногами, по этой причине во времена барокко дамы играли только на маленьких гамбах, которые можно было поместить на коленях. Лады у гамбы не врезаны в гриф, как у гитары, а охватывают его - это позволяет, например, слегка сместить настройку, чтобы добиться необычного звучания в некоторых тональностях. Звучание гамбы более мягкое и глуховатое, чем  у скрипичных, поэтому сочинения, написанные в XVII - XVIII в.в., исполнять на современной виолончели не совсем правильно - они были написаны совсем для другого звука. Вот ссылочка на интересную статью о гамбах на сайте Krugosvet - http://www.krugosvet.ru/articles/17/1001779/1001779a1.htm , а мне хотелось бы поблагодарить Марка Вайнрота, от которого я узнал разные интересные подробности про этот инструмент. Марк Вайнрот - один из лучших отечественных музыкантов, играющих на гамбе, напомню, что он художественный руководитель ансамбля "Moscow Baroque", а до этого долгое время играл (тоже на гамбе) в знаменитом "Мадригале" с Андреем Волконским.

Возвращаясь к "FretWork": В составе ансамбля одна басовая гамба, три теноровые (самые распространенные - формата виолончели), и одна скрипичная - та, которую держат на коленях. Иногда одна из теноровых гамб заменяется на вторую скрипичную, в зависимости от исполняемого сочинения. Все инструменты, похоже, были копиями, в отличие, например, от гамбы Марка Вайнрота - подлинного инструмента, сделанного в 1700 году мастером Маттиасом Гуммелем в Нюрнберге. Впрочем, к звучанию инструментов "FretWork" не было ни малейших претензий.

В концерте, который состоялся 16-го апреля в Малом зале Консерватории, "FretWork" играли как старинную музыку (Бёрд и Перселл), так и современную - написанную современными композиторами для виолы да гамба, и более того - специально для ансамбля "FretWork"! Почти все современные сочинения в программке были помечены как "российская премьера", что уже само по себе - событие! Однако, на мой вкус самой интересной была все же старинная музыка, особенно Бёрда. Звучание ансамбля из пяти виол даже трудно с чем-то сравнить - настолько это необычно! Мягкая, негромкая и вкрадчивая музыка, чудесно перекликающаяся голосами, складывающаяся в завораживающие аккорды! А временами - в быстрых частях - какой-то шаловливый задор, почти разудалое веселье, только все это немного притушено, как паутинка на картинах старых голландских мастеров...

Британские музыканты продемонстрировали просто прекрасную игру - все было технически безупречно, слаженно и сыгранно, а главное - очень и очень музыкально!

И, наконец, последнее - о прошедшем только что концерте "Moscow Baroque" - 17-го апреля в Старом Английском дворе. "Moscow Baroque" сыграли полностью французскую программу, легкую, изящную и увлекательную! Надо сказать, я успел соскучиться по этим замечательным музыкантам, с их очень "заводной", всегда искренней и живой музыкой :)  А уж финальная пьеса "Характеры танцев" Ребеля - одно из самых удачных сочинений в репертуаре "Moscow Baroque", и оно прозвучало просто бесподобно - блестящим скрипичным вихрем Игоря Должникова и Елены Ломакиной! Надеюсь, мы еще не раз услышим эту музыку, а в планах ансамбля - много новых и разнообразных программ на будущий сезон.

В завершении сегодняшнего выпуска скажу только о ближайших планах - на 24-е мая назначен концерт Юрий Мартынова на хаммерклавире (уже восстановленном к тому времени!), в Палатах Высоко-Петровского монастыря. Билеты в продажу еще не поступили, как только это произойдет - я напишу об этом в рассылке.

Хочу еще напомнить вам на всякий случай о замечательной новостной ленте о событиях в мире классической музыки - news.oboe.ru  , я всегда читаю ее с большим интересом и удовольствием.

На этом прощаюсь, и желаю вам прекрасного настроения и гармонии в душе!

Искренне Ваш
 ведущий рассылки Александр Морозов, mailto:baroque@parter.ru .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное