Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыка эпохи барокко и не только. Проект В.Самсонова. Три века клавира


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, дорогие читатели и слушатели!

Сегодня очень хочу поделиться с вами воскресными музыкальными впечатлениями!

Корю себя за то, что не дал в предыдущей рассылке предварительную информацию о двух концертах, которые оказались очень интересными - "Три века клавира" Алексея Любимова и концерт ансамбля "Hortus Musicus" из Эстонии, все это - в Большом зале Консерватории. Откровенно говоря, я и сам вспомнил о них в последний момент, да и не было у меня полной уверенности, что это будет настолько интересно. К счастью, я ошибался!

Первый концерт, "Три века клавира"- был дневной, Абонемента 12  "Красная книга-3". Концерт был просто уникальный! Алексей Любимов, один из лучших наших пианистов и один из первых российских клавесинистов, декан факультета Исторического и современного исполнительства Московской Консерватории, играл на на 7 (!) различных инструментах! Концерт вела Светлана Виноградова, да и сам Алексей Любимов немало рассказывал по ходу концерта.

Концерт был посвящен истории клавира - от начала 17-го века до наших дней. На сцене стояли семь инструментов из коллекции Московской консерватории, из личной коллекции Алексея Борисовича Любимова и из собрания Большого зала:

-       клавикорд фирмы "Ammer",
-       тафельклавир ("клавир-столик"),
-       клавесин фирмы Von Nagel, копия 1985 года с оригинала 1730 года французских мастеров Николя и Франсуа Бланше (этот инструмент вам, вероятно, уже знаком - именно на нем играла Ольга Мартынова на последнем концерте в январе, и на нем же - в августе прошлого года),
-       хаммерклавир ("молоточковое фортепиано") фирмы Neupert, созданный по венским оригиналам конца XVIII века (помните, концерт "Музыка для клавира" Ольги Мартыновой ?),
-       романтическое фортепьяно ("Рояль Шопена) фирмы "Erard",
-       современный рояль фирмы Steinway,
-       подготовленный рояль ("препарированное фортепьяно") - рояль со вставленными между струн сурдинами.

Каждый их этих инструментов - характерен для своего времени, и Алексей Любимов показал ретроспективу клавира и клавирной музыки, начиная с XVII века, и заканчивая серединой XX-го (и даже современностью, но уже во втором отделении).

Первым был клавикорд, и откровенно говоря - я сильно опасался, что из этого ничего не выйдет. Клавикорд - очень тихий, комнатный инструмент, с нежным, интимным звуком, этакий "инструмент для двоих", т.е. одного играющего, и одного - сидящего рядом. Помните, я рассказывал о концерте Вари Манукян (рассылка от 15-го декабря) ? Так вот, Варя играла на клавикорде в музейном зале человек на 50, не больше - и даже сидя на первом ряду, совсем рядом с инструментом, я едва мог расслышать музыку. А теперь представьте себе Большой зал Консерватории, причем полный зал - более полутора тысяч слушателей, да еще в этом зале было много детей!

Сразу поясню - микрофоны и звуковые системы, конечно, полностью исключались. Если и сущестует на сегодня акустическая система, способная передать все оттенки звучания старинных инструментов, то не в Большом зале Консерватории, там такой точно нет (и это было хорошо слышно во втором отделении концерта). А потому можно было полагаться только на достижение полнейшей тишины в зале, которую весьма успешно "сдирижировал" Алексей Любимов. А дальше - он стал играть, и удивление! - клавикорд был слышен!!! Слышен тихо, едва-едва, но тем пристальнее вслушивались в музыку И.С.Баха все, кто был в зале, буквально не дыша... И светлое переливчатое звучание клавикорда, думается, многим запало в душу. Я теперь просто мечтаю снова услышать этот маленький клавир, хотя и не знаю пока, как можно это осуществить... (а звучала в концерте 1-я часть клавирной Сонаты До-мажор).

Вторым был клавесин и чуть более поздняя музыка - Иоганна Кристиана Баха (клавирная Соната Ля мажор, 1-я часть). Клавесином нас с вами, конечно, не удивишь :) Но Любимов давно не давал клавесинных концертов, и мне было очень любопытно услышать его игру на этом инструменте. Замечу, что клавесин в Большом зале звучал лишь немногим громче клавикорда, хотя "вблизи" это довольно громкий инструмент.

После клавесина настал черед тафельклавира - внешне такого же маленького, как и клавикорд, но с совершенно другим (и более громким) звуком. Тафельклавир обладает очень характерным звучанием, с мягким "ударом" основного звука, и с глуховатыми, несколько размытыми окончаниями, слегка напоминащими звук фагота. Любимов играл на нем романтическую, светлую до-минорную сонату Гайдна (первую часть), и на мой вкус это был самый красивый музыкальный номер всего концерта!

Следующим звучал хаммерклавир, раннее фортепьяно времен Моцарта (замечу в скобках - каждый из упомянутых инструментов требует своей, особой техники игры!). На хаммерклавире Алексей Любимов исполнил известную фантазию Моцарта ре-минор, и сочинение чешского композитора Яна Дюссека (1760-1812) "На казнь Марии-Антуанетты". Последнее сочинение интересно тем, что представляет собой ряд музыкальных картин, сопровожденных "программными" заголовками в нотах, которые Алексей Борисович и зачитывал прямо по ходу исполнения!

На романтическом фортепьяно прозвучал, конечно, Шопен - Скерцо N1 (соч.20), а затем, уже на вполне современном рояле Steinway - две прелюдии Клода Дебюсси.

Но на этом, как оказалось, история клавира не заканчивается! В 1938 году американский композитор, философ и изобретатель Джон Кейдж, эскпериментируя с различными необычными звуками, изобрел так называемое "подготовленное фортепьяно". Под струны обычного рояля подкладываются различные предметы (сурдины), в результате чего рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных. Прозвучавшая "Вакханалия" Джона Кейджа была написана им в 1939 г. для препарированного фортепьяно (или фортепьяно было приготовлено для "Вакханалии"?) совершенно необычным, каким-то "потусторонним" звуком...

А завершилось первое отделение Прокофьевым, которого Алексей Любимов назвал композитором XXI века. Прозвучал Финал из его седьмой фортепьянной Сонаты.
 
Разнообразие, широчайшая гамма прозвучавших в первом отделении инструментов и сочинений просто поражали. Уже после концерта я бродил по Москве, сидел в кафе, переживал услышанное... И как-то постепенно пришло понимание того, чем так поразил меня Любимов - пианист. Мне подумалось, что сложные вещи он исполняет без какой-либо "зауми", как-то очень естественно и убедительно. И так же естественно, искренне и живо исполняет сочинения, написанные 200 с лишним лет назад. Удивительный музыкант, которого хочется слушать снова и снова!

Если первое отделение было построено как ретроспектива, в которой клавир и клавирная музыка были показаны в глубоком историческом развитии, то второе отделение концерта было несколько парадоксальным. Судите сами - сперва прозвучало современное сочинение для клавесина с оркестром (широко известный польский композитор Хенрык Миколай Гурецкий, Концерт для клавесина и струнного оркестра), а затем - одно из красивейших произведений во всей истории клавирной музыки, 21-й фортепьянный концерт Моцарта.

Не возьмусь кооментировать музыку Гурецкого, но для меня это были совершенно новые, неизведанные музыкальные впечатления. Скажу только, что клавесин звучал через микрофон (иначе на фоне оркестра он бы совсем, конечно, потерялся), и это было не очень здорово...

Большой, почти трехчасовой концерт, слушался на одном дыхании, с неослабевающим интересом. Все время хотелось податься вперед, лучше вникнуть, вслушаться, вобрать в себя эти замечательные звуки, и запомнить их надолго, и услышать снова! Чтобы не разочаровать вас (возможно :-/) потерей, исправляюсь - и сообщаю о ближайших концертах Алексея Любимова: 7-го февраля 2003 в Центральном доме архитектора, и 14-го февраля - в Рахманиновском зале. Очень надеюсь пойти сам, и конечно рекомендую вам.

А теперь хотите мнение об этом концерте от профессионального музыканта? Тогда вам на сайт Андрея Рубцова http://www.oboe.ru/ , где вместе с Андреем новостную ленту из мира серьезной музыки ведет Алексей Зубов, и вот ссылочка на эти новости: http://news.oboe.ru/#news160 . Кстати, новостная лента очень качественная и оперативная, я заглядываю туда регулярно. Там же вы можете прочитать и о приезде Мэтью Писмана, и о его концерте с Moscow Baroque в субботу, 1-го февраля. Напомню, что подробная информация об этом концерте и заказ билетов - на страничке http://parter.ru/event.asp?sect=23&event=959 и по телефону 258-0000.

О концерте "Hortus Musicus" придется написать в следующий раз, иначе рассылка снова отложится, а они и так выходят у меня не часто, к сожалению... Вот только ссылка на заметку в журнале "Ваш досуг", опубликованную перед концертом: http://www.vashdosug.ru/article1460.php .

Вот пока и все на сегодня, удачных вам музыкальных встреч!

Ведущий рассылки
  Александр Морозов, baroque@parter.ru .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное