Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыка эпохи барокко и не только. Проект В.Самсонова. Интервью с Павлом Сербиным


Информационный Канал Subscribe.Ru

Добрый день, уважаемые слушатели!

Как вы помните, через неделю, 4-го октября, состоится концерт дуэта A la Russe, с интересной и необычной программой (подробнее - в позапрошлой нашей рассылке, или на странице http://parter.ru/event.asp?sect=67&event=710 ).

За последние дни я получил множество вопросов об этом концерте - от друзей и знакомых, и от вас - читателей рассылки. Какое-то время мне удавалось отвечать на них, но затем я понял, что мне одному не справиться :) Я обратился к Павлу Сербину, и у нас получилось этакое Интернет-интервью - я задаю вопросы (А.М.), а Павел отвечает (П.С.). Если чей-то вопрос не попал в интервью - извините нас, и не расстраивайтесь - приходите на концерт, там Вы сможете задать его самим музыкантам.

А теперь - само интервью.

А.М.: Павел, предстоящий концерт для меня настолько необычен, что вопросов множество! Давайте попробуем прояснить хотя бы часть. Итак - самое первое: почему вы играете Бетховена на исторических инструментах? Вроде бы все привыкли считать, что со времен Бетховена инструменты существенно не изменились?

П.С. Честно говоря, мы в этом концерте играем не только Бетховена, а пытаемся представить некое направление в музыке определённого периода, к которому Бетховен относится (Этого у него нельзя отнять :) ) Мы с Мартыновой находились в непростом положении, в котором, впрочем пребывают многие: Бетховен - очень исполняемый композитор, и  у многих необъяснимо ассоциируется с храпом в концертном зале. Существует масса стереотипов, которые либо предлагают исполнителю готовые шаблоны интерпретации,  либо объявляют во всеуслышанье: не тронь святое! Постольку поскольку мы молоды и любознательны (комплимент самим себе), то мы пошли другим путём: для нас Бетховен - композитор выросший в атмосфере музыкальной культуры XVIII века. Следовательно, маяком для нас служили те исполнительские приёмы, те инструменты, которые были актуальны в его время. Вопреки сложившимся представлениям, Бетховен образца 1790-1810 года - майнстримовский австро-немецкий композитор. Эту непривычную мысль мы доказываем, сравнивая его сочинения (доступные нашему составу исполнителей) с музыкой его коллег современников. Я допускаю, что мы с Ольгой совершенно не правы, но пусть этот вывод сделают слушатели.

Да, наш Бетховен непривычен, но это не тяга к эпатажу. Мы просто хотим немного грамотнее подойти к этой музыке. Однако одной грамотности мало; конечно мы ищем самореализации в этих произведениях. А не это ли был принцип исполнителей того времени? Грамотность в музыке этого периода определялась замечательным понятием "вкус". Мы играем во вкусе эпохи наполеоновских войн, эпохи Sturm und Drang (Буря и натиск), не боимся галантности, ибо она еще доминировала в это время.

Почему исторические инструменты?  Об этом можно много говорить и я думаю, что в процессе мы сможем коснуться некоторых вопросов, но сейчас хочу сказать: есть замечательное понятие - "другое". Вы слышали одно, а мы хотим сыграть Вам "другое" и "по-другому". Неужели это не интересно?

Инструменты со времён Бетховена изменились существенно, в особенности клавишные. Более того - начало 19ого века - буйство форм раннего фортепиано, поиск! Сколько разных тембров, возможностей, спецэффектов, наконец! Одна только знаменитая борьба английских и венских инструментов. Нет, сегодня такого не существует. Разница между Стейнвеем и Красным Октябрём конечно есть, но её не сравнить с различиями концепций инструмента, когда он только 70 лет существовал в мире клавишных. Итак, я скажу, что инструменты изменились существенно. Пренебрегая этим фактом, мы заранее обрекаем музыку этого периода на неадекватное звучание. Я  могу поспорить с господами, придерживающимися теории прогресса инструментов, дескать, то, что сейчас - лучше чем тогда. Да не лучше - это "ДРУГОЕ". Тогда были ТАКИЕ инструменты, они отвечали требованиям ТОГО ВКУСА. Почему бы о них не вспомнить? 

Впрочем, лучше один раз, чем много :). Приходите на A La Russe'кого Бетховена. Больно не будет :).

А.М.  Что для Вас первично в исполнении на исторических инструментах - передать дух того времени, глубже прочувствовать замысел композитора? То есть Вы здесь идете от эпохи или от автора? Или вопрос ставится вообще не так?

П.С. Мы пытаемся добиться того и другого. Дух времени? Да, можно сказать, что по сравнению с другими исполнителями, он для нас важнее всего, ведь мы уделяем столько внимания: мелочам. Но конечно этим не исчерпывается. Замысел композитора? Конечно, но мы не претендуем на его раскрытие. Мы реализуем (в меру способностей) нечто, сочинённое им тогда, внутри современного звукового пространства. Однако я не хочу дифференцировать эпоху и автора. Это получается у "исполнителей на неисторических инструментах". Для нас эти понятия едины. Двадцатый век отделил одно от другого. Мы хотим всё поставить на место (до какой-то степени).

А.М. Расскажите, пожалуйста, немного об инструментах - чем отличается классическая виолончель от современной, и хотя бы несколько слов о хаммерклавире.

П.С. О хаммер-клавире я уже выше упомянул. Это очень красивый и крайне виртуозный инструмент. Я заразился им, и не могу предпочесть его потомка (простите меня, мои бывшие одноклассники и однокурсники:)
Виолончель:Могу по пунктам:
1.Использование исключительно натуральных жильных струн (то же самое со скрипкой:)
2.Игра без шпиля.
3. Иные модели смычков.
4. Ряд специальных условий, которыми не хочется загружать.

А.М. Скажите, а каким образом Вы выясняете - какие инструменты нужны в том или ином случае? Во времена Бетховена, насколько мне известно, вариантов фортепьяно (или его прообразов) было несколько? Есть четкие указания композитора, или это из других источников?

П.С. Во-первых для каждого периода существуют свои типичные общеупотребительные модели. Мы от этого отталкиваемся, хотя во многом и ограничены: в Москве хаммеры можно пересчитать по пальцам. Можно идти глубже и высчитать каждый инструмент, на котором в тот или иной период играл Бетховен. Это неплохой способ, но у него есть существенный недостаток: не демократичность. Представьте себе, что у подписчиков Сонат Бетховена были САМЫЕ РАЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Следовательно, и опций для исторически корректной интерпретации много. Однако есть существенные причины, которыми нельзя пренебречь: количество клавиш, например. Многие произведения после 1808 года не "влезают по объёму" в фортепиано 90-х годов XVIII века. Могу покаяться - нам не хватает "правильных" инструментов, хотя некоторым наши проблемы покажутся малопонятными. Чёткие указания композиторов? Да они есть, например гипертрофированная педализация с использованием 5-6 педалей фортепиано 10-20-х годов 19-го века. Но это переходит в область профессиональной специфики.

А.М. Павел, если можно - приведите пожалуйста какой-либо пример отличия в приемах игры на классической виолончели от игры на современной ?

П.С. Этим вопросом вы вынуждаете меня заговорить о малопонятном. Попробую попроще: с 60х годов в моду входят новые приёмы игры на виолончели - игра большим пальцем левой руки. Это дало огромные виртуозные возможности. Но приём в его формах 1760-1810 остался актуален для музыки того времени. Позже принцип был пересмотрен, а впоследствии очень многие неплохие оригинальные сочинения для виолончели попросту перестали исполняться. В качестве аналогии - утраченное искусство игры на натуральной (барочной) трубе в стиле "кларино" и техника "закрытых звуков" у натуральной валторны начала 19-го века. Я использую особые принципы аппликатуры в соответствии с принципами бетховенской эпохи. Ещё раз скажу, что это специфическая информация, но закрыть на это глаза - не могу.

А.М. Трудно ли работать с нотами, которые не издавались и не игрались 200 лет? Что при этом самое сложное, а что - самое интересное?

П.С. Отличный вопрос!!! Работать не трудно, когда привыкаешь :) Я считаю, что старые ноты во многом комфортнее, но со мной многие могут не согласиться. Наверное, куда проще играть, когда дядя за тебя всё предусмотрел. Этот ДЯДЯ стоит между мной и композитором, как маклер. Самое интересное - если сочинение переиздавалось в 19-ом или 20-ом веке - счищать этот редакторский мусор, за которым иногда непросто разглядеть "замысел композитора". Ну и, конечно, трепет при соприкосновении  с гравированными нотами! Представьте, сегодня ноты можно набрать при помощи компьютерного редактора. А тогда на это уходили месяцы, и мастер сидел со скребками, стамесками, резцами:  Это вроде fast food и добротной домашней кухни:Если произведения не игрались, а качество их высокое, то трепет иного толка: "ну почему?!"

А.М.  Последний вопрос - фантастический :)  Если бы Вам удалось попасть во времена Бетховена, то как Вы думаете - смогли бы Вы найти общий язык с музыкантами того времени, играть с ними в ансамбле ? А сумели бы Вы найти способ познакомиться с композиторами, чьи сочинения буду звучать в предстоящем концерте, и с кем хотели бы в первую очередь?

П.С. Я думаю, это было бы не просто, но шанс остаётся. В ансамбле очень хотелось бы с ними поиграть, а познакомиться хотелось бы с теми, чью музыку люблю, но с тем, чтобы выудить у них те сочинения, которые были утрачены в 19-ом веке и после бомбёжек мировых войн.

А.М. Большое Вам спасибо, будем с нетерпением ждать концерта!

В заключение напомню, что билеты на концерт 4-го октября в Палатах Старого Английского двора можно заказать на странице http://parter.ru/event.asp?sect=67&event=710 или по телефону 258-0000.

С наилучшими пожеланиями
ведущий рассылки Александр Морозов, baroque@parter.ru  



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное