Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Анти-попса

  Все выпуски  

Сперва еще раз напомню вам про наш "десерт" ("Заметки эстрадного русского"):


Снова здравствуйте!

Сперва еще раз напомню вам про наш "десерт" ("Заметки эстрадного русского"):

Если ты не любитель попсы, и даже, может быть, противник музыки поп, то у тебя наверняка есть самая ненавистная композиция. Я предлагаю внимательно послушать еще раз этот ужас, от которого наверняка подкатывает тошнота к горлу. Затем красноречиво описать свои впечатления от композиции (принимается любой способ выражения: можно словом, можно звуком, можно нарисовать картину) и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, напиши мне мысли по поводу того, как вообще такую композицию написали: кто эти люди, что они пили (ели), где находились и в каком состоянии, что хотели этим сказать, зачем и кому адресовали сие, наконец, историю создания исполнителя и песни. :)

Самые интересные заметки по этому поводу я буду публиковать в этой рассылке, а самая часто обсуждаемая композиция примется мной к изучению: я постараюсь показать вам реальную картину создания данной композиции. Посмотрим, далеко ли мы ушли от истины! :)     

Очень жду заметок:
wordman@yandex.ru

Теперь, как и обещал, привожу текст передачи "Ковер", посвященной песне "Summertime", для тех, кто не смог прослушать :)

I. Предисловие
В эфире программа «Ковер» и ее автор и ведущий Денис.
Что такое программа «Ковер»? В этой программе мы будем слушать кавер-версии различных композиций в исполнении самых разных музыкантов. Выпуски будут посвящены как конкретным, очень известным песням и мелодиям, так и творчеству групп или исполнителей вообще.
Сегодня у нас первый выпуск, который посвящен, возможно, одной из наиболее исполняемых композиций за всю историю музыки – колыбельной Summertime, отрывку из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Итак…

II. Краткая история
Джордж Гершвин, американский композитор и пианист, родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Он не получил систематического музыкального образования, а потому брал уроки музыки у частных преподавателей.
Гершвин приобрел известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт и ревю. Позднее он обратился к инструментальным жанрам и опере.
Гершвина называют виднейшим представителем так называемого симфонического джаза. Особенности стиля композитора – это сочетание традиций импровизационного джаза, элементов афро-американского музыкального фольклора (блюз, спиричуэл) и характерных черт легкого жанра с классическими формами европейской музыки - оперной, симфонической, концертной. Несмотря на различные влияния, музыка Гершвина отличается ярким своеобразием. Его творчеству присущи сатирические черты, острый юмор и гротеск (например, его мюзиклы на политические темы "Пусть гремит оркестр", "О тебе я пою", симфоническая сюита "Американец в Париже").
В числе лучших произведений Гершвина - "Рапсодия в блюзовых тонах" для фортепиано и джаз-оркестра, написанная в 1924 году, и опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная опера.
Создание этого произведения (оперы) для классика американской эстрадной музыки было мечтой всей жизни. Премьера "Порги и Бесс" состоялась в Бостоне в сентябре 1935 года, когда композитор уже был на вершине славы. В основе либретто оперы - роман американского писателя Дюбоза Хайуарда о жизни представителей черного американского населения. "Порги и Бесс" не вписывалась в традиционные каноны оперного жанра - ее музыкальная фактура насыщена элементами негритянского фольклора и блюзовыми интонациями. Но тем не менее, опера уже свыше 70-ти лет не сходит со сцен ведущих театров мира. Очень многие мелодии из "Порги и Бесс" получили самостоятельную жизнь. Одна из них - "Summertime". Опера "Порги и Бесс" - первая в истории США национальная опера, стоящая на уровне лучших музыкальных произведений ХХ века.
Кто исполнял…
Существует около тысячи версий этой композиции в исполнении самых разных групп, музыкантов и артистов.
Утомлю вас далеко не полным перечислением этого списка: Чарли Паркер, пианист Билл Эванс, Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Фаусто Паппетти, Джэнис Джоплин, Оскар Питерсон, Джерри Гарсиа, Рик Уэйкман, Джо Дассен, Джон Колтрейн, Кенни Джи, Мочиба, Патрисия Каас, Муслим Магомаев, Стиви Уандер и Хэрби Хэнкок, Zombies, Тори Эймос, Ванесса Мэй, Скарлетт Йоханссон, Джерри Халливэлл и даже бывший президент США Билл Клинтон, одно из увлечений которого – игра на саксофоне, а также еще много других, может чуть менее известных музыкантов поддались соблазну исполнить эту нетленную вещь. И это не считая тех, чьи варианты прозвучат в сегодняшней программе.
Конечно, мы не будем слушать сегодня даже десятую часть из имеющихся исполнений: наша программа несет познавательно-информативный характер и вовсе не претендует на полный и детальный разбор, да и, кроме того, нет чисто физической возможности это осуществить. Мы просто приоткроем дверь, а вы, если заинтересуетесь, войдете.

III. Summertime (Летняя пора)
Приступим.
Прежде, чем мы начнем слушать, хотелось бы прочитать перевод текста Summertime, написанного женой Гершвина Айрой на основе текста романа Хэйуарда. Перевод сделан в 2005 году Маратом Джумагазиевым, страницу которого вы можете найти в интернет:


Летний день
Эта жизнь так прекрасна
Рыба играет
На полях урожай.
Твой папа богач
Твоя мама красотка
Малыш, спи спокойно,
Спи, не плачь.
Однажды утром
Споёшь на прощанье песню
И крылом взмахнув,
В сине небо взлетишь.
Но день далёк тот
И ничто не тревожит
Ведь папа и мама, здесь с тобой.

Летний день
Эта жизнь так прекрасна
Рыба играет
На полях урожай.
Твой папа богач
Твоя мама красотка
Малыш, спи спокойно,
Спи, не плачь.

(1) Для начала мы послушаем оригинал этой композиции. Так звучала теперь уже знаменитая Summertime в замысле Джорджа Гершвина.

Ну, а теперь послушаем несколько вариантов этой композиции в исполнении замечательных и талантливых музыкантов.

(2) Louis Armstrong и Ella Fitzgerald – знаменитые и великолепные джазовые исполнители, благодаря своим неординарным голосам известные далеко за пределами джазового сообщества. А Луи Армстронг, к тому же и замечательный трубач. Кстати, расскажу вам попутно историю появления такого необычного голоса у Луи Армстронга. В начале своей карьеры он обладал исключительно чистым, красивым голосом, которым многие просто заслушивались. Естественно, что не обошлось и без зависти – один из стареющих исполнителей джаза, боясь молодого конкурента Армстронга, подлил ему однажды в бокал концентрированной кислоты. В результате связки Армстронга были очень сильно повреждены и он полностью утратил тот свой голос, благодаря которому уже начал зарабатывать на жизнь. И когда он, оправившись физически, пребывал в тяжелейшей депрессии, один мудрый человек посоветовал ему попробовать петь тем голосом, который у него стал, сказав, что ничего в этой жизни просто так не бывает. И теперь мы безошибочно узнаем этот совершенно необычный, удивительно добрый и эмоциональный вокал – вокал несравненного Луи Армстронга.
Армстронг вместе с Эллой Фицджеральд исполнили оперу «Порги и Бесс» в 1958 году. Ныне их версия колыбельной Summertime уже считается классической.

(3) Paul McCartney, едва ли не самый известный в мире певец и инструменталист. В 1988 году Пол собрал своих знакомых музыкантов и за два дня они «живьем» записали альбом кавер-версий известных рок-н-ролльных стандартов. Альбом этот вышел в начале 1989 года только в СССР, поскольку изначально планировался к выпуску именно в нашей стране, и получил название “ Back in USSR ” (Назад в СССР). Кстати, до 1991 года, когда альбом официально вышел и на Западе, эта работа считалась большим раритетом за границей и цена за пластинку у коллекционеров доходила до тысячи долларов.
Помимо прочего, в эти два дня музыканты во главе с МакКартни записали и свой вариант Summertime, получившийся скорее блюзом, чем джазом.

(4) Miles Davis, пожалуй, в долгом представлении не нуждается. Думаю, все знают этого великолепного джазового трубача, одного из тех музыкантов, благодаря которым джаз является той музыкой, которую мы знаем.
Майлз исполнял Summertime дважды: в 1958 году совместно с аранжировщиком Гилом Эвансом он записал замечательный вариант оперы "Порги и Бесс" целиком. А спустя семь лет, в 1965 эта композиция была исполнена Майлзом и включена в его альбом под названием Acoustic ”. Этот вариант мы и послушаем сейчас…

(5) Peter Gabriel, один из талантливейших и влиятельнейших музыкантов современности, основатель и первый вокалист, автор текстов группы Genesis, популяризатор этнической музыки и основатель международной организации WOMAD (Мир музыки, искусства и танца), активный борец за права человека, получивший в 2006 году Нобелевскую премию «Человек мира», автор музыки к таким замечательным фильмам, как «Птаха», «Последнее искушение Христа» и «Клетка для кроликов».
Гэбриел исполнил свой вариант этой композиции для сборника композиций Джорджа Гершвина в исполнении многих известных музыкантов, который получил название “ The Glory of George Gershvin ” и вышел в свет в 1994 году.

(6) Marcus Miller, джазовый бас-гитарист, с 15 лет переигравший с огромным количеством замечательнейших музыкантов (в том числе и с Майлзом Дэвисом), один из тех, кто оказывает влияние не только на коллег по инструменту (в данном случае бас-гитаристов), но и на музыку в целом, человек, владеющий бас-гитарой в совершенстве, настолько, что если бы в пантеоне древнегреческих богов-олимпийцев был бог бас-гитары, то это, безусловно, был бы Маркус Миллер.
Маркус исполнял эту композицию на своих концертах в течение турне, приуроченного к выходу его альбома “Tales” 1995 года. Компиляция из нескольких концертов этого тура вышла на CD в 1997 году под названием “Live and more ”. Надо отметить, что вокальную партию исполнила замечательная джазовая певица Лейла Хаттауэй. Ну, и, конечно же, искрометное соло на бас-гитаре самого Маркуса Миллера.

(7) George Benson, джазовый гитарист и в 80-х годах успешный поп-исполнитель, вечный новатор, стоявший у истоков стиля фьюжн, уникальный импровизатор, человек, начавший музыкальную карьеру в возрасте 10 лет как вокалист, за свою жизнь переигравший со множеством известных джазменов, среди которых Майлз Дэвис, Хэрби Хэнкок и Рон Картер. Он – один из тех, кого всегда рады видеть любители джаза, и не только, в любой стране.
Джордж Бэнсон записал студийные версии Summertime дважды: в 1981 году (альбом GB) и в 1994 году (The Most Exciting New Guitarist on the Jazz Scene). Причем, в 81 году продолжительность версии была 7 с лишним минут, а в 94 – уже 2 с половиной. Мы послушаем вариант 94 года.

(8) Billie Holiday, (настоящее имя – Элеонора Паган Гу) – первая по-настоящему популярная джазовая певица, обладавшая собственным и очень сильным ощущением классического блюза. Она коренным образом изменила понятие об американском джазовом вокале. Каждая ее запись с самого начала карьеры в 1933 году и до конца – в 1959-м – демонстрировала и неукротимый дух певицы, и ее высочайшую технику — недосягаемую для подавляющего большинства современных ей вокалистов. Билли Холидэй работала практически со всеми ведущими джазменами тех лет, в числе которых — Бенни Гудмен, Лестер Янг, Каунт Бэйси и Оскар Питерсон.
Послушаем вариант Summertime в ее исполнении…

 

(12)  Ну, а под занавес сегодняшнего выпуска, мы послушаем вариант этой песни, исполненный молодыми питерскими музыкантами Михаилом Скурихиным и Ксенией Камышниковой.

Михаил Скурихин – музыкант, основными инструментами которого являются гитара и бас-гитара. За восемь лет своей деятельности поиграл с несколькими широко известными в узких кругах проектами. В частности, можно упомянуть группу Grapefruit, в которой он до недавнего времени являлся бас-гитаристом и саунд-продюсером. Кстати, и Ксения Камышникова, исполнившая вокальную партию в этой версии Summertime, тоже участвует в проекте Grapefruit – и как вокалистка, и как автор песен.

В данный момент, Михаил сосредоточился на своей главной деятельности – он является гитаристом и одним из авторов музыки в питерской альтернативной группе Underbiz, песни которой вы можете слышать в эфире “BeLive.In Радио”, а Ксения продолжает свою работу в Grapefruit.

Итак, слушаем еще один вариант великолепной Summertime, записанный в 2003 году: Михаил Скурихин – гитара, бас-гитара, Ксения Камышникова – вокал.

 

IV. Послесловие

Итак, подошел к концу первый выпуск программы «Ковер» - программы, в которой мы слушаем кавер-версии различных композиций в исполнении не авторов, а других музыкантов и групп.

Ваши отзывы о программе вы можете оставлять либо у нас на форуме (тема обсуждения появляется, обычно, на следующий день после эфира), либо писать мне на почту – wordman@yandex.ru

Программу вел автор и ведущий, большой любитель музыки и музыкант Денис.

Удачи!

http://belive.in

http://www.belive.in/index.php?ac_block=m_radio


В избранное