выпуск 2, 7 марта 2010 года. Новости: Иранская и Индийская музыка
Содержание выпуска:
1. Уточнения к программе Дни иранской классической музыки
2. О программах “Sarzamin-e man” и “Asude bekhab”
3. Уникальные диски иранской классической музыки
4. Вышел фундаментальный труд о музыкальной культуре Индии
5. Японские барабаны тайко и самурайские танцы
Уважаемые друзья!
Узнавайте новости,изменения и анонсы кипучей жизни центра "Музыкальные культуры мира". Держите руку на пульсе событий!
1. Уточнения к программе Дни иранской классической музыки"
Мы вынуждены внести изменения в программу иранских концертов в Доме музыки 23 и 24 марта. Режиссёр и он же один из главных актёров театра "Шахр" Ахмадреза Рафеи - увы! - сломал ногу. В результате театр не может показать свой спектакль в намеченные дни. Будем стараться перенести это событие на какое-то не очень далёкое будущее. Таким образом, ансамбль "Фераг" будет выступать два вечера, 23 и 24 марта, что удваивает шансы всех желающих послушать эту незабываемую программу. Время и место остаются в силе: Театральный
зал Дома музыки (Космодамианская наб, 52, м. Павелецкая), 19.00.
Билеты можно купить теперь не только в кассах Дома музыки, но и у нас, в консерватории. Цены - 200, 500, 800 и 1000 рублей. Такая возможность будет только до 18 марта, потом мы отдаём билеты обратно в кассы.
Тел.: +7 (495) 629-21-91
2. О программах “Sarzamin-e man” («Родина моя») и “Asude bekhab” («Спокойно спи»)
Эти две взаимосвязанные части одного концерта представляют собой последовательность инструментальных и вокальных композиций. Величественная красота и энергетическая насыщенность инструментальных разделов обеспечивается яркой тембровой характерностью иранских классических инструментов.
Это царственный сантур - вид цимбал, на которых играют деревянными палочками. Его сверкающие звуки, рассыпающиеся, подобно жемчужному ожерелью, заполняют собой всё окружающее пространство. В эту россыпь вплетается сладко-томящее пение смычковых инструментов: проникновенно-печальное звучание каманче и чуть сипловатый, затаённый голос гейчака.
Особая роль принадлежит королю иранских инструментов – тару, чей ясный и чистый звук как бы собирает всё многообразие голосов в единой целое и ведёт за собой всё музыкальное высказывание. Тростниковая флейта нэй привносит особую остроту в ощущение печали и радости, а неповторимая игра ударных (даф, томбак) демонстрирует колоссальную жизненную силу этой музыки.
Певец выступает в разных ролях. В случае исполнения таснифов он поёт заранее сочинённую музыку – свою или других авторов. Как правило, это яркие, хорошо запоминающиеся мелодии с ясной структурой и стабильной ритмической сеткой. А вот авазы – это очень специфические монологи самого певца, который пытается вскрыть глубинное содержание избранного поэтического текста, погружая этот текст в звуковую среду того или иного дастгаха. О дастгахе трудно рассказывать простыми словами. В
переводе с персидского дастгах – система, устройство, структура, комплекс. Это веками развивавшееся искусство вхождения при помощи звуков в то или иное психоэмоциональное состояние. Сотни великих музыкантов искали именно такие звучания, которые приводили бы сознание и чувство в состояние готовности к восприятию божественных посланий. В результате сложилась система из 12-ти ладовых структур, основанных на определённых звукорядах, внутри которых отношения между тонами строго канонизированы и закреплены в
типовых мелодических моделях-гуше. Существует семь дастгахов (Шур, Махур, Сегах, Чахаргах, Раст-Панджгах, Хомаюн и Нава) и пять авазов — малых циклов, которые считаются производными от дастгахов (Афшари, Дашти, Баят-е Торк, Абу-Ата, Эсфахан).
В программе “Sarzamin-e man” за основу взят дастгах Шур (перс. волнение, страсть). символизирующий силу, мощь, могущество и величие человека, народа, страны, а также способный «выражать нежность, любовь и сочувствие, а иногда вызывать лёгкую грусть и утешение» (Р. Халеги).
Композиция “Asude bekhab” («Спокойно спи») опирается на дастгах Нава, излюбленный дарвишами (последователями суфизма) вследствие своей способности ввергать сознание в экстатическое состояние близости к познанию сути мира.
3. Уникальные диски иранской классической музыки
Сообщаем, что к концертам 23 и 24 марта Центр «Музыкальные культуры мира» будет располагать двумя уникальными аудио-изданиями.
Одно из них - Диск «Бедахэ Нава и Эсфахан» записанный исполнителями, составляющими гордость сегодняшней иранской музыки: Устадом Маджидом Дэрахшани(тар) - одним из лидеров инструментальной музыки Ирана, известным во многих странах мира, Хосейном Нуршаргом (голос) - ярким представителем уникальной исфаханской традиции аваза, и Шахрияром Назари (даф, томбак, дайере) – перкуссионистом-универсалом, одинаково виртуозно владеющим игрой на различных ударных инструментах. Запись сделана
в знаменитой Тон-студии Киноконцерна Мосфильм.
Второе издание – двойной альбом “Sarzamin-e man” («Родина моя») и “Asude bekhab”(«Спокойно спи») с программой, которая прозвучит в концертах 23 и 24 марта.
Эти диски можно будет приобрести на иранских концертах в Доме музыки или – без наценок у нас в консерватории
Подробности узнайте по телефону +7 (495) 629-21-91
4. Вышел фундаментальный труд о музыкальной культуре Индии
По всем вопросам обращаться: +7 (495) 629-21-91
5. Барабаны тайко и самурайские танцы
В конце апреля – начале мая Центр «Музыкальные культуры мира» проведёт концерт и мастер-классы игры на японских барабанах тайко, самурайских танцев с мечом кэмбу и песнопений гигнъэй.
Педагоги: