Если есть по-домашнему теплые и уютные рок-фестивали, то все они не в Москве. Столица словно не располагает к доверительности. «Старый Новый ок», который в девятый раз всколыхнул зимний Екатеринбург, как раз из тех – громких и спокойных, представительных и до ряби в глазах демократичных рок-фестивалей.
Ну как такое можно представить
– ни одного омоновца? А ведь их действительно не было. Ни на входах-выходах, ни (страшно себе представить) – в зале. Самый тяжеловесный задиристый рок – Lumen, Animal Jazz, слэм в зале, козы к небу – и ни одного омоновца. Вообще-то нельзя сказать, чтобы никаких фи не было. В лидера «Браво» Евгения Хавтана швырнули емкостями с жидкостями аж два раза, на концерте и на сольном мастер-классе для молодых музыкантов. Оба раза не попали. А в тот же Lumen кинули бенгальский огонь. Ну
да это мелкая шалость по сравнению с тем, как проходят московские концерты «Люмена»…
Свобода по-уральски
Ощущение демократии просто непередаваемое. У Хавтана, находящегося на расстоянии вытянутой руки от зрителей, расспрашивают про марки его гитарных примочек, требуют перечислить их последовательность. Он послушно перечисляет. Спрашивают, работалось ему лучше с Сюткиным или с Агузаровой. Тут он уже отшучивается. А потом добавляет, что лучше всего – это то, что есть сейчас.
После мастер-класса тут же фотографируется с местными музыкантами.
Известный журналист и пиарщик Александр Кушнир рассказывает участникам фестиваля (24 отобранные оргкомитетом молодые группы) о том, как на прошлом «Старом новом роке» впечатлился одной из групп и принялся ее раскручивать. Кажется, молодые ребята не очень верят в реальность истории. Но после лекции к Кушниру все-таки выстраивается очередь из желающих вручить свое демо.
На двух сценах фестиваля идет своя бурная непрекращающаяся
жизнь. Из-за уменьшения бюджета фестивалю не удалось пригласить в этом году музыкантов с такими громкими именами, как в прошлом. И ставка сделана на золотой фонд русского рока, который более умерен в своих финансовых запросах. Так появились на большой сцене «Телевизор», «Настя», «Браво», «Апрельский марш». Их оттеняет качественная альтернатива – Lumen, Animal Jazz. И многообещающий новичок. В прошлом году таковым был проект «Провода», теперь – группа
«Моды».
На сцене
И что же получилось? При всем уважении к аксакалам, больше всего зрителей у сцены собирает все же дерзкий и острый на язык альтернативный рок от группы Lumen. Вдруг именно она становится настоящим героем фестиваля. Плотный звук, разрезающие воздух крытого стадиона гитарные партии, злободневные тексты и харизматичный вокалист – всё оказывается бьющим в одну точку настолько, что никто из остальных выступавших до и после них не смог привлечь к себе столько внимания
зрителей.
Но золотой фонд тоже не дремлет. «Настя» поздравляет зал со старым Новым годом и заряжает все свои хиты. И после выступления своей группы Настя Полева еще два раза появляется на сцене. Дает мастер-класс для музыкантов, а потом материализуется при историческом акте воссоединения одной из самых легендарных свердловских групп «Трек». Два десятка лет они не выходили на сцену, и даже Владимир Шахрин признался в том, что ни разу не видел «Трек» на сцене! И вот это произошло.
Потом уже, по дороге в Москву, Александр Кушнир рассказывает, что Настя Полева жаловалась ему десять лет назад на то, что ей не дают петь песен в «Треке». И после нынешнего сета повторила ему слово в слово то же самое. Ирония судьбы, продолжение. Впрочем, новый «Трек» впечатления не произвел. Слишком архаично, слишком заторможенно.
Превосходный сет играет «Телевизор». Лишенный радиоэфира легендарный Михаил Борзыкин почти не знаком молодежи. Однако смелости и язвительности
вовсе не растерял. Один из немногих звезд, на фестивале исполнивших несколько новых песен. В них – и ирония по отношению к Путину, и жесткая критика современного общества.
Борзыкин уверенно исполняет взятую на себя роль Белинского нашего времени и подкрепляет упругим драйвом своей группы. «Инерция бюргерства будет продолжаться, – говорит деловой газете ВЗГЛЯД Михаил Борзыкин после выступления. – От этого никуда не деться. Но Питер начинает просыпаться. Это меня уже радует».
Впрочем, зрители крайне далеки от революционных настроений уважаемого Борзыкина. Их больше волнует пиво. И тут рождаются новые шутки. Дело в том, что в спортивном сооружении продавать пиво запрещено. Поэтому его продают на улице, в закрытой зоне. Однако именно в день фестиваля ударил уральский морозец… Словом, самым актуальным в этот вечер оказалось предложение «пойти погрызть пива».
За кулисами
«Знаете, чем мне нравится этот фестиваль? – улыбается Хавтан. –
В Москве и Питере всё просчитано, чтобы отбить баблос и уважить спонсоров. А тут всё иначе. Пока такие фестивали есть – рок жив!»
За кулисами больше всего народу вокруг себя собирает Михаил Козырев. Он увлеченно рассказывает молодым музыкантам, как лучше пробиваться в наше нелегкое время. Советует играть больше концертов в клубах и предлагать свою музыку в кино. Предупреждает, что в Интернете скачивают больше всего знакомые мелодии, потому что слишком много доступной музыки. Пародирует телеведущего
Андрея Малахова, объявляющего в привычной разлюли-манере группу «ДДТ». И задает самому себе вопрос: «За что боролись? Ты же этого хотел?» И не находит на него ответа…
Из нового
Начинающие группы всё больше идут по наезженной колее. Многие играют старомодный и никому не нужный уже лет тридцать хард-рок. Много металлистов из 80-х. Есть унылые подражатели «Сплину» и «Аквариуму». Поэтому всякий неожиданный микс или нестандартный звук вызывает интерес.
Московская группа «Субкультура» на малой сцене удивляет помесью альтернативы и нескучного русского рока; слыша слаженный драйв ритм-секции, цокает языком стоящий неподалеку Хавтан. Завораживающий сет дает группа ExNN из Кишинева, не зря ей тут же предложил контракт на продюсирование и выпуск альбома рекорд-лейбл при телеканале A One.
А самым ярким новичком, как и ожидалось, становится группа «Моды» – романтичные цепкие мелодии, отличная сыгранность музыкантов и филигранные
аранжировки. Они заставляют зал петь хором припевы своих песен! Это больше не удается никому из молодых групп.
После фестиваля
А самое смешное происходит после фестиваля. На афтепати в переполненном крохотном клубе еще один мастер-класс показывает Евгений Хавтан. Он выходит на сцену и предлагает попеть своих песен.
Причем сам предпочитает только играть на гитаре, а поют все, кто хочет и знает слова. Получается чаще всего мимо нот, конечно, – все-таки выпитое дает о себе знать. Но
сам лидер «Браво» не сбивается ни разу!
Петь вышел даже основатель фестиваля «Старый новый рок» Евгений Горенбург. «Только не выкладывайте это безобразие на myspace и youtube!» – взмолился Хавтан. Однако старый конь борозды не испортит, и две легенды исполняют «Желтые ботинки» весьма и весьма прилично.
Итоги фестиваля подводит веско и кратко Настя Полева: «Стало больше разных групп, раньше всё было в одном духе. И мне очень нравится отсутствие
попсовости».
Empty spaces - what are we living for Abandoned places
- I guess we know the score On and on Does anybody know what we are looking for
Another hero another mindless crime Behind the curtain in the pantomime Hold the line Does anybody want to take it anymore
Refrain: The show must go on The show must go on Inside my heart is breaking My make-up may be flaking But my smile still stays on
Whatever happens I'll leave it all to chance Another heartache another failed romance On and on Does anybody know what
we are living for I guess I'm learning I must be warmer now I'll soon be turning round the corner now Outside the dawn is breaking But inside in the dark I'm aching to be free
Refrain: The show must go on The show must go on - yeah Ooh inside my heart is breaking My make-up may be flaking But my smile still stays on
Solo. Yeah oh oh oh
My soul is painted like the wings of butterflies Fairy tales of yesterday will grow but never die I can fly - my friends
Refrain: The
show must go on - yeah The show must go on I'll face it with a grin I'm never giving in On with the show
Solo.
I'll top the bill I'll overkill I have to find the will to carry on On with the On with the show