Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка Озона: Рекомендации

  Все выпуски  

Музыка Озона: Рекомендации / Шансон как шанс и сон (Леонид Быков)


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Шансон как шанс и сон
Леонид Быков


У Бориса Виана где-то сказано, что "песня определяет культуру человека, от культуры далекого". Песня, действительно, в любой стране куда популярнее стихов. Знаток мирового фольклора имел основания полагать, что "народ совершенно не знает того, что мы называем стихотворной поэзией" (В. Я. Пропп). Большинству поэзия за пределами школьной программы доступна именно в песенном варианте. А вот ежели с песней нелады, тогда дело худо. Е. М. Мелетинский отыскал такую горестную характеристику, адресованную кому-то из индейцев племени навахо: "Он был столь бедным человеком, что не имел ни одной песни". Мы в нашем отечестве песнями богаты и, погружаясь в их половодье, рассмотрим здесь только одно из течений.

Существуют привязанности, которых мы себе не прощаем", - эта сентенция Моисея Иоффе, открывшая давнюю его статью о Вертинском, в полной мере справедлива и в отношении феномена, о котором пойдет речь. Не претендуя не терминологическую строгость, скажу сразу, что под шансоном я далее разумею (допуская, что такое понимание может выглядеть чрезмерно узким или, напротив, излишне просторным) песню "низового" содержания, генетически восходящую к городскому романсу и, в частности, "жестокой" его разновидности - с одной стороны, и тюремному песенному фольклору - с другой.

Говоря о биографии отечественного шансона, вспомним, как в 30-е "гнусаво завыл Утесов" (А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ), как в середине 50-х стали фольклором песенные стилизации Ю. Алешковского, как в 60-е резонировали хулиганские куплеты Г. Горбовского, В. Высоцкого, А. Северного. А перечень нынешних радетелей этого жанра тяготеет к бесконечности: М. Круг, М. Шуфутинский, М. Звездинский, А. Новиков, Г. Кричевский, Е. Кемеровский, "Сектор газа", "Лесоповал" - это только некоторые имена и названия. Но, повторю, меня занимают не столько конкретности, сколько сам этот феномен, с избыточной щедростью представленный ныне не только в звучании на магнитоальбомах и волнах FM, но и в книгах - таких, как "Споем, жиган", "В нашу гавань заходили корабли", "Современная баллада и жестокий романс", "Блатная песня".

Казалось бы, блатная удаль после тиражирования произведений А. Солженицына и В. Шаламова, после многократного телепоказа фильма А. Прошкина "Холодное лето 53 года" должна была терять свою цену, ан нет! И тому подтверждением - не только то, что звучит едва ли не в каждой третьей автомашине и чуть ли не в каждом втором киоске, но и высказывания весьма именитых персон. Всем, конечно же, памятна решимость государственного мужа, обещавшего "мочить в сортире" своих противников. Менее известны записанные С. Волковым признания одного Нобелевского лауреата: "Я переводил английских метафизиков в основном для корешей". Или: "Главное в ахматовской фене - афоричность". Уместно заметить, возвращаясь от выразительных этих речений к пению, что тот же лауреат, хотя и был лишен музыкального слуха, но, по свидетельству мемуаристов, позволял себе в застольях услаждать присутствующих озвучиванием именно "жестоких" романсов.



С полным текстом статьи Вы можете ознакомиться в Интернет-магазине "Озон"

Интернет-магазин "Озон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе, кино, музыке и программному обеспечению.

Оплата заказов почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, наличными курьеру.
Доставка заказов почтой по всему миру,  экспресс-почтой (DHL), курьерская доставка (Санкт-Петербург, Москва и область, Калиниград, Израиль).

Добро пожаловать за покупками!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное