Крупный западный лейбл отличается от так называемого независимого в первую очередь тем, что имеет в своем распоряжении несколько эксклюзивных хедлайнеров. Для фирмы Deutsche Grammophone одним из таких хедлайнеров стал дирижер Джон Элиот Гардинер – величайший музыкант современности, масштабы личности которого сравнимы разве что с Гербертом фон Караяном – былым офицером "люфтваффе", любимцем фюрера и главным дирижером знаменитых Берлинских Филармоникеров – хедлайнером 70-х той же фирмы.
Широкой публике Гардинер стал известен по аналоговым записям французского лейбла Erato, где юный отпрыск старинного английского рода выпустил немало великолепных пластинок как французской, так и, в первую очередь, английской старинной музыки. Удивляет правда, как это щепетильные и патриотически настроенные французские продюсеры оценили талант "идейного" англичанина на фоне скрытого соперничества островных и континентальных фирм, достигающего белого каления именно в области старинной музыки.
Дело в том, что вкусы немцев, англичан и французов образуют как бы треугольник, вершины которого совпадают при наложении с вершинами треугольника, составленного из трех основных культурных традиций Европы – протестантизма, англиканства и католицизма.
Чем же Гардинер покорил французов? Разумеется, тем, что они любят больше всего: дотошной работой с вокалистами и милым настоящему тамплиеру темным колоритом подчеркнутых диссонансов хоровых голосов. Даже сегодня критики говорят о своих "гардинеровских" стандартах, когда его так называемые "неудачи" по уровню исполнительства стоят выше и выше многих так называемых "триумфов".
Революция в технологии звукозаписи застала его прямо в библиотеке за изучением манускриптов И.С. Баха в то время, как японцы уже переоснащали оборудование звукозаписывающих студий.
Записи кантат №4 и №131 уже показали, как глубоко копнул этот молодой человек, выведя на передний план игру хорового контрапункта как равноправного оркестру партнера с подчеркиванием пряных, совсем не человеческих диссонансов. И продюсеры Deutsche Grammophone как никто поняли соответствие тяги Гардинера к прозрачности в передаче музыкальной ткани особенностям цифровой записи, предложив дирижеру долгосрочный контракт, который сразу же был отмечен триумфальными интерпретациями си-минорной Мессы и Страстей по Иоанну.
Однако, наиболее щедро проницательность немецких продюсеров была оплачена выпуском на Deutsche Grammophone Баховских Страстей по Матфею не столько как мистерии в протестантском стиле, сколько как постановки единственного Баховского театрального спектакля с выдающимися актерами для самой широкой публики, где впервые хоры звучали чисто инструментально в эзотерическом ключе средневековой алхимии.
На этой записи проявились лучшие качества Гардинера-дирижера: строгая ритмическая дисциплина и прозрачность контрапункта "в северной манере", столь важной в передаче хоровых партий. В воссоздании особой атмосферы праздника помогали также воспитанные в англиканской среде британские солисты, гобойную голосовую артикуляцию традиционно предпочитавшие флейтовой, плюс альт выдающегося английского контртенора Майкла Чанса.
Конечно, это были первые цифровые записи, немного суховатые и стеклянные в средних частотах, но и по сей день Баховский триптих в супердрайвовом исполнении команды Гардинера возглавляет топ-листы многих мировых каталогов, несмотря на излишнюю конвенциональность чисто служебной музыки, отнюдь не расчитанную на аплодисменты восхищенной публики. Хотя, - для данного лейбла, в окружении таких мастеров эмоционального перехлеста как Караян или Аббадо, - многим Гардинер покажется слишком "молодежным".
Интернет-магазин
"Озон" - мощная спpавочно-инфоpмационная
система, посвященная литературе, кино,
музыке и программному обеспечению.
Оплата заказов почтовым
переводом, наложенным платежом, через
Сбербанк, по кредитной карте, наличными
курьеру.
Доставка заказов почтой
по всему миру, экспресс-почтой (DHL),
курьерская доставка (Санкт-Петербург, Москва и область, Калиниград, Израиль).