Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы собрали информацию о тех мероприятиях, которые прошли или пройдут в нашем музее в самое ближайшее время.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
БУДЕТ СВЕТ...
Вместо пресс-релиза...
Рождество Христово есть самый планетарный, самый космический из всех христианских праздников – здесь и рождение новой звезды, движение светил, и явление пастухам ангела со всем бесплотным небесным воинством. Это праздник, просветивший мир светом познания – через него поклонявшиеся звёздам были научены звездой поклоняться Солнцу правды, Господу Богу – «Тебе ведети с высоты востока».
Волхвы шли-следили путь Звезды из Персии, где в то время больше всех знали о небесных светилах и строении мира.
Спустя тринадцать веков венецианец Марко Поло записал в своей книге о разнообразии мира: «Большая страна Персия, а в старину она была ещё больше и сильнее, а ныне татары разорили и разграбили её. Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Здесь они и похоронены в трёх больших прекрасных гробницах. Над каждой могилой квадратное здание, и все три одинаковы и содержатся хорошо. Тела волхвов совсем целы, с волосами и бородами. Одного волхва звали Белтазаром [Балтазаром], другого Гаспаром, третьего Мельхиором».
Любознательный негоциант расспрашивал жителей города, кто были эти волхвы. Никто ничего не знал, и только рассказывали, что были они царями и похоронили их тут в старые годы. Ещё он узнал, что в трёх днях пути, есть «крепость огнепоклонников» Кала Атаперистан – её жители молятся огню. И вот почему: «в старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну; хотелось им узнать, кто этот пророк: Бог ли, царь земной, или врач».
Когда, найдя младенца в хлеву, волхвы по очереди подходили к нему, обнаружили удивительную вещь: каждый видел в младенце себя – на каждого из них младенец был похож и годами, и лицом. Только когда пошли вместе, увидели младенца, каким он был на самом деле, а было ему не больше тринадцати дней. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец же дал им в ответ запертый ящичек, после чего все три царя пошли в свою страну.
По прошествии немногих дней волхвы решились посмотреть и обнаружили в ящичке камень. И дивились – не поняли, что камень им дан как знамение, чтобы вера их была тверда. «Взяли три царя тот камень да бросили его в колодезь, не понимали они, зачем он им был дан, и как только бросили они его в колодезь, с неба нисшёл великий огонь прямо в кладезь, к тому месту, куда был камень брошен» – увидев чудо, диву дались и сокрушились о потерянной святыне.
«Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили в богатом прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему; этим огнём совершают они все жертвы и возжения. Если случится, что огонь тут потухнет, идут они к тем, кто держит тот же огонь и также молится ему; у них, из их церкви просят они огня и возжигают свой; возжигают только от того огня, о котором я вам рассказывал; иной раз, чтобы найти такой огонь, ходят по десяти дней. Так-то здешние люди молятся огню <…> Один из трёх волхвов, скажу ещё, был из Савы, другой из Авы, а третий из того замка, где огню поклоняются».
Так записал венецианский купец Марко Поло, видевший храмы огнепоклонников собственными глазами. И нет причины не доверять ему.
С другой стороны этот планетарный праздник, обращённый к небесам и движениям светил, – один из самых земных, самых человечных праздников – рождение ребёнка. Нет и не может быть сомнений в том, что всё было именно так – столько сохранилось мелких бытовых деталей и подробностей. Перепись населения, виноградники и хлебные поля, отсутствие мест в гостинице, неустроенность, ночной холод, запах навоза и сена в пещере, мириады звёзд, дыханье вола, потрёскиванье поленьев в костре пастухов…
Всё это происходит всегда и везде. И в жаркой Африке, и в ледяной Антарктиде. Не говоря уж о средней полосе России и Нижней Волге:
25 декабря, в 16.00 в Доме-музее Павла Кузнецова откроется традиционная Рождественская выставка.
На этот раз она посвящена путеводному свету…
На выставке представлены фонари из собраний Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, Саратовского музея краеведения, музея Приволжской железной дороги, из Свято-Троицкого собора и частных коллекций.
Партнер проекта ОАО «Саратовэнерго»
При содействии магазина «Банзай» и рекламной группы «Старик»
И.С.
ВЫСТАВКА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "Ч/Б"
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, дом-музей Павла Кузнецова, издательства «Alcool» (Москва) и «Дирижабль» (Нижний Новгород) представляют выставку-презентацию графической программы «Ч/Б»
«Ч/Б» – новая программа на стыке авторской тиражной графики, книги художника и периодического издания. Её задачи – объединение усилий художников, работающих в области современной графики, создание независимой экспериментальной площадки, где через графику реализуются различные творческие стратегии в области современного искусства.
В эпоху превалирования художественного жеста, арт-деятельность, требующая навыков и усилий становится по-особому актуальна.
Ограничивая цветовой диапазон работ, «Ч/Б» в то же время предлагает широкий спектр направлений: ручная и цифровая графика, photo-based art, буквы, схемы, знаки и чертежи.
В течении 2004 года было сделано 9 выпусков, каждый из которых целиком посвящён одному графическому проекту.
Ограниченный тираж издания (100 экз.) и шелкографскую печать позволяют считать каждый выпуск полноценной «книгой художника».
Часть тиража каждого выпуска резервируется для издания всех проектов года под одной обложкой.
25 декабря 2004 года в Саратове в Доме-музее Павла Кузнецова будут представлены только что вышедшие выпуски:
№5 Владимир Смоляр «Книга песка»
№6 Михаил Погарский «Инструкция…»
№7 Игорь Колесов (DJ Colombo) «DECIL»
№8 Евгений Стрелков «Sirenes»
№9 Андрей Суздалев «Фигуры прилива»
а также предыдущие выпуски:
№1 Андрей Суздалев «Cybercrime by mail»;
№2 Евгений Стрелков «Поворот рек»;
№3 Леонид Тишков «Космогония водолазов»;
№4 Олег Лысцов «500 сильная паровая самоходная броненосная машина с винтовым двигателем».
Также 25 декабря в 17 часов художник Евгений Стрелков проведёт ленд-паблик-арт акцию «Opticum Party» в рамках выставки «Будет свет!».
P.S. На акцию публике предлагается приносить карманные электрические фонарики, посетители с фонариками пользуются привилегиями.
ВЫСТАВКА "БУДЕТ СВЕТ"
25 декабря 2004 года в доме-музее Павла Кузнецова (филиал Радищевского музея) стартует новый совместный проект "Саратовэнерго" и сотрудников музея под названием "Будет свет".
В этом году вместе с Рождественской звездой в музее появятся самые разные светильники, много лет верой и правдой служившие людям - керосиновые и масляные лампы, фонари путевых обходчиков, шахтерские лампы, домашние и уличные светильники.
Выставка покажет путь света от коптящего фитиля до современной электрической лампочки. Символично, что проект "Будет свет" начинается в канун 2005 года. Именно в наступающем году исполняется 120 лет с момента прихода в Саратов электрического освещения. Впервые электрические лампы по 550 свечей загорелись в 1885 г. у входа в губернское Коммерческое собрание, а затем в качестве уличных фонарей переместились в сад "Эрмитаж".
Презентация выставки - лишь первый шаг проекта "Будет свет". ОАО "Саратовэнерго" объявляет конкурс на лучший самодельный фонарь, участие в котором может принять каждый саратовец с умелыми руками и богатой фантазией. Победителей ждут призы, кроме того, все эксклюзивные авторские модели получат шанс стать экспонатами "Народного музея энергетики", к созданию которого приступает "Саратовэнерго".
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru