Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Радищевского музея

  Все выпуски  

Новости Радищевского музея


Информационный Канал Subscribe.Ru

Музей Радищева
   
О сайте
Партнеры
ART-Хроника
Музеи мира
Лента новостей
Книга отзывов
Афиша
Контакты
Ссылки

   

Новости музейной жизни

Информационный бюллетень №86 (166) Радищевского музея
ноябрь 2004 год

отдел по развитию музея
radmuseumart@radmuseumart.ru

Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Портреты графини О.И. Орловой-Давыдовой
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске, мы даем информацию по новым живописным и скульптурным произведениям из фондов музея, которые появились в нашей экспозиции в 2004 году.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Портреты графини О.И. Орловой-Давыдовой


В 2004 году в экспозиции «Шедевры Радищевского музея» появились новые живописные и скульптурные произведения из фондов музея, среди них скульптурный портрет графини О.И. Орловой-Давыдовой, исполненный популярным европейским скульптором середины XIX века – Пьетро Тенерани.

К.Робертсон ’Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой’ В этом году посетители Радищевского музея впервые получили возможность увидеть женский скульптурный портрет, исполненный одним из самых знаменитых европейских скульпторов середины XIX века – Пьетро Тенерани (1798–1869). Благородное лицо женщины с классически правильными чертами лица обладает достаточно выраженной индивидуальностью и неизменно привлекает к себе внимание.
Пьетро Тенерани, ученик Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена, принадлежал к кругу авторов, чье творчество во многом определяло развитие европейской скульптуры первой половины XIX века. С 1850-х годов он считался главой римской скульптурной школы. Академии Рима, Каррары, Флоренции, Генуи, Парижа, Мюнхена и еще восемнадцати других городов Европы избрали Тенерани своим почетным членом. В 1857 году он был избран президентом Римской Академии Св. Луки, а три года спустя – назначен генеральным директором римских музеев, пост которого занимал до конца жизни. Среди его заказчиков были представители высшей аристократии Европы и России. Современники видели в творчестве Тенерани «достойного представителя введенной Торвальдсеном целомудренной чистоты формы», ценя «грациозность сочинения, красоту форм и мастерскую отделку, <…> соединяющую строгости стиля Торвальдсена с мягкостью техники Кановы», тем не менее, отмечая также «впечатление внутренней холодности», производимое его работами. Особенно отчетливо эти черты появились именно в созданных им многочисленных портретных бюстах.
В 1926 году из Государственного музейного фонда поступил «Портрет неизвестной женщины». Подпись на обороте на срезе плеч свидетельствует о том, что он был создан Пьетро Тенерани в 1863 году.
При передаче портрета в музей в инвентарной книге было записано, что ранее портрет находился в подмосковном имении графов Орловых-Давыдовых «Отрада». Однако, исходя только из этой записи, определение имени женщины могло занять очень долгое время. К счастью, скульптор в течение всей жизни с исполненных им работ делал гипсовые слепки, на которых обязательно указывал имя изображенного человека и дату исполнения портрета.
Сопоставление «Бюста неизвестной женщины» из Радищевского музея со слепками работ, хранящихся ныне в Риме, в Галерее современного искусства, позволило с абсолютной точностью определить имя изображенной модели – графиня Ольга Ивановна Орлова-Давыдова.
Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814–1876) была дочерью князя Ивана Ивановича Барятинского (1722–1825), одного из самых влиятельных и богатых людей России – тайного советника, камергера, церемониймейстера двора Павла I. Его портрет кисти модного в начале XIX века французского портретиста Робера Лефевра (1757–1830) также находится в собрании музея имени А.Н. Радищева. В 1832 году Ольга Ивановна вышла замуж за Владимира Петровича Давыдова (1809–1882), внука графа Владимира Григорьевича Орлова (1743–1831), младшего из пяти знаменитых братьев Орловых – сподвижников Екатерины II.
Орловы-Давыдовы часто и подолгу путешествовали по Европе. Бывали в Италии, Англии, покровительствуя художникам и приобретая произведения искусства. Они дружили с К. Брюлловым, который в 1834 году в Риме написал портрет 20-летней Ольги Ивановны с дочерью Натальей (ныне в собрании Государственной Третьяковской галереи), спустя два года художник по приглашению графа несколько месяцев гостил в подмосковной усадьбе Орловых-Давыдовых «Отрада».
П.Тенерани ’Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой. Мрамор’В 1863 году, когда был исполнен скульптурный портрет, Ольга Ивановна Орлова-Давыдова была уже матерью шестерых детей: трех сыновей и трех дочерей. В это время Орловы-Давыдовы жили в Италии, где Тенерани – одному из самых модных и популярных скульпторов – и был заказан портрет. К слову заметить, обращение графа В.П. Орлова-Давыдова именно к Тенерани не следует приписывать только моде на произведения этого скульптора. Их связывало давнее знакомство – еще в 30-е годы XIX века В.П. Давыдов заказал Тенерани портрет своего деда, графа В.Г. Орлова.
Еще один, живописный, портрет графини О.И. Орловой-Давыдовой, исполненный в начале 40-х годов XIX века модной английской художницей Кристиной Робертсон (1796–1854), поступил в Радищевский музей из Государственного музейного фонда в том же 1926 году. На портрете Ольге Ивановне, тогда еще просто Давыдовой (поскольку высочайшее разрешение принять фамилию и титул деда по материнской линии и именоваться «его сиятельство граф Орлов-Давыдов» ее муж получил только в 1856 году), около 26–27 лет. И, тем не менее, несмотря на почти 20-летнюю разницу между двумя портретами, сходство достаточно очевидно: мы видим те же черты лица, высокие скулы, характерный подбородок с ямочкой и прическу с разделенными на прямой пробор волосами.
Проделанная работа позволила не только определить имя женщины, но и фактически дала новую жизнь портрету, никогда ранее не выставлявшемуся, и посетители нашего музея имеют сейчас действительно уникальную возможность познакомиться с одним из лучших образцов портретной пластики XIX века.

Мария Щетина

Здесь Вы можете познакомиться с электронным каталогом Радищевского музея



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников
отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2004 г.г.


<< Назад
   
Новости
Тема дня
Конференции
Ретроспектива
Шедевры
Ресурсы
Пресс-релизы
Фоторепортажи
Наши гости
   
Поиск по сайту:

Ключевое слово:
 

Подписка на новости, Ваш E-Mail:
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.museum.radnews
Отписаться

В избранное