Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о работе детской изостудии Радищевского музея.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Искусство, музей и дети в музее
В новом учебном году в рамках детской изостудии Радищевского музея продолжат свою работу кружки «Сказка», «Жираф», «Образ», «Юный архитектор» и «Что носила Нефертити», которые познакомят ребят с удивительным миром изобразительного искусства. Как и раньше, в декабре и апреле предполагаются выставки работ студийцев, которые всегда отличаются смелостью красок, радостью и теплотой чувств.
В чем секрет воздействия искусства на человека? Картина, скульптура, дом с колоннами – что в этом особенного? Это ведь лишь копия реальности или трансформация природных объектов. Но нет – человек внимательно всматривается в образы. И он может очень долго восторгаться или возмущаться по поводу того или иного произведения, которое, по сути, всего лишь кусок холста, камня, глины и т.д. Что же в них такого, что не оставляет нас равнодушными?
Что лежит в основе искусства? Движение души художника. И мы угадываем этот безмолвный рассказ души по краскам и оттенкам, по жестам и пластике, по линиям и формам. Все это понятно нам так же, как и первобытному охотнику, античному философу или поэту эпохи Возрождения.
В этом смысле дети имеют преимущества перед взрослыми. Они еще не отягощены фактическими знаниями. Они не разбираются в науках. Они непосредственно воспринимают архетипические символы единой и всеобщей души человечества.
Порой ребенок молчит или агрессивен, не идет на контакт и не может объяснить, что его беспокоит, просто не знает, как это сделать, или считает это стыдным, невозможным. Но вот он оказывается в музее и видит на картине будничную сцену или пейзаж, созвучные его настроению. Происходит узнавание себя в этой картине и знакомство с человеком (художником), пусть уже жившим давным-давно, который испытал то же самое и сумел рассказать об этом в красках и образах. Ребенок начинает говорить, открывается и для себя, и для других и в конце концов решает проблему, волнующую его. Задача взрослых – родителей, преподавателей – быть в эту минуту открытия рядом и поддержать ребенка.
Сначала музей для детей – что-то незнакомое, где существуют свои правила и запреты. Ребенок теряется и чувствует себя скованно. Но если он приходит сюда неоднократно, встречает знакомых людей и уже знакомые произведения искусства, с которыми у него связаны личные воспоминания и положительный опыт, то со временем музей становится для него неотъемлемой частью жизни. И он будет возвращаться сюда, став уже взрослым, и приведет сюда своих детей.
Как нашему телу вечером хочется отдохнуть, а утром наполниться силой и бодростью, так и наша душа жаждет то успокоения, а то будоражащих эмоций. В художественном музее можно найти и то, и другое. Только надо уметь смотреть, уметь воспринимать произведения, уметь понимать язык изобразительного искусства.
Помочь в этом может детская художественная студия, работающая в Радищевском музее. Специфика студии в том, что ее целью не является воспитание юных художников, хотя ребята на занятиях и рисуют, и лепят, и моделируют. Главная ее забота – это развитие восприятия через знакомство с искусством.
Как-то поспорили между собой солнце и ветер – кто быстрее сорвет с человека пальто. Стал ветер дуть. И чем сильнее он дул, тем крепче человек закутывался в пальто. Но вот выглянуло солнце, улыбнулось, и человек улыбнулся ему в ответ и скинул пальто.
Люди защищаются от внешнего мира, они отгораживаются от него, «закутываясь в пальто», «заковывая себя в латы» и «надевая маски». Все мы ищем способы защиты от агрессивности извне. Но иногда наша система защиты становится такой громоздкой, что нам требуется помощь, чтобы освободиться от нее самой, потому что она уже не только защищает, но подавляет, делая нас рабами собственной безопасности.
Когда мы работаем в студии с детьми, прежде всего мы хотим помочь им научиться не только защищаться от внешнего мира, но и открываться всему хорошему, что есть вокруг. Мы хотим, чтобы они скинули свои «латы», свои «теплые глухие пальто», свои защитные маски и улыбнулись этому миру.
Мы с нетерпением ждем встречи с нашими студийцами и будем рады новым знакомствам.
Екатерина Казакова
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru