Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске, мы даем информацию о двух крупных выставках, открывшихся в Москве и Санкт-Петербурге, в которых участвуют и экспонаты из Радищевского музея, а также очередной экспедиции музейных сотрудников и их сподвижников на Волжские берега.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ». МОНАКО – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В начале марта в государстве Монако открылась выставка «Бубновый валет: между Сезаном и авангардом». Мы писали о впечатлениях посетивших ее генерального директора Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева Тамары Викторовны Гродсковой и заместителя генерального директора по научной работе Людмилы Васильевны Пашковой. На выставке было представлено 6 работ из собрания Радищевского музея.
Это натюрморты Машкова и Кончаловского, три картины Фалька и пейзаж Лентулова и многие другие работы из музеев России и частных собраний.
Как объяснил сопредседатель фонда «Екатерина» Владимир Семенихин: "Мы хотели открыть искусство "Бубнового валета" Западу. Мы пытаемся показать Западу, что это искусство было раньше авангарда, что оно было не менее провокативным по своей сути и что оно послужило основой для авангарда. То есть мы хотим показать, что не надо зацикливаться на авангарде и что в русском искусстве было много другого. У нас есть договоренность с Русским музеем: на основе нашей выставки в Петербурге и в Москве будет показана большая выставка, а потом она проедет по миру, но уже не как частная инициатива, а как государственная".
И вот, 9 июля 2004 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Бубновый валет» в русском авангарде», организованная по инициативе фонда «Екатерина» совместно с Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей.
Названные выше работы из коллекции Радищевского музея займут достойное место в экспозиции этой выставки.
«Бубновый валет» - название выставки картин, устроенной в 1910 году в Москве группой художников. На базе этой выставки в 1911 году образовалось одноименное объединение с собственным уставом. Среди участников первой выставки были М.Ларионов и Н.Гончарова, а также П.Кончаловский, И. Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, А.Куприн и др. Вся выставка под ярлыком «бубнового валета» воспринималась как своего рода ярмарочное представление, что по своему ощущала и критика, уличавшая живописцев в «балаганной грубости». Своим эпатажным названием, «Бубновый валет» (что на языке старофранцузского картежного обихода, хорошо известного и в России, означало «обманщик, плут, проходимец») выставка была обязана М.Ларионову, но в художественное общество «Бубновый валет», организованное в 1911 году, он и Н.Гончарова уже не вошли: отделившись,
они устроили самостоятельную выставку «Ослиный хвост».
Первоначальный состав объединения «Бубновый валет» был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая неприязнь к консервативным традициям русской живописи. Это было одно из ранних течений русского авангарда, в 1910 — 1913 годы у «Бубнового валета» в России почти не было соперников. Художники этого объединения стремились освободить живопись от литературности, вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, пластику, красоту поверхности красочного слоя. Эволюцию русских картин под титлом «Бубнового валета» можно было бы в самых общих чертах рассматривать как путь от Гогена (особенно на стадии формирования объединения), к Сезанну, и развернутая сегодня широкая экспозиция дает возможность проследить этот путь. Поль Сезанн стал
настоящим кумиром "бубновых валетов". Впоследствии их даже называли "московскими сезаннистами". Другим направлением поисков был ранний, «аналитический» кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения.
Ядром объединения были П.Кончаловский, А.Куприн, А.Фальк, А.Лентулов, И.Машков, но на выставках "Бубнового валета" выставлялось и достаточно много других художников авангардного направления. В выставках «под маркой» «Бубнового валета» на разных этапах участвовали: В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкина, В.Татлин, К.Малевич, М.Шагал, братья Д. и В.Бурлюки, бубнововалетцы «второго ряда» — А.Мильман, Г.Федоров — или «младшего поколения», как А.Осьмеркин. На экспозициях 1910 — 1914 годов показывались также и иностранные художники: Ж.Брак, Р.Делоне, А.Марке, А.Матисс, А.Руссо, П.Синьяк и другие.
Мастера «Бубнового валета» во все времена его существования были очень различны и, тем не менее, «бубнововалетское» движение оказалось на удивление цельным. Доверие к зримой натуре, зрелище «открытой живописи», выработали специфически московскую бубнововалетскую традицию, которая даст свои отзвуки даже и в русском искусстве второй половины столетия, у некоторых московских живописцев 1960 — 1970-х годов.
Мы рады, что путешествие «Бубнового валета» продолжается, и петербуржцы смогут полюбоваться жемчужинами коллекции Радищевского музея.
ЭКСПОНАТЫ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ НА ВЫСТАВКЕ "ГОЛИЦЫНСКИЙ МУЗЕЙ НА ВОЛХОНКЕ"
Выставка "Голицынский музей на Волхонке" – очередная попытка кураторов Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина собрать воедино и представить в залах музея крупнейшую частную коллекцию, когда-то разошедшуюся по городам и весям.
На выставке представлено несколько произведений из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
На протяжении ста лет голицынская коллекция неоднократно распродавалась (разумеется, задолго до революции) и собиралась вновь. В ее формировании принимали участие многие члены семьи, принадлежавшие к разным поколениям. Некоторые из них провели большую часть жизни в Москве, другие обосновались в Париже, поэтому экспонаты то разлетались по всему миру, то соединялись вновь. Экспозиция в пушкинском музее возвращает нас в лучшие времена, когда собранные вместе шедевры украшали стены фамильного особняка Голицыных на Волхонке (кстати, сегодня в одном из его флигелей расположился Музей личных коллекций ГМИИ). Выставка представляет собой реконструкцию собрания Московского Голицынского музея, осуществленную силами крупнейших российских и зарубежных музеев.
Основатель Радищевского музея А.П.Боголюбов в своих воспоминаниях об императоре Александре III, изданных в Петербурге за год до смерти автора, пишет «Когда же состоялась покупка Голицынской галереи в Москве, то Государь снова велел передать в Радищевский музей все, что оказалось непригодным для Эрмитажа, так что я получил дорогие картины и прекрасный фаянс и фарфор русский и Louis XV со множеством мелких и японских редкостей».
И, несмотря на все превратности следующего века, за редким исключением почти все экспонаты из Голицынского собрания сохранились в нашем собрании.
Радищевский музей представил на выставке оригиналы и копии картин европейских мастеров: Леонардр да Винчи, Тициана Вечелли, Мурильо. Работы русских мастеров: В. Тропинина, С. Щедрина, О. Кипренского. А также одну из реликвий княжеского рода Голицыных – стол с фамильным гербом, фанерованный черным деревом и украшенный инкрустациями из слоновой кости и перламутра, исполненный во Флоренции в 1865 году для князя М.А.Голицына.
После возвращения экспонатов из столицы Радищевский музей в своих залах в октябре 2004 года планирует показать вещи, которые экспонировались на московской выставке и вещи из своих фондов.
Выставка «Коллекция из музея Голицыных» будет первой в новом цикле выставок Радищевского музея - «Меценаты и дарители».
30 июня сотрудниками Дома-музея Павла Кузнецова, совместно с художниками, учеными и друзьями музея была совершена экспедиция “вниз по Волге-реке” в Красноармейский район Саратовской области – в окрестности села Сосновка (бывшей немецкой колонии Шиллинг), которое расположено недалеко от места впадения речки Елань в Волгу.
Руководил экспедицией – кандидат географических наук, специалист по ландшафтной экологии и использованию геоинформационных технологий - Александр Башкатов, который является одним из вдохновителей и верных партнеров проекта “Музейная долина”, недавно поддержанного благотворительным фондом Владимира Потанина. Целью экспедиции было установить, как выглядел природный ландшафт в районе Саратова до заселения его человеком.
Как известно геологическое строение Глебучева оврага, будущего объекта “Музейной долины” и долины речки Елань схожи.
Экспедиция стала хорошей тренировкой, а территория речки Елань – опытным полигоном для команды сподвижников проекта “Музейная Долина”.
В ходе экспедиции по Волжским берегам были обнаружены удивительные природные ландшафты, обрушившиеся могильники эпохи бронзы и величественные красоты Волги.
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, и.о. зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru