Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Радищевского музея

  Все выпуски  

Новости Радищевского музея


Информационный Канал Subscribe.Ru


Музей Радищева
   
О сайте
Партнеры
ART-Хроника
Музеи мира
Лента новостей
Книга отзывов
Афиша
Контакты
Ссылки

   

Новости музейной жизни

Информационный бюллетень №35 (115) Радищевского музея
май 2004 год

отдел по развитию музея
radmuseumart@radmuseumart.ru

Содержание номера:
  1. От редакции
  2. "Алая Роза" Петра и Павла
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Новый тематический выпуск нашего информационного бюллетеня, мы посвящаем 100-летнему юбилею выставки "Алая Роза", которая открылась 27 апреля 1904 года в Саратове.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.



"Алая Роза" Петра и Павла

27 апреля 1904 года в Саратове открылась выставка «Алая Роза». Это была первая попытка консолидации творческих сил художников, составивших направление русского живописного символизма – неотъемлемой части культуры России рубежа веков.

Это потом, спустя много лет, о них напишут статьи и книги. А пока почтенные провинциалы-саратовцы с недоумением и раздражением, изумлением и насмешками дивятся на чудаков, которых называют ругательным словом «декаденты». Павел Кузнецов и Петр Уткин еще молоды, им чуть больше двадцати пяти, и так хочется показать землякам, на что они способны!
Еще не успел отшуметь скандал, который вызвали их крамольные, еретические росписи в Казанской церкви, уничтоженные после судебного разбирательства. Ещё помнится в городе вечер «нового искусства», где показали они свои живописные опыты, повергшие публику в полнейшее недоумение. «Представьте себе большие, замазанные красками разных цветов, полотна, перед которыми способно спасовать самое живое воображение: что на них написано не только не понять, но и разобрать не было никакой возможности, тем не менее, одно из них носило название «Жажда любви», другое – «Смерть», третье – «Жертвоприношение»… Несколько других «панно» - большие листы серой оберточной бумаги, исчерченные черными, белыми и красными штрихами, или исписанные причудливыми зигзагами, напоминавшими не то препараты чумных палочек, не то – клеточки печени (кто не верит - пусть заглянет в анатомический атлас)», – делился впечатлениями обозреватель «Саратовского дневника».
Однако решительное наступление молодых художников на вкусы обывателя продолжалось. На страницах газет рядом с рекламой сепараторов «Корона», рассказом о городском управлении в Японии и шторме на Волге появилось объявление о выставке картин «Алая Роза». Стоял обычный для Саратова пыльный конец апреля. Плацдармом для наступления Павел и Петр избрали один из красивейших залов в городе: колонный зал в Доме дворянского собрания на Московской улице.
Заплатив за вход двадцать копеек, можно было получить в руки каталог с обложкой, сделанной по рисунку Сергея Судейкина. В каталоге было обозначено 109 работ. Большая часть из них принадлежала Кузнецову и Уткину. Остальное – художникам из круга их новых московских знакомых: Мартиросу Сарьяну, Николаю Сапунову, Николаю Феофилактову, Владимиру Половинкину, Ивану Кнабе. Несколько участников явно скрывались за псевдонимами, так брат Павла Кузнецова Михаил именовал себя М. Волгин, кто были Н.Н. Нордосский и С.Д. Симпол неизвестно и по сей день. Из дам присутствовали м-ль Елизавета Потехина и г-жа Елена Александрова.
Почетными экспонентами выставки стали Михаил Врубель и Виктор Борисов-Мусатов. И неважно, что представлены они были всего несколькими работами, которые устроители смогли найти в пределах Саратова. Главное, что обозначилась точка отсчета: два удивительных художника, чье творчество не укладывалось в привычные рамки, будоражило воображение, заставляло переноситься из обыденности в совсем другой мир:


Пять чувств – дорога лжи. Но есть восторг экстаза,
Когда нам истина сама собой видна…
Бездонность сумрака, неразрешенность сна,
Из угля черного – рождение алмаза.
Нам правда каждый раз – сверхчувственно дана…

К.Бальмонт. Путь правды


Откуда родился образ Алой Розы? Был ли он данью увлечения поэзией? Или воспоминанием о привычке Мусатова ежедневно ставить на свой письменный стол свежий цветок?
К сожалению, зрители, приходившие на выставку, привыкли пользоваться пятью чувствами и увлечь их «Впечатлениями», «Увяданием», «Песней ночи», «Каприччио» не удавалось. Местные газеты опять были безжалостны: «Среди розоватых, синих и зеленых грубых мазков виднеются какие-то намеки на человеческие фигуры, вызывающие недоумение и смех. Впрочем, смех этот проявляется весьма у редких весело настроенных посетителей, преимущественно из молодежи, но ненадолго. Как только такой весельчак войдет в Белый зал, где помещается выставка картин, смех как-то сразу обрывается, на лице выступает чувство безнадежного разочарования и скуки. Со всех сторон окружают его какие-то рваные, мятые, грязные лоскутья полотна, бумаги и картона в топорных рамках и без рам и без всякого обреза, а если с обрезом, то непременно в форме асимметрии, развешанные на фоне серого полотна. Переходит он от одной «картины» к другой, читает безграмотные надписи, заглядывает в картинку, в каталог – и ничего не понимает».
Что ж! Как выразилось бы нынешнее молодое поколение: арт-коммуникация не состоялась! Однако, кажется, нечто важное во время выставки «Алая Роза» все-таки произошло.
Пора ученичества для Павла Кузнецова и Петра Уткина кончилась, начинался поиск истины. В 1907 году в Москве по их инициативе откроется выставка «Голубая Роза», ставшая вершиной русского живописного символизма.


Белую лилию с розой,
С алою розой мы сочетаем.
Тайной пророческой грезой
Вечную истину мы обретаем.

В. Соловьев. Песня офитов


Радищевский музей отмечает 100-летие выставки несколькими событиями. Уже состоялся традиционный областной конкурс юных художников и искусствоведов «Мир Мусатова», который на этот раз был посвящен «Алой Розе». Выставка детского творчества по итогам конкурса работает сейчас в Музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова.
В мае-июне 2004 года откроются выставки на трех музейных площадках: в здании на Первомайской, в домах Мусатова и Кузнецова. Разные пространства будут объединены образным решением, которое предложит художник Михаил Лежень. Не раскрывая всех замыслов, скажем лишь, что будут выставлены живописные, графические, скульптурные произведения из собрания Радищевского музея. Своеобразным эпиграфом к экспозиции на Первомайской станут картины Мориса Дени и Анри Матисса, специально предоставленные Московским музеем изобразительных искусств. Для экспозиционных решений выставок в домах художников будет использованы возможности окрестного ландшафта. Для того чтобы зрители могли получить как можно больше информации о выставке «Алая Роза», её участниках и их творчестве, предполагается использовать возможности компьютерных технологий.
Выставочная программа к 100-летию «Алой Розы» обещает быть интересной для самых разных зрителей: от искушенных поклонников символизма начала ХХ века до творчески настроенной молодежи начала XXI века.
Специалисты на очередных Боголюбовских чтениях будут иметь возможность обсудить проблемы сложения и развития символистского направления в русской живописи, которое оказалось многими корнями связанным с Саратовом.


Елена Савельева

Ссылки по теме:
К столетию выставки "Алая Роза"
Художники российского галантного века
"Алая Роза"
"Голубая Роза"
Краски настроения



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников
отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2004 г.г.


<< Назад
   
Новости
Тема дня
Конференции
Ретроспектива
Шедевры
Ресурсы
Пресс-релизы
Фоторепортажи
Наши гости
   
Поиск по сайту:

Ключевое слово:
 

Подписка на новости, Ваш E-Mail:
 
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное