Новый тематический выпуск нашего информационного бюллетеня, мы посвящаем 100-летнему юбилею выставки "Алая Роза", которая открылась 27 апреля 1904 года в Саратове.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
"Алая Роза" Петра и Павла
27 апреля 1904 года в Саратове открылась выставка «Алая Роза». Это была первая попытка консолидации творческих сил художников, составивших направление русского живописного символизма – неотъемлемой части культуры России рубежа веков.
Это потом, спустя много лет, о них напишут статьи и книги. А пока почтенные провинциалы-саратовцы с недоумением и раздражением, изумлением и насмешками дивятся на чудаков, которых называют ругательным словом «декаденты». Павел Кузнецов и Петр Уткин еще молоды, им чуть больше двадцати пяти, и так хочется показать землякам, на что они способны!
Еще не успел отшуметь скандал, который вызвали их крамольные, еретические росписи в Казанской церкви, уничтоженные после судебного разбирательства. Ещё помнится в городе вечер «нового искусства», где показали они свои живописные опыты, повергшие публику в полнейшее недоумение. «Представьте себе большие, замазанные красками разных цветов, полотна, перед которыми способно спасовать самое живое воображение: что на них написано не только не понять, но и разобрать не было никакой возможности, тем не менее, одно из них носило название «Жажда любви», другое – «Смерть», третье – «Жертвоприношение»… Несколько других «панно» - большие листы серой оберточной бумаги, исчерченные черными, белыми и красными штрихами, или исписанные причудливыми зигзагами, напоминавшими не то препараты чумных палочек, не то –
клеточки печени (кто не верит - пусть заглянет в анатомический атлас)», – делился впечатлениями обозреватель «Саратовского дневника».
Однако решительное наступление молодых художников на вкусы обывателя продолжалось. На страницах газет рядом с рекламой сепараторов «Корона», рассказом о городском управлении в Японии и шторме на Волге появилось объявление о выставке картин «Алая Роза». Стоял обычный для Саратова пыльный конец апреля. Плацдармом для наступления Павел и Петр избрали один из красивейших залов в городе: колонный зал в Доме дворянского собрания на Московской улице.
Заплатив за вход двадцать копеек, можно было получить в руки каталог с обложкой, сделанной по рисунку Сергея Судейкина. В каталоге было обозначено 109 работ. Большая часть из них принадлежала Кузнецову и Уткину. Остальное – художникам из круга их новых московских знакомых: Мартиросу Сарьяну, Николаю Сапунову, Николаю Феофилактову, Владимиру Половинкину, Ивану Кнабе. Несколько участников явно скрывались за псевдонимами, так брат Павла Кузнецова Михаил именовал себя М. Волгин, кто были Н.Н. Нордосский и С.Д. Симпол неизвестно и по сей день. Из дам присутствовали м-ль Елизавета Потехина и г-жа Елена Александрова.
Почетными экспонентами выставки стали Михаил Врубель и Виктор Борисов-Мусатов. И неважно, что представлены они были всего несколькими работами, которые устроители смогли найти в пределах Саратова. Главное, что обозначилась точка отсчета: два удивительных художника, чье творчество не укладывалось в привычные рамки, будоражило воображение, заставляло переноситься из обыденности в совсем другой мир:
Пять чувств – дорога лжи. Но есть восторг экстаза,
Когда нам истина сама собой видна…
Бездонность сумрака, неразрешенность сна,
Из угля черного – рождение алмаза.
Нам правда каждый раз – сверхчувственно дана…
К.Бальмонт. Путь правды
Откуда родился образ Алой Розы? Был ли он данью увлечения поэзией? Или воспоминанием о привычке Мусатова ежедневно ставить на свой письменный стол свежий цветок?
К сожалению, зрители, приходившие на выставку, привыкли пользоваться пятью чувствами и увлечь их «Впечатлениями», «Увяданием», «Песней ночи», «Каприччио» не удавалось. Местные газеты опять были безжалостны: «Среди розоватых, синих и зеленых грубых мазков виднеются какие-то намеки на человеческие фигуры, вызывающие недоумение и смех. Впрочем, смех этот проявляется весьма у редких весело настроенных посетителей, преимущественно из молодежи, но ненадолго. Как только такой весельчак войдет в Белый зал, где помещается выставка картин, смех как-то сразу обрывается, на лице выступает чувство безнадежного разочарования и скуки. Со всех сторон окружают его какие-то рваные, мятые, грязные лоскутья полотна, бумаги и картона в топорных рамках и без рам и без всякого обреза, а если с обрезом, то непременно в форме асимметрии, развешанные на фоне
серого полотна. Переходит он от одной «картины» к другой, читает безграмотные надписи, заглядывает в картинку, в каталог – и ничего не понимает».
Что ж! Как выразилось бы нынешнее молодое поколение: арт-коммуникация не состоялась! Однако, кажется, нечто важное во время выставки «Алая Роза» все-таки произошло. Пора ученичества для Павла Кузнецова и Петра Уткина кончилась, начинался поиск истины. В 1907 году в Москве по их инициативе откроется выставка «Голубая Роза», ставшая вершиной русского живописного символизма.
Белую лилию с розой,
С алою розой мы сочетаем.
Тайной пророческой грезой
Вечную истину мы обретаем.
В. Соловьев. Песня офитов
Радищевский музей отмечает 100-летие выставки несколькими событиями. Уже состоялся традиционный областной конкурс юных художников и искусствоведов «Мир Мусатова», который на этот раз был посвящен «Алой Розе». Выставка детского творчества по итогам конкурса работает сейчас в Музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова.
В мае-июне 2004 года откроются выставки на трех музейных площадках: в здании на Первомайской, в домах Мусатова и Кузнецова. Разные пространства будут объединены образным решением, которое предложит художник Михаил Лежень. Не раскрывая всех замыслов, скажем лишь, что будут выставлены живописные, графические, скульптурные произведения из собрания Радищевского музея. Своеобразным эпиграфом к экспозиции на Первомайской станут картины Мориса Дени и Анри Матисса, специально предоставленные Московским музеем изобразительных искусств. Для экспозиционных решений выставок в домах художников будет использованы возможности окрестного ландшафта. Для того чтобы зрители могли получить как можно больше информации о выставке «Алая Роза», её участниках и их творчестве, предполагается использовать возможности компьютерных технологий.
Выставочная программа к 100-летию «Алой Розы» обещает быть интересной для самых разных зрителей: от искушенных поклонников символизма начала ХХ века до творчески настроенной молодежи начала XXI века. Специалисты на очередных Боголюбовских чтениях будут иметь возможность обсудить проблемы сложения и развития символистского направления в русской живописи, которое оказалось многими корнями связанным с Саратовом.
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru