Новый тематический выпуск нашего информационного бюллетеня, мы посвящаем основателю Радищевского музея - А.П.Боголюбову, 180-летие которого мы все отмечали в эти дни.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
В марте 2004 года исполняется 180 лет со дня рождения замечательного художника – пейзажиста
Алексея Петровича Боголюбова, основателя Радищевского музея и Рисовального училища в Саратове.
Будущий художник больших батальных картин и тонких пейзажных этюдов родился 16/29 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии. Оно стоит на дороге из Петербурга в Москву, той самой, что описана его знаменитым дедом А.Н. Радищевым в не менее знаменитом «Путешествии».
Нашим путеводителем, увлекательно рассказывающим от первого лица о жизни, творчестве, встречах самого Алексея Боголюбова, будет его автобиографическая книга «Записки моряка-художника» - яркое свидетельство унаследованного от деда писательского дара.
Художественными натурами были и его родители: матушка - Фекла Александровна, выпускница, а затем, классная дама Смольного монастыря – она «прекрасно знала языки, арифметику, историю и географию, да Закон Божий». «Она себя всецело посвятила нашему воспитанию и, не держа под юбками, говорила о всем, что прилично нашему возрасту». Художественный вкус «она во мне видела давно, а потому в праздники никаких других подарков не делала, кроме карандашей, бумаги или красок», - вспоминал Боголюбов. Отец его, полковник, участник военных походов против Наполеона, умер от ран, когда Алексею исполнилось шесть лет. Он «… любил животных и был натурой художественной, рисовал недурно, любил картинки по своим средствам, эстампы, гравюры».
Два года Алексей провел в Царскосельском Александровском малолетнем корпусе, где нещадно секли за любое проявление живого нрава, чем наш будущий художник отличался. Затем было обучение в Морском кадетском корпусе, которым командовал в то время известный путешественник И.Ф. Крузенштерн. Кадеты изучали военное дело, математику, физику, летом отправлялись в плавание на фрегатах. «В 12 лет я уже знал все морские мелочи твердо и любознательно», - пишет Боголюбов.
Семнадцати лет в звании мичмана и адьютантской должности он готовился посвятить себя службе во флоте, нередко ходил в заграничные плавания, сопровождая членов царской фамилии. Несомненно, Боголюбова ждала блестящая карьера морского офицера, но любовь к искусству, привитая родителями, поощряемая товарищами и советами известных художников, одержала верх. Впоследствии он неоднократно вспоминал и слова знаменитого Карла Брюллова, и совет герцога Максимилиана Лейхтенбергского, «…чем быть дюжинным офицером - будьте художником», определившими его дальнейшую судьбу.
Не имея других средств, Боголюбов несколько лет морскую службу совмещал с обучением в пейзажном классе М.Н. Воробьева Императорской Академии художеств. Выйдя в отставку и закончив академический курс с Большой золотой медалью, художник отправился в заграничную пенсионерскую поездку. В Россию он вернулся только через шесть лет, объездив почти всю Европу (Италия, Франция, Германия, Голландия), занимаясь в мастерских известных художников-маринистов Э. Изабе, А. Ахенбаха. Десятки картин и этюдов, показанные на выставке 1861 года в Академии, принесли Боголюбову звание профессора пейзажной живописи, причем было особо отмечено, что «до того времени ни один из пенсионеров Академии… не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться».
Начало почти полувековой творческой карьеры А.П.Боголюбова связано с морскими батальными картинами, которые принесли ему большую популярность. «Гангутский бой» и «Сенявинское сражение», «Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае» и «Сражение при Красной Горке» - эти картины и многочисленные этюды и эскизы превосходно характеризуют Боголюбова – официального художника Главного Морского штаба, как замечательного историографа отечественного флота. Изображенные на его полотнах яркие эпизоды богатой событиями истории русского флота отличаются достоверностью и эмоциональностью, глубоким знанием морского быта и корабельной архитектуры.
Боголюбов в течение нескольких лет совмещал службу в морском министерстве с должностью свободного преподавателя пейзажного класса Академии. В 1860-е годы он работает над батальными картинами, участвует в создании атласов берегов Балтийского и Каспийского морей. В свите великих князей Николая Александровича и Александра Александровича Боголюбов много путешествует по России. Десятки картин и сотни альбомных набросков запечатлевают виды Крыма и Каспия, волжских берегов. Его мастерские рисунки пером иллюстрируют один из первых русских путеводителей - книгу брата Н.П.Боголюбова «Волга от Твери до Астрахани». Художник восхищается красотами родной природы, сопоставляя свои впечатления с природой и жизнью Европы. «Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал – ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными воротами… сколько этакого добра
стоит на Волге и никто не кричит о нем. Настанет время и нас узнают!» - пишет он в «Записках моряка-художника». Эти поездки дают также и острое чувство «непонимания искусства» народом, приводят к мысли о необходимости создания в провинции художественно-промышленных музеев и школ. Мысли, воплощенной в середине 1880-х годов в организации Саратовского Радищевского музея.
Следующие десятилетия жизни художника, по настоянию врачей жившего в Париже, также интенсивны и наполнены творческим трудом, преподавательской деятельностью, хлопотами по созданию будущего музея и Рисовального училища. Непременный участник передвижных художественных выставок А.П.Боголюбов сыграл поистине исключительную роль в ознакомлении русской публики с искусством, природой и жизнью Франции и других европейских стран.
Небольшие картины-этюды, часто грустные по настроению и почти непременно оживленные фигурками людей, показывают нам сельские виды Нормандии и Бретани, морские этюды Голландии и Италии, городские пейзажи Германии и Австрии. Тщательно и, вместе с тем, свободно написанные на небольших дощечках красного дерева, они отлично сохранились. «Огромную, хорошо усвоенную им европейскую технику» отмечали современники (И.Н.Крамской). Лучшими своими учителями называл он C.Щедрина и французского живописца К.Коро, влияние которых особенно заметно в его творчестве.
Европейски образованный и демократически настроенный Боголюбов удивительным образом умел сочетать выполнение официальных поручений членов императорской семьи и Совета Академии художеств с органично присущей ему ролью старшего товарища и учителя. С детства превосходно владевший французским языком, Боголюбов представлял Россию в качестве комиссара Всемирных выставок в Вене и Париже. Опекая молодых художников-пенсионеров Академии, неизменно доброжелательный мастер нередко выезжал с ними на этюды, устраивал заказы и продажи картин, никогда не отказывал в дружеском и профессиональном совете. Мастерскую Боголюбова на бульваре Батиньоль не даром называли «Русским Парижем», а его еженедельные «вторники» отличались «простотою и веселостью». На этих
вечерах бывали часто Иван Тургенев и Полина Виардо, русские и французские художники, литераторы, музыканты.
«Боголюбов – отличный человек, в нем много простоты, откровенности, юношеской горячности,» - эти слова молодого И.Е.Репина ярко характеризуют человеческие качества мастера, привлекавшие к нему молодых художников. Инициатор и душа «Общества вспомоществования русским художникам в Париже», он воспитал целую плеяду пейзажистов и морских баталистов. В числе его учеников и друзей были И.П.Похитонов, А.К.Беггров, Л.Ф.Лагорио, И.И.Шишкин, А.А.Харламов, Н.Н.Гриценко, М.Н.Доливо-Добровольский.
В благодарной памяти потомков А.П.Боголюбов навсегда останется и как создатель первого в России общедоступного художественного музея и Рисовального училища, воспитавших замечательных мастеров, известных теперь как «саратовская школа». Но уже многие современники этих событий осознавали их значение для культурной жизни русской провинции. Один из них писал: «…такие жертвы, как художественная коллекция профессора Боголюбова, выпадают на долю провинциальных городов далеко даже не каждое столетие». В январе 1878 года Саратовская Городская Дума, с энтузиазмом откликнувшаяся на предложение А.Боголюбова, приняла решение о создании музея. Однако прошло еще почти пять лет, прежде чем дело сдвинулось с мертвой точки. Вопрос об открытии музея и финансовых затратах
на его строительство встретил энергичную оппозицию у купечества и некоторых городских деятелей.
«У нас нет ни порядочных мостовых, ни школ, которые вполне удовлетворяли бы запросы населения, ни надлежаще и правильно организованной врачебной помощи, мы задыхаемся в пыли, не имеем освещения и т.д., а вы хотите затратить более 100 тыс. рублей на постройку здания для каких-то картинок» - горячая полемика по поводу открытия художественного музея вылилась на страницы местной прессы. Более ста лет минуло с тех пор, как бушевали страсти вокруг музея, и мы теперь можем оценить дальновидность городских властей, все-таки изыскавших средства для строительства здания.
Объясняя свое желание дать будущему музею имя известного писателя и просветителя ХVIII века, А.П.Боголюбов позже писал в «Записках моряка-художника»: «Мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца». Сделать это по тем временам было не просто: имя «первого поборника освобождения крестьян» все еще было под официальным запретом. Только благодаря глубокой убежденности и энергии основателя музея, обратившегося за поддержкой к будущему императору Александру III, «Радищевский вопрос» был решен. «А что касается до Радищева, то я думаю, что 80 лет, разделяющие нас от его смерти и прощения, оправданы тем, что его мысли освобождения русского народа ознаменованы
действительностью и не могут быть помехой, чтоб имя его было известно всем», - эти слова будущего Высочайшего покровителя музея, цитируемые Боголюбовым в «Записках моряка-художника», дозволяли дать музею имя «Радищевского».
За два с небольшим года в центре Саратова на Театральной площади поднялось прекрасное здание строгих форм с классическим фасадом и огромным световым фонарем. Широкая ажурная чугунная лестница, отлитая на местном заводе А.В.Чирихиной, двумя маршами ведет из светлого вестибюля в музейные залы, по-дворцовому роскошные, с высокими, украшенными лепниной потолками.
«Первоначальная моя коллекция была, конечно, весьма незначительна», - скромно писал А.Боголюбов. Его собрание, составлявшее 1300 произведений отечественного и европейского искусства, отражало время, вкус и пристрастия основателя музея. Это были картины, рисунки, акварели, офорты, шпалеры, художественная мебель, коллекции стекла, фарфора и фаянса, рукописи, книги.
Наиболее полно и интересно было представлено русское искусство второй половины ХIХ века. Многочисленные пейзажи самого А.П.Боголюбова (около 100 картин и несколько сотен графических листов) соседствовали с картинами знаменитых передвижников - И.Репина, В.Поленова, И.Шишкина, И.Крамского, этюды А.Иванова и К.Брюллова – с произведениями учеников и друзей - А.Беггрова, И.Похитонова, Н.Сверчкова, А.Харламова. Рядом с овеянными романтическим настроением пейзажами художников дюссельдорфской школы (А.и О.Ахенбахов, Л.Кнауса, Ю.Рольмана) новаторскими живописными исканиями отличались полотна французских художников-барбизонцев (Ш.Добиньи, К.Коро, К.Тройона, К.Жирарде).
Классическое европейское искусство, пунктиром представлявшее главные художественные эпохи и центры, включало самые разнообразные экспонаты – от фрагмента помпейской фрески (дар скульптора М.М.Антокольского) и картин итальянских и голландских мастеров до фламандских шпалер, мейсенского и севрского фарфора. В 1885 году этот раздел музейного собрания значительно пополнился произведениями старых европейских мастеров, отобранными А.П.Боголюбовым из запасных коллекций Императорского Эрмитажа по распоряжению Александра III.
Благородное начинание Боголюбова по созданию художественного музея в русской провинции встретило широкую поддержку. Еще до открытия в коллекцию музея бурным потоком хлынули разнообразные подношения.
Откликнулись дарами Императорская Академия художеств, многие известные коллекционеры и общественные деятели: П.М. и С.М. Третьяковы, А.П.Бахрушин, Д.А.Ровинский, А.В.Звенигородский, В.В.Стасов, А.Г.Рубинштейн; художники: Ф.А.Бронников, подаривший музею более сотни своих работ, а также Ф.С.Журавлев, А.А.Харламов. От потомков А.Н.Радищева и брата основателя музея Н.П.Боголюбова поступили фамильные портреты и другие семейные реликвии рода Радищевых. Личные вещи и автографы Ивана Тургенева передала музею Полина Виардо. Первая инвентарная книга Радищевского музея сохранила имена многих и многих незнаменитых дарителей. При открытии музея его коллекция насчитывала уже почти 4 тысячи номеров.
Накануне торжественного события братья Боголюбовы прибыли в Саратов. «Надо было удивляться энергии и выносливости А.П.Боголюбова, на плечах которого было уже за 60 лет…. Никакие убеждения и уговоры не могли заставить А.П. бросить работу и оставить музей ранее захода солнца и наступления густых сумерек… Всякий гвоздь, всякий крюк, каждая рамка, картина, статуэтка, витрина и проч. – все это размещалось и развешивалось по личному указанию А.П.Боголюбова, который иногда, сняв сюртук и жилетку, сам лично участвовал в переноске и поднятии вещей», - воспоминал И.Я.Славин, член Попечительного Совета музея.
В первые десятилетия своей истории музей пополнялся, главным образом, дарами частных лиц. На протяжении ХХ века его коллекция многократно выросла и составляет сейчас более 22 тысяч экспонатов. Возникновение Радищевского музея в Саратове стало примером для других городов Поволжья, через несколько лет появились художественно-промышленные музеи в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре.
Огромная неутомимая общественная и творческая деятельность А.П.Боголюбова ставит его в ряд выдающихся деятелей русской культуры ХIХ столетия.
Зам. генерального директора Радищевского музея
по научной работе Людмила Васильевна Пашкова.
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru