В настоящее время Радищевский музей готовится к принятию в своих стенах большой передвижной выставки "ТРИ ВЕКА РУССКОГО ИСКУССТВА" Государственного Русского музея.
Эта выставка откроется в нашем музее 4 марта, и мы очень надеемся станет большим событием для всех любителей искусства Саратова.
В преддверии этой выставки мы решили в своих тематических бюллетенях знакомить Вас с теми произведениями Русского искусства, которые находятся в собрании Радищевском музее. И сегодня предлагаем Вам познакомиться с "Живописью России XVIII века".
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Живопись России XVIII века в собрании Радищевского музея
В экспозиции Радищевского музея русская живопись XVIII столетия занимает два смежных зала. В первом из них представлены как произведения, несущие в себе известную преемственность национальной художественной традиции - портреты А.П. Радищева и И.К. Бошняка с неизжитыми чертами парсунного стиля, - так и противостояние этой традиции в полотнах работавших в России иностранных мастеров. Здесь же наглядно выявляется коренное различие официозной парадной портретописи и камерного портрета с его устремленностью к акцентированию духовной выразительности в обликах изображаемых людей. К числу последних принадлежит портрет А.Н. Радищева кисти неизвестного художника второй половины XVIII века - единственное известное сейчас прижизненное изображение этого великого гражданина России.
XVIII век - эпоха самоутверждения дворянства, эпоха развитого абсолютизма. Ее официальные идеалы выразились именно в парадном портрете наиболее отчетливо. К числу характернейших образцов подобных произведений в нашей экспозиции относится портрет Екатерины II кисти неизвестного художника. Главный смысл этой "картины-апофеоза" - прославление идеи императорской власти. Отсюда особенности ее композиции, значение многочисленных регалий, которые делают портрет одним из средств сословного самоутверждения, укрепления общественного престижа сановной модели.
В портретах камерных отчетливее устремленность к выявлению душевного склада изображенных, а не только их официального статуса. Такая устремленность становится определяющей в творчестве Ф.С. Рокотова. Его портреты лишены четкой определенности психологической характеристики модели. Он передает скорее не остро выраженную индивидуальность, а тип, пусть не социальный, а эмоциональный, но именно тип, и при этом скорее желаемый, нежели распространенный. Отсюда затаенность чувств и переживаний в рокотовских портретах, не поддающихся однозначному истолкованию. Его идеалы близки просветительским веяниям эпохи.
Портреты 70-90-х годов XVIII века собраны на основной стене следующего зала. Здесь ряд картин кисти неизвестных русских живописцев, в которых заметно явное стремление к персональной выразительности изображенных, упор на индивидуализацию, тяга к конкретной достоверности передачи облика модели (портреты Дурново, Н.П. Яхонтова, П.С. Ланского и другие). Наиболее полное развитие в пределах XVIII века эти тенденции получили в творчестве Д.Г. Левицкого. Меткость и полнота человеческой характеристики поддержана в полотнах этого замечательного мастера вещественной убедительностью передачи одежды, украшений, прически. Трезвая объективность психологических характеристик Левицкого становится особенно заметной в сопоставлении с любезной угодливостью европейского виртуоза И.Б. Лампи (портрет Екатерины II и портрет последнего ее фаворита П.А. Зубова). В портретах, созданных В.Л. Боровиковским, отчетливо
видны точки соприкосновения русского сентиментализма с неоклассикой и ранним романтизмом. Его работы, в которых заметно стремление не столько к выявлению стабильных черт конкретного человеческого характера, сколько к передаче душевного состояния, момента жизни личности, имеют переходный, рубежный характер. Они являются не только гранью, но и связующим звеном двух существенно разнящихся эпох русской живописи.
XVIII столетие - век портрета в русской живописи. Другие жанры не получили здесь такого развития. Единственный пейзаж в экспозиции этого периода - "Вид Тавриды" В.И. Петрова, - напоминающий скорее театральную декорацию, свидетельствует о невыработанности живого пейзажного восприятия в русской живописи той поры. Настоящее развитие русской пейзажной живописи начнется уже в первой половине XIX века. Русская живопись XVIII столетия стала органичной составной частью европейской, не теряя при этом своего национального своеобразия, не становясь подражательной и вторичной.
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru