Саратовский государственный художественный
музей имени А.Н. Радищева отдел по развитию музея radmuseum@renet.ruИнформационный бюллетень № 18 июнь 2002 годСодержание номера:
Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном,
что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Сейчас наш музей живёт в преддверии 117 годовщины со дня открытия, которое мы будем праздновать 29 июня 1885 года (по с.с.).
Но для нас это число не изменилось с переходом на новый стиль.
Мы благодарим Вас, дорогие читатели, за доброжелательные отзывы о нашей деятельности. Спасибо Вам, за то, что Вы всегда с нами.
В этом номере:
Новости Радищевского музея:
- программа празднования Дня рождения музея;
- подготовка отделов музея к этой знаменательной дате;
- интересные события в музее.
События, которые вызвали наш интерес;
Музеи Европы и мира.
Надеемся, что Вас заинтересует эта информация.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения
Новости Радищевского музея
Дорогие друзья!
28 июня Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева отмечает 117 годовщину со дня основания музея.
Программа праздника
27 июня 2002 г.
18.00 - Торжественный вечер в честь Дня рождения музея для друзей и партнёров музея.
28 июня 2002 г.
10.00 - 11.00 - экскурсии по музейной экспозиции для детей - участников праздника (Первомайская, 75);
11.00 - музыкально-игровая программа (Радищева, 39);
11.30 - акция: "Я, рисую музей, город, Волгу" - рисунки детей: на асфальте, на бумаге, на воздушных шариках, на стене вокруг музея (Радищева, 39).
При неблагоприятных погодных условиях проведение акций переносится в помещение библиотеки, а музыкально-игровая программа заменяется просмотром видеофильма в лектории.
29 июня 2002 г.
День открытых дверей.
11.00 - экскурсия "Дар Радищевскому музею. Деисус ".
12.00 - экскурсия "А. П. Боголюбов - основатель Радищевского музея", с показом видеофильма.
14.00 - экскурсия "Шедевры Радищевского музея".
11.00 - 15.00 - выставка - продажа издательской продукции музея.
Встреча с вами будет лучшим подарком!
29 ИЮНЯ 1885 ГОДА.
"А теперь попытаемся вообразить солнечный летний день 29 июня 1885 года."
Красивое каменное двухэтажное здание музея очень быстро поднялось на центральной площади Саратова…
В 12 часов дня, в самом большом зале, на втором этаже, собралась приглашённая публика. А.П. Боголюбов - во фраке, с орденскими ленточками, стройный и как будто помолодевший, заметно волнуясь, произнёс речь…
"Вы поняли мою мысль, вы дали средства завершить её, а потому дело моё и ваше составляет наше общее дело: Мне осталось лишь принести вам мою живейшую благодарность за осуществление первой половины нашей задачи и пожелать, чтобы и вторая её половина, то есть открытие школы, осуществилась также и скоро, и благополучно, как и открытие самого музея, дабы прекрасное целое послужило бы на пользу нашей любезной дорогой родине".
"30 июня 1885 года был днём бесплатного посещения "для народа"":
"К десяти часам утра к музею собралась огромная толпа народа в несколько тысяч, одновременный доступ которой не мог вместить её в здание музея…
Всего до двух часов дня в музее перебывало 2 700 посетителей".
МУЗЕЙ ГОТОВИТСЯ ВСТРЕТИТЬ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
Выставочный отдел совместно с архивом и отделом учёта и хранения готовят выставку
"Первая публикация", которая была представлена на Интермузее-2002.
На галерее будут экспонироваться фотографии А.П. Боголюбова и Александра III, а также знаменитая телеграмма Александра III, в которой он поздравляет А. Боголюбова с открытием Радищевского музея. Её текст мы приводили в Бюллетене № 16, в новости об Интермузее.
Впервые телеграмму увидели питерцы - участники и гости Интермузея, теперь она "публикуется" для саратовских гостей музея.
Реставрационный отдел ещё раз представит выставку "Драгоценный убор икон", экспонаты которой так замечательно отражают их профессиональную деятельность.
Образовательный отдел готовит детскую программу "Я рисую музей, город, Волгу!".
Дети, приглашённые на праздник, будут не только рисовать мелками и красками на стенах, окружающих центральное здание музея, но и украшать шариками деревья, танцевать музейные танцы и петь под караоке, как настоящие звёзды, с известным саратовским шоу-меном Александром Авдониным.
Параллельно с образовательным отделом для этого праздника отдел снабжения закупает краски, кисти, шары и кассеты с музыкой. И, конечно же, занимается праздничным столом с шампанским и фруктами, без которых праздник просто не состоится.
Научные отделы приглашают на праздник художников, которые смогли бы впоследствии создать из детских произведений, необычные инсталляции и перфомансы.
Отдел по развитию музея сидит, как всегда, за компьютерами и печатает афиши и программы праздника, ищет для него средства, рекламирует и продвигает музей, издаёт информационный бюллетень и старательно и плодотворно ведет свой новый сайт "Новости Радищевского музея".
Кроме этого мы готовим светский приём в честь Дня рождения музея, на который приглашены высокопоставленные гости Саратовской области.
Как Вы видите, дорогие читатели, работа кипит, головы думают, руки делают, ноги бегают.
Как прошёл наш праздник, мы расскажем Вам в следующем номере.
КАК ПРЕВРАТИТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ... В НЕЖНЫЙ?
Ранним солнечным утром 19 июня группа художников - детей и взрослых - отправилась из дома-музея Павла Кузнецова на Волгу.
На Зелёном острове в течение одного дня происходила акция с неоднозначным названием: НЕЖ(ЕЛЕЗ)НЫЙ КОРАБЛЬ.
С помощью краски, кистей, игрушек, разноцветных флажков и воздушных шариков груда металла, бывшая когда-то колёсным пароходом превращалась в художественный объект: дом, ковчег, счастливый сон. Такова была концепция авторов проекта.
Корабль постепенно становился очень - очень нежным, потому что на нём появлялись животные, обязательно пара, как в Ноевом ковчеге, чудесные рыбы, степные пейзажи, как у Павла Кузнецова и, конечно, солнце, Волга и её берега.
Процесс волшебного превращения был снят на видеоплёнку - фильм Ольги Бельской и Екубжёна Гаффарова будет представлен музейной публике в течение ближайшего времени дважды: в проекте "Новое железное измерение" (г. Пермь, июль) и в проекте "Хочу на Волгу!" в рамках сетевого межмузейного проекта "Волжский сплав" (г. Саратов, 27-28 июля).
В ДОМЕ-МУЗЕЕ ПАВЛА КУЗНЕЦОВА СОСТОЯЛАСЬ ИНТЕРАКТИВНАЯ ВЫСТАВКА-АКЦИЯ "НАЧАЛО И КОНЕЦ".
15 июня в мезонине Дома-музея Павла Кузнецова на фоне фотоинсталяции Алексея Кашанина "Хвалынский некрополь" состоялась интерактивная выставка-акция "Начало и конец".
Желающим высказаться было предложено составить собственную экспозицию: на листках бумаги каждый написал текст собственного сочинения или стихи любимого поэта и прикрепил их затем к деревянной стене мастерской.
Таким образом, посетители превратились в непосредственных участников выставки.
Другие варианты были несколько необычны. Некоторые принесли с собой заранее приготовленные художественные объекты: инсталляции, предметы, сделанные из нетрадиционных материалов, которые отражали наиболее сильно данную тему. Главным критерием являлось искренность автора и лаконичность произведения.
Название "Начало и конец" позволяет рассуждать о таких понятиях как жизнь и смерть, белое и черное, зарождение и разрушение, позитив и негатив, инь и янь…
Непременным условием существования мира является его гармония, то есть равновесие противоположностей.
В самой выставке А. Кашанина - фотографии, их тема, материалы, оформление, идея, решение в пространстве - все здесь эстетически выверено и является микроскопической гармоничной частичкой общего огромного мира.
Чтобы сохранить это хрупкое равновесие и не выпасть из контекста выставки авторы акции предложили взглянуть на рождение, жизнь и смерть с эстетически-философской точки зрения.
У наших партнеров и друзей
"ВОЛЖСКИЙ СПЛАВ" ВСТРЕЧАЕТ ЯРОСЛАВЛЬ!
7-14 июня в Ярославле прошел первый этап реализации сетевого проекта "Волжский сплав" в рамках фестиваля современного искусства "Сухая вода".
При поддержке Института "Открытое общество" фонд Сороса, Россия и конкурса "Социальное партнерство" Окружной Ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов 2001".
Организаторы фестиваля:
Содружество музейных работников Поволжья
Ярославский художественный музей
Куратор: Ирина Реховских, директор галереи современного искусства "АллеЯ"
Основной смысл фестиваля - актуализация экологических и социальных проблем.
Реки всегда были для человека пространством освоения. Реки служили естественными транспортными артериями, формировали характер, объединяли разобщенные территории. Покоряя расстояния, человек вышел на уровень глобального преобразования природы, а проблема состояния окружающей среды особенно остро зазвучала в конце ХХ века. Волжский бассейн оказался вплотную вовлеченным в сферу научно-технического прогресса. Менялось русло реки, успокаивалось течение, возводились плотины и безвозвратно уходили под воду старинные русские города. Исчезала река, но появлялись водохранилища.
Глобальные преобразования волжского ландшафта выбраны как тема исследования современного искусства.
Искусственное изменение бассейна реки Волги затронуло важные проблемы, связанные с человеческим фактором. С одной стороны, создание "новых морей" улучшало судоходность, и, следовательно, увеличивало контакты между людьми. Но затопление огромных территорий, сокрытие под воду городов (Молога, Ставрополь-на-Волге и т.д.), утрата контактов с культурой Прошлого деформировало и отношения с Будущим.
Тема воды может быть образом диалога с предшествующими художественными культурами.
Вода обладает свойством амбивалентности. Она содержит знаки потенциальной и отработанной энергии. Вода - символ рождения, смерти и воскрешения. Вода уводит в пракультуру и возвращает в Настоящее.
Вода аппелирует к парапсихологической практике. Все, что скрывает вода - это область неявного, подсознательного.
ПОЧЕМУ ВОДА - СУХАЯ?
Название проекта заимствовано у Иосифа Бродского и вызывает целый ряд ассоциативных прочтений:
§ "Сухая вода" как чудесно обнажившееся дно, как брод или мост, соединяющий берега
§ "Сухая вода" как символ ушедшего под воду города, который в нашем воображении предстает уже только в виде "сухих" документов
§ "Сухая вода" как психологическая утопия ожидания чуда аппелирует к созданию нового мифа
В таком контексте происходит идентификация современного искусства Ярославля, города, стоящего на пересечении двух сетевых образований: "Золотого кольца", традиционного туристического маршрута и "Волжского сплава", инновационного проекта, исследующего новые формы предъявления культурных ресурсов Поволжья.
Фестиваль "Сухая вода" подразумевает творческое развитие и диалоги. Мероприятия фестиваля проходят в рамках фестиваля творческой молодости "Дар".
География участников фестиваля:
Ярославль, Тольятти, Рыбинск, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Астрахань, Москва.
E-mail: museum@museum.yar.ru Ирина Реховских
Источник информации: ИБ №7 "Содружества музейных работников Поволжья".
Голландское название Mauritshuis означает ничто иное, как "Мориц-хаус", дом Морица. В 1633-44 гг. ведущие голландские архитекторы того времени Якоб ван Кампен и Питер Пост создали этот изящный особняк в самом центре Гааги для принца Иоганна Морица Нассаусского, генерал-губернатора голландской Бразилии (1604-1679).
Спустя почти двести лет, в 1820 г. в этом здании была размещена Королевская художественная галерея - одно из лучших в мире собраний голландской живописи XV-XVII вв.
XVII в. называют "золотым веком" голландской живописи (не путать с фламандским "золотым веком", под которым подразумевается творчество художников Фландрии XV столетия - так называемых "фламандских примитивистов").
Все жанры этой эпохи голландского изобразительного искусства полно и разнообразно представлены в галерее: великолепные образцы портрета, пейзажи, натюрморты, исторические полотна, наконец, главное открытие голландских мастеров - жанровые сцены, или сцены повседневной жизни.
Кажется, нет ни одного сколько-нибудь значительного художника Нидерландов, чье творчество не было бы представлено в гаагском музее. Здесь и портретисты Антон ван Дейк и Якоб ван Кампен, и мастера натюрморта Виллем ван Эльст и Бальтазар ван дер Аст, знаменитые пейзажисты: Хендрик Аверкамп с его известным "Зимним пейзажем", Ян ван Гойен и Саломон ван Рюисдел, и, разумеется, блистательные мастера жанровой сцены Герард тер Борх, Питер де Хоох, Герард Доу и другие.
Среди множества славных имен выделяются четыре наиболее важных для голландского искусства. Это Ян Стен, Франс Хальс и два величайших голландских гения Рембрандт ван Рейн и Иоганн Вермеер.
В ту эпоху голландский художник нередко посвящал свое искусство какому-либо одному излюбленному жанру. Таковы Стен и Хальс. Всю жизнь эти художники работали каждый в своей области: Стен разрабатывал жанровую сцену, Хальс достиг высшего мастерства в портрете.
Ныне творчество этих мастеров рассматривается как классическое в своем жанре. В музее можно видеть "Смеющегося мальчика" Франса Хальса и "Старик поет - молодые подпевают" Яна Стена.
Ни Рембрандт, ни Вермеер не связывали свое творчество с каким-либо одним жанром. Оба они, хотя и с разной интенсивностью, работали в самых различных областях, от портрета до пейзажа, и везде достигли недосягаемых вершин, решительно вырвав голландскую живопись из узких жанровых рамок.
Рембрандт щедро представлен в музеях своей родины. Разнообразие его наследия отражает и гаагская экспозиция. В музее выставлены три картины художника: "Симеон, восхваляющий Христа", "Урок анатомии доктора Тульпа" и один из последних автопортретов великого мастера.
Вермеер, напротив, оставил чрезвычайно мало картин. Музеи, владеющие одной или двумя картинами этого загадочного живописца можно пересчитать по пальцам.
На родине художника осталось лишь шесть его шедевров. Четыре из них - самое большое собрание Вермеера в мире - хранятся в Риксмузее в Амстердаме. Двумя другими по праву гордится Гаага. Это знаменитый "Вид Делфта" - родного города Вермеера и, возможно, самая знаменитая его картина, ставшая "визитной карточкой" музея - "Девушка с жемчужной сережкой".
Коллекция живописи Нидерландов XVII века - главное богатство музея. Однако ею экспозиция не ограничивается: гаагская галерея гордится творениями художников еще одного "золотого века" - фламандского. Здесь хранятся произведения мастеров XV столетия: "Оплакивание Христа" Рогира ван дер Вейдена и "Мужской портрет" Ганса Мемлинга.
Собрание Морицхаус дополняет Картинная галерея принца Виллема V. Это хронологически первый художественный музей Голландии. Экспозиция его, собранная некогда самим принцем и отражающая его вкус, посвящена живописи XVIII в.
Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в тектовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06. Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru