Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Друзья Русского музея

  Все выпуски  

Второй выпуск рассылки "Друзья Русского музея"


Вас приветствует рассылка "ДРУЗЬЯ РУССКОГО МУЗЕЯ"
от 2006-12-09 - №2
чтобы подписаться на рассылку нажмите сюда.
1. В КРУГУ ДРУЗЕЙ
  • ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ «ДРУЗЬЯ РУССКОГО МУЗЕЯ»

    В 2006 году благодаря участию Попечительского Совета Фонда развития Государственного Русского музея «Друзья Русского музея» Русский музей осуществил ряд выставочных, издательских, реставрационных и других значительных музейных проектов.
    Новым членом Попечительского Совета в 2006 году стал . Состоялось подписание Договора, в рамках которого ООО «Издательский дом Родионова» стал Генеральным информационным партнером Русского музея. В связи с этим, «Издательский дом Родионова» предложил большой пакет информационного содействия в осуществлении программ и проектов музея.
    В рамках деятельности Попечительского Совета подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между Русским музеем и . Внешторгбанк в течение трех лет окажет финансовую помощь по созданию многоуровневой системы безопасности и оснащению фондовым оборудованием создаваемых «Открытого фонда скульптуры», «Центра нумизматики» и «Центра графического искусства» в Михайловском (Инженерном) замке. В этом же году Внешторгбанк оказал финансовую помощь Русскому музею и стал одним из спонсоров выставки «Михаил Врубель».
    оказала в 2006 году финансовую помощь не только в организации выставок «Алексей Саврасов» и «Александр Иванов», но и в техническом оснащении «Центра нумизматики».
    В этом году продолжилось осуществление проекта по созданию информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» в российских городах и за рубежом, осуществляемый Русским музеем при поддержке . Генеральным спонсором программы по созданию сети информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» выступила компания «Мобильные ТелеСистемы». Благодаря помощи АФК «Система» был проведен проектно-аналитический семинар «Виртуальные филиалы Русского музея как средство развития и продвижения учреждений культуры и образования», издан альбом «Времена года. Пейзаж в русском искусстве», переиздан путеводитель по Русскому музею. При поддержке ОАО «РОСНО» были изданы каталоги к выставкам «Большая картина» и «Александр Иванов».
    В 2006 году благодаря финансовой помощи началась подготовка по осуществлению выставочного проекта «Русские художники в Америке».
    Совместно с Внешторгбанком холдинг «Северсталь-групп» стал спонсором выставки «Михаил Врубель». Кроме этого, в этом году компания оказала финансовую помощь Русскому музею.
    Многолетнее сотрудничество связывает Русский музей и , с финансовой помощью которой в этом году состоялся выставочный проект музея «Время перемен» и состоится выставка «Времена года».
    Уникальная выставка «Время перемен», сумевшая реконструировать атмосферу художественной жизни эпохи «оттепели» состоялась благодаря финансовой помощи еще одного давнего партнера Русского музея - . С его поддержкой в этом году были изданы каталоги к выставкам «Время перемен» и «Россия в Нью-Йорке и Бильбао».
    Подготовку большого выставочного проекта - «Время собирать камни…», предусматривающего сбор и показ произведений искусства из частных коллекций Европы и Америки помогает осуществить . Уникальная выставка, включающая в себя произведения искусства, раритетные предметы, реликвии, документы, антикварные издания, оказавшиеся за рубежом после 1917 года, будет представлена в Москве и Санкт-Петербурге в 2007-2008 годах.
    В 2006 году благодаря финансовой помощи и продолжилась реставрация Невской ограды и скульптур Летнего сада. Была успешно осуществлена ставшая уже традиционной программа «Музыка в Летнем саду», заслуженно полюбившаяся горожанам и гостям Санкт-Петербурга. Благодаря помощи Северо-Западного банка Сбербанка РФ был издан компакт-диск «Летний Сад. От Петра I до наших дней», рассказывающий о прошлом и настоящем уникального памятника садово-паркового искусства.
    Северо-Западный банк Сбербанка РФ также в этом году оказал финансовую помощь в организации совершенно нового для музея проекта – конкурса «Русская принцесса», посвященного 200-летию со дня рождения Великой княгини Елены Павловны.
    Финансовая помощь была направлена на финансирование программ Русского музея, среди которых, проведение научно-практического семинара «Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее» (Нерадовские чтения), а также, на организацию праздника для сотрудников Русского музея, посвященного Международному дню музеев.

    Электронная почта: friends@rusmuseum.ru

2. РУССКИЙ МУЗЕЙ ПРИГЛАШАЕТ ДРУЗЕЙ НА ВЫСТАВКИ
  • ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ:
    КОРПУС БЕНУА
    Алексей Кондратьевич Саврасов до 10 февраля
    Лев Ланец (скульптура) Из цикла «Юбилеи» с 23 ноября до конца 2006 года
    Михаил Врубель с 7 декабря до 10 марта
    «Времена года» Пейзаж в России XIX-XX вв. с 21 декабря до 15 мая
    МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ
    «Музей Людвига в Русском музее» постоянная экспозиция
    «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских» постоянная экспозиция
    Татьяна Назаренко «Исчезающая реальность» с 16 ноября до 18 декабря
    Н. Егоршина и Н. Андронов с 30 ноября до конца января
    МИХАЙЛОВСКИЙ (ИНЖЕНЕРНЫЙ) ЗАМОК
    «История замка и его обитателей» постоянно действующая экспозици
    «Эпоха Ренессанса и творчество русских художников» постоянно действующая
    «Античные сюжеты в русском искусстве» постоянно действующая
    «Иностранные художники в России» XVIII-первая половина XIX веков постоянно действующая экспозиция
    «Гербарий любви» с 15 декабря по 15 января
    СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ
    «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых» постоянная экспозиция
    Сергей Лобанов с 20 декабря до конца января
  • Адреса и часы работы дворцов Русского музея
  • Корпус Бенуа
    Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2
    Часы работы: с 10 до 18 часов Понедельник с 10 до 17 часов
    Мраморный дворец
    Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
    Часы работы: с 10 до 18 часов Понедельник с 10 до 17 часов
    Михайловский замок
    Санкт-Петербург, Садовая ул., 2
    Часы работы: с 10 до 18 часов Понедельник с 10 до 17 часов
    Строгановский дворец
    Санкт-Петербург, Невский пр., 17
    Часы работы: с 10 до 18 часов Понедельник с 10 до 17 часов

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! музей открыт во все дни недели, кроме вторника, а кассы закрываются на час раньше закрытия.

  • АНОНСЫ
  • КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ФЕДЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «РУССКИЙ МУЗЕЙ» РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА
    ПРЕДСТАВЛЯЮТ
    ЮБИЛЕЙНУЮ ПРОГРАММУ КОНЦЕРТОВ «ЦАРСКАЯ МУЗЫКА»
    Концерт состоится:
    11 декабря 2006 года в 17.00
    Мраморный дворец, Белый зал
    Адрес: Миллионная ул., д. 5/1

    «Русская роговая капелла» - единственный в мире коллектив, возродивший традиции русской роговой музыки, исполнит фанфарную, народную, классическую, духовную музыку русских и зарубежных композиторов.
    Концерт посвящается 255-летию создания первого в России оркестра роговой музыки.

    В концерте участвует выдающийся валторнист из Германии Герман Бауман.

    В октябре 2006 г. гастроли «Русской роговой капеллы», в рамках юбилейных концертов, с большим успехом прошли в Германии (Гамбург, Эссен, Баден-Баден) где Герман Бауман выступал как ведущий, дирижер и солист- валторнист.

    Контактные телефоны по программе:
    8(901) 307-80-88
    8(812) 347-87-19

3. ДАЙДЖЕСТ (новости и события Русского музея и Общества друзей)
  • 30 ноября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открылась выставка «Николай Иванович Андронов и Наталья Алексеевна Егоршина».

    На экспозиции представлено около 170 произведений из собрания семьи художников, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», частных коллекций.
    Впервые в Русском музее ретроспективно представлено творчество известных живописцев - Николая Ивановича Андронова (1929-1998) и Наталии Алексеевны Егоршиной (род. в 1926). Выставка предоставляет возможность в рамках одного проекта познакомиться с двумя персональными экспозициями художников, объединенных общностью судеб - профессиональных и личных. И Андронов, и Егоршина принадлежат к поколению художников-«шестидесятников», которые решительно заявляли о своей гражданско-эстетической позиции, декларативно отстаивали правду в искусстве, а также право на обновление языка искусства.
    Николай Иванович Андронов родился в Москве 30 апреля 1929 г. В 1943–1948 гг. учился в Московской средней художественной школе, затем поступил в Институт имени И.Е. Репина в Ленинграде. Вернувшись в Москву, продолжал обучение в Институте имени В.И. Сурикова (1952-1954).
    Широкую известность Андронову принесли картины «Монтажник» (1958) и «Плотогоны» (1961, обе - ГТГ), ставшие своего рода художественными манифестами «сурового стиля». В этих произведениях официальные по теме «трудовые будни» превращаются в образ гордого творческого самоутверждения.
    Позже главным источником мотивов для художника стало Ферапонтово на Вологодчине, где он оборудовал летнюю студию. С середины 1960-х складывается круг тем, которым художник оставался верен до конца жизни. Образы русского Севера составили тридцатилетний цикл - колористически-сдержанный, динамичный по красочной пластике, драматически-напряженный по настроению («Проводы», 1965-1967, ГТГ; «Озеро. Семья охотника», 1965, ГРМ). В этом цикле доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры избы-«студии», сельские натюрморты и меланхолические автопортреты («Автопортрет в гробу», 1966-67; «Зимняя ночь. Собаки», 1970, обе - ГРМ).
    В 1960-70-е гг. Андронов немало работал как живописец-монументалист. За мозаичное оформление интерьера издательства «Известия» («Человек и печать», 1978; совместно с А.В. Васнецовым) ему была присуждена Государственная премия СССР в 1979 г.
    Важным для понимания творчества Андронова является мотив окна как символа объединения различных пространств - домашнего и природного, земного и духовного («Окно ночью», 1976, ГРМ; «Весеннее окно», 1998).
    В 1980-90-е гг. в творчестве художника преобладали религиозные мотивы. Темы культурной памяти, духовного наследия становятся определяющими и в его автопортретах («Автопортрет в музее», 1986-1996; «Автопортрет с Николой», 1990), и в пейзажах («Пасхальная ночь в Ферапонтово», 1996-1997), и в «окнах» («Окно. Вид на монастырь. Ферапонтово», 1998).

    Наталия Алексеевна Егоршина родилась в Самаре 28 декабря 1926 г.
    В 1947-53 гг. училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1952 г. вышла замуж за Николая Андронова.
    В начале 1960-х гг. работы Егоршиной экспонировались на «Выставке группы 9-ти» (1961, Москва), «Выставке группы 8-ми» (1962, Ленинград) наряду с произведениями мастеров «сурового стиля» - Н. Андронова, М. Иванова, П. Никонова и др. Но уже тогда творчество художницы отличалось самобытностью, отходом от стереотипов и невозможностью причисления к какому-либо художественному движению. Ее живопись - мир зарождающийся, пробуждающийся. Принцип развития, незавершенности в ее творчестве можно понять, как желание сохранить свежесть и чистоту замысла.
    В типично «шестидесятнических» портретах Павла Никонова (1961) и Дмитрия Сарабьянова (1964, ГРМ) концентрируется энергетика молодого, только что по-настоящему вступившего в жизнь поколения с его идеалами и надеждами. В этих портретах, и еще в большей степени в портрете Николая Андронова «Три ракурса» (1965), очень велика роль незаписанного холста как символа пространства, становления, искания.
    Прием создания «свето-пространства» используется художницей не только в портретах, но и в натюрмортах («Натюрморт с кувшином», 1961; «Натюрморт с бутылкой», 1965), и в столь близких художественным взглядам Андронова «окнах» («Весенняя зелень. Окно», 1984).
    Как и Андронова, Егоршину волнуют взаимоотношения реального и изображенного, действительности и искусства, прошлого и настоящего. Порой образы персонажей, являющихся достоянием истории - Лермонтова (1979) и Павла I («Среди женщин» (1969) - выглядят ярче и определеннее, чем образы современников. Романтический ореол, окружающий и поэта, и императора - для Егоршиной это тоже реальность, реальность духовная.

    Как мужское и женское начала, - Инь и Янь, - в своем творчестве Егоршина и Андронов одновременно и спорят между собой, и дополняют друг друга. Данная выставка позволит зрителю ощутить извечное единство и борьбу противоположностей.

  • 7 декабря в залах корпуса Бенуа состоялось открытие выставки МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ Из собрания Русского музея
  • В собрании Государственного Русского музея находится более 250 работ Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения как «Гамлет и Офелия», панно «Утро», «Богатырь», «Летящий демон», «Шестикрылый серафим». Все эти работы вошли в состав нынешней экспозиции наряду с многочисленными портретами и автопортретами художника. Однако, помимо знакомых всем картин, на выставке представлены и редко экспонируемые произведения Врубеля.
    На экспозиции, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представлено около 200 произведений мастера. Это живописные и графические работы, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в технике майолики. Посетители выставки могут увидеть и уникальные архивные материалы из Отдела рукописей Русского музея, фотографии, письма.
    Спонсоры проекта – Внешторгбанк России и компания «Северсталь»
    Главный информационный партнер Русского музея «Издательский Дом Родионова»
    Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
    Москвы в Петербурге».
    Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».

4. НА ЭКСПОЗИЦИИ. (из истории одной картины)
  • Произведения искусства должны создаваться как растения, вырастая, проращиваясь кистью или карандашом художника...

    Выставка «Гербарий любви», будет открыта в Русском музее совместно со Шведским консульством и Шведским институтом. Она посвящена Карлу Линнею (1707-1778). В нее войдут:
    ∙ фотографии Эдварда Койнберга,
    ∙ рисунки и акварели Федора Толстого и Павла Филонова,
    ∙ живописная работа Владимира Сверчкова.

    Карл Линней (после посвящения в рыцари в 1757 – фон Линней) родился в 1707 в городке Роскульт на юге Швеции. Самым весомым его вкладом в биологию стал разработанный метод идентификации и систематизации флоры и фауны. Однако наибольшую известность он приобрел за бинарную номенклатуру – систему научных обозначений растений и животных, согласно которой любое растение или животное получило название, состоящее из двух латинских наименований – родового и видового. За свою жизнь Линней дал названия примерно 7700 растениям и 4400 животным.
    Линней имел медицинское образование (окончил в 1735 университет в Голландии). Он много путешествовал по Европе и установил важные связи в научном мире. Ему также удалось разработать собственные теории и опубликовать несколько книг.
    С 1741 и до конца своей научной деятельности Линней возглавлял кафедру ботаники Упсальского университета, воспитав целое поколение шведских ученых, которые позднее, отправляясь на поиски неизвестных видов растений, способствовали распространению системы Линнея в мире. Умер Карл Линней в 1778 в своем поместье Хаммарбю недалеко от Упсалы.

    Цикл фоторабот Эдварда Койнберга (род. в 1964) «Гербарий любви» впервые был показан в Стокгольме. С 1989 Койнберг работает фотографом и графическим дизайнером. Несколько лет назад он начал создавать собственные проекты; темой его работ часто становились сад и растения. Койнберг делает фотографии растений в стиле времени Линнея или более раннего. Важным источником вдохновения для него является также голландская живопись XVII-XVIII веков.
    Непосредственным импульсом к созданию «Гербария любви» стала теория о любовной жизни растений, разработанная Карлом Линнеем.
    «Цветок – это радость растения», - утверждает Линней во введении к работе о системе классификации растений на основе строения системы размножения. Далее он добавляет: «Так растение воспроизводит себя! Чашечка цветка – это брачное ложе, где пестик и тычинка вступают в союз. Тычиночные нити – это семенные канальцы, столбик пестика – материнский влагалищный проход, завязь пестика – женский яичник, семязачаток – созревшая яйцеклетка, семя – оплодотворенная яйцеклетка». Возможно, когда Линней проводил параллели между системами размножения людей и растений, он хотел более образно и ярко показать творчество природы.
    Линнею не удалось побывать в России, но среди его корреспондентов и слушателей лекций в Упсальском университете было немало русских ученых, а труды Линнея, уже в начале XIX века были переведены на русский язык («Система природы. Царство животных». Ч. 1-2. (СПб, 1804-1805) и «Философия ботаники» (СПб, 1805). Вполне можно допустить, что среди читателей этих книг были и русские художники.
    О неизменном авторитете ученого в российской научной и культурной среде свидетельствует картина Владимира Сверчкова (1820-1888) «Натюрморт с барельефным портретом Карла Линнея», созданная, вероятно в 1878, к столетию со дня смерти Линнея.
    Иллюстрации Федора Толстого (1783-1873), известного рисовальщика и скульптора, исполненные им в 1820-х и 1830-х годах для ботанических атласов, сочетают виртуозное мастерство, изысканную красоту и необходимую для научного издания точность.
    Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре Российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником Пьером Жозефом Редуте, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу: «...со строгою отчетливостью переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению...» (Записки графа Федора Петровича Толстого. М., 2001. С. 207). Не так ли рассматривает цветок и ученый-натуралист? Во всяком случае, в «Философии ботаники», касаясь вопроса об изображении растений, Линней наставлял рисовальщиков и граверов: «Все части следует наблюдать в естественном положении и в натуральную величину, даже мельчайшие [части] плодоношения».
    И, напротив, с первого взгляда может показаться, что нет ничего более далекого от науки, чем диковинная флора картин и рисунков Павла Филонова (1883-1941). А между тем, их создатель не только сам внимательно изучал естественнонаучную литературу, но и советовал своим ученикам: «смотри атласы по зоологии и ботанике», «читай биографии и автобиографии великих и выдающихся людей», в числе прочих называя и Линнея. Сама теория Филонова о том, что произведения искусства должны создаваться как растения, вырастая, проращиваясь кистью или карандашом художника, в своей основе близки идеям Линнея. Цветы – один из любимых мотивов в творчестве Филонова – часто встречаются в его наследии, подтверждая близость его эстетики с философией шведского ученого.

Контакты:
Международное общество «Друзья Русского музея»
Адрес: 191186, Россия, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4.

Директор фонда «Друзья Русского музея» Лихоманова Ирина Александровна т/ф: +7(812)347-87-23
Зам. директора Фонда Рогачева Татьяна Георгиевна т/ф: +7(812)347-87-23;
И.О. Зав. Сектором «Друзья Русского музея» Балабанова Елена,
Научный сотрудник Савинова Ирина
Создатель и администратор рассылки младший научный сотрудник Гавриленко Мария - тел.: +7(812)315-15-85.
Электронная почта: Друзья Русского Музея.

Чтобы подписаться рассылку нажмите сюда.


В избранное