Деньги правительственной помощи пострадавшим в Катастрофе поступили на их счета.
Правда, в тексте самого закона по отношению к ним не фигурируют определения "мефуним" / "эвакуированные", "плитей а-мильхама" /"беженцы войны" и, тем более, "плитей ха-Шоа" ("беженцы Катастрофы" как юридическое имя членов одноименной ассоциаии "Плитей у-мефуней ха-Шоа"), а маловразумительное "жертвы
преследований, не находившиеся в местах принудительного содержания".
Тем не менее, каждый спасшийся от нацистских преследований (любым возможным способом!) сам хорошо знает и понимает, за что получен этот "подарок...
Но теперь, когда деньги получены (и благополучно потрачены – до следующего года!) можно сказать "платеж долгом красен", ибо «долги Катастрофы» — это не только материальная компенсация государством перенесенных его гражданами страданий илишений вгоды Катастрофы, но ислишком уж затянувшееся усвоение им политологических, нравственных иобразовательных "уроков Катастрофы - сущностных как для нас, израильтян, так идля евреев рассеяния.
Поговори о них.
....Принято считать, что Государство Израиль – это ответ на попытку германского нацизма уничтожить европейское еврейство. Поскольку одним из причинных факторов Катастрофы была его безгосударственность и беззащитность, усугубленные всеобщим ущемлением прав человека в условиях тоталитарных и недемократических режимов. Ведь именно с нарушения прав человека – принудительной
этинической идентификации граждан и создания группового этнического «образа врага» – еще задолго до газовых камер и печей в лагерях смерти и началась Катастрофа.
Можно было думать, что существование народа в независимом (и демократическом) государстве – гарантия его благополучия и процветания. Особенно, когда речь идет о евреях, которые, по распространенному мнению, являются высокодаренным, инициативным и предприимчивым этносом. Ведь единственное, в чемони
нуждались – это государство.
Однако, как оказалось, жизнь евреев-израильтян в собственном доме – едва ли не более опасна и неустроенна, чем евреев диаспоры. Что вряд ли можно объяснить только существующим в мире антисемитизмом (даже если отождествлять его с юдофобией,
глобализмом, антиизраилизмом и здравым эгоцентризмом «антисемитской Европы». Если, конечно, в умопомрачении, согласиться с этим эпитетом). Причина, видимо, и в степени соответствия «природы» Государства Израиль и израильской демократии вызовам Катастрофы.
Как известно,из множества разноплановых«уроков Катастрофы» (материально-документальных, морально-нравственных, конфессиональных, социальных, политологических и др.) именно политологические позволяют оценить резистентность общества к возобладанию в нем
ксенофобии, шовинизма, террористичесного мышления. Поэтому небезынтерсно проанализировать связанные с нимиспецифические общественно-политические факторы в сегодняшних демократических государствах.
К таковым факторам, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие:
юридическое признание Катастрофы (проблематично для стран бывшего СССР);
включение объективной истории Холокоста в государственные образовательные стандарты (бывший СССР и Израиль);
приоритет независимого государственного существованияв качестве «политической нации» переднационально – общинным (еврейская диаспора);
демократическое устройство государства, в том числе:
- ликвидация во всех видах государственного учета населения расовогоинститута «национальности» и использование общепринятой этатической трактовки политической нации как совокупности этносов, проживающих на территории государства (проблематично для стран бывшего СССР и Израиля);
- наличие комбинированной партийно-мажоритарной избирательной системы (Израиль);
- разделение государственных и религиозных институтов во всех сферах жизнедеятельности общества (Израиль);
- разделение законодательной и исполнительной властей, исключающее совмещение парламентских и министерских постов (Израиль);
- формальное равенство граждан на основе обшепризнаваемых прав человека (Израиль);
- наличие Конституционного суда (Израиль);
- наличие полнопакетного Основного закона - Конституции (Израиль);
- приоритет в качестве внешне-политической доктрины принципа обязательности действующих решений ООН, международных соглашений, принципов взаимоотношений государств, примат общеполагающих и гуманитарных ценностей международного сообщества (страны бывшего СССР и Израиль).
Как видим, эти «уроки Катастрофы» в наибольшей степени усвоены Западом (США), в наименьшей – Израилем. Что же касается стран б. СССР, то пока в его бывших республиках остается юридически не признанным сам факт Катастрофы, все попытки тамошних энтузиастов внедрить историю Холокоста в национальные образовательные стандарты (не говоря уже, об общественном сознании),
бесперспективны. Ни к чему другому, кроме разного рода пресловутых «банкетов в честь Холокоста» это, конечно,привести не может.
Другими словами, многие из тех общественно-политических факторов, которые в свое время создали благоприятную почву дляКатастрофы, к сожалению,и сегодня имеют место в странахб. СССРи в Израиле.Этим, собственно, и определяются различие путей дальнейшего развития и становления гражданских
обществ в странах «галута»и в Израиле.
СШАусвоили «уроки Холокоста» и спроектировли их на свое политическое устройствои повседневное общественное сознание.И теперь они могут позволить себе роскошьсоздавать «индустрию Холокоста» (по определению "злокозненного" Норманна
Финекельштейна). То есть зарабатывать на трагедии деньги.(Что, в общем-то, неэтично, но допустимо).
Странам бывшего СССР такая роскошь пока непозволительна. Им еще только предстоит процедура юридического признания Катастрофы (с таким его малоприятным последствием, как открытие запоздалого судебного преследования многочисленных нацистских пособников из числа коренного населения.. Ведь, как утверждают, в коллаборационистских формированиях на территории бывшего СССР - типа «Перконкрустс», «Омокайтсе», ДНАС,
Украинской вспомогательной полици и проч.- состоял один процент населения страны).
У Израиля же работы и того больше: радикальная политическая и законодательная модернизация общества. Ведь, напомним, ООН, учредив в ноябре
1947 года два новых государства в подмандатной Палестине, одновременно взяла на себя обязанность контролировать и содействовать процессу их конституционно-законодательного и демократического строительства. Этот процесс, как известно, был прерван арабо-израильскими войнами и для палестинцев не был начат вообще. Другим же результатом этой печальной ситуации явилось архаичное расово-общинное израильское законодательство, беспрецедентное для демократических стран.
Между тем, уместно здесь вспомнить слова проф. Мордехая Кремницера: «Права человека – это целый мир. Я пришел в него от Катастрофы. С моей точки зрения, теория прав человека и ее усвоение – главный урок Катастрофы и, возможно, единственныйпуть для
обществ и государств удерживаться от их самого незначительного и контролируемого ущемления, с которого может начаться серьезная и тяжелая деградация. Я думаю, что права человека – это единственно ценностное сооружение, вокруг которого могут объединиться люди с самыми разными политическими, общественными и идеологическими взглядами. И они отвечают самым насущным потребностям, которые свойственны всем людям».
Поэтому политическое преобразование архаичных законодательств государств «частичной демократии» (включая Израиль) в полноценныйконституционно-законодательный пакет, совместимый с основополагающими документами международной хартии прав человека и апробированный американо-европейской демократией (лучше которой, как известно, несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует) и
является сутью сегодняшней «цивилизации Холокоста».
Соответственно, понимание этого и составляет упомянутый " долг красный платежу ", который должны вернуть нынешнее и будущие поколения "переживших Катастрофу во благо своей страны.
Автор - директор муниципального Институтаизучения Катастрофы
и политической истории – "Музеон Бейт ха-Шоа Бат- Ям",депутат городского совета- הט"וи куратор по делампереживших Катастрофу муниципалитета Бат-Яма,NYAS' AM, As. Prof., PhD
המחבר(NYAS' AM, As. Prof., PhD)הוא מנהל המכון לחקר השואה
ומניעיה הפוליטיים "מוזיאון בית השואה בת-ים", חבר מועצת העיר בת-ים