Недавно я выступал с лекцией в одном из клубов Бат-Яма. По ее окончании, ко мне подошла пожилая женщина, которой, на вид, я дал мне лет семьдесят пять.
- Вы знаете, — сказала она мне, я написала Ваш портрет! Я – художница и скульптор. Вот уже тридцать лет живу в Израиле. Зовут меня Зоя Рылеева. Я – еврейка, но по отцу – потомок поэта-декабриста Кондратия Рылеева, казненного царем Николаем Первым…
Я был необычайно
удивлен.
- Какой портрет? Ведь я Вас вижу впервые, и я Вам не позировал…
— Конечно, не позировали. Но в одной из Ваших шахматных книг, случайно попавшейся мне на глаза, я увидела Ваше фото… Так появился портрет…
«Лица времен и событий» — название открывшейся на днях в Бат-Яме второй персональной выставки художницы и скульптора Зои Васильевны Рылеевой,
уроженки моего родного города Киева, потомка известного российского рода Рылеевых.
Скажу откровенно: впервые столкнувшись с творчеством этой женщины, войдя в небольшое помещение художественной галереи, увидев ее портреты и скульптуры, я, как и все пришедшие на эту выставку, был, буквально, потрясен!
Не говорю уже о том, что в этом году Зое Рылеевой исполнилось 88 лет! И она продолжает активно и успешно работать, радуя
своих поклонников замечательными произведениями.
…Вдоль стен зала — мастерски выполненные сепией портреты выдающихся деятелей сионистского движения, политических и государственных деятелей Израиля – Герцля, Бен-Гуриона, Голды Меир, Рабина, Шарона, деятелей культуры и искусства – Шолом-Алейхема, Шагала, Набокова, Бялика, Шленского, Каждана, Райкина, Раневской, Швыдкого; выхваченных точным глазом скульптора характерные лица ее бат-ямских земляков – Жанны Ран-Чарны, Меира
Ланда, Вадима Теплицкого, Григория Суриса, Юрия Ляховицкого, врача-гистолога Марии Тираспольской, молодого врача-хирурга; лики ее родных – матери, брата Эрика; удивительные терракотовые статуэтки и скульптуры…
Я узнал, что Зоя Рылеева училась до войны в Киевском художественном институте. Она выпускница Московской академии живописи и скульптуры, сподвижница знаменитой Веры Мухиной, Александра Дейнека, Александра Осмеркина, Екатерины Балашовой.
Она – автор знаменитого «Снопа» и скульптурных горельефов на фонтане «Дружба народов» (какая уж там «Дружба»!), «Каменный цветок» и павильона «Украина» (ныне «Земледелие») на бывшей ВДНХ.
— Зоя Васильевна, — обратился я к Рылеевой, — я знаю, что придает Вам силы, несмотря на те трагедии, которые Вы пережили. Это – Ваше творчество, с которым Вы не порываете десятилетия, энергия, с которой создаете свои произведения, радующие людей разных поколений.
- Я тоже так думаю, — согласилась со мной эта удивительная женщина – мужественная, скромная и необычайно талантливая…
И, наконец, последнее.
Казалось бы, кому как не таким творческим личностям, возраст которых приближается к девяносто, которые продолжают трудиться, мужественны в своем призвании и… в своих болезнях – должно жить в сносных условиях.
Увы! именно это и не дано Зое Васильевне, выдающейся
художнице, волею судьбы заброшенной в провинциальный Бат-Ям, живущей на 9-ом этаже хостеля в крохотной однокомнатной квартирке, заполненной книгами, картинами, небольшими скульптурами, бытовой «инфраструкторой».
Совмещенный санузел. Метровая кухонька. Правда, очень приятные, добрые, приветливые, любящие художницу соседи по площадке…
А ведь 88-летняя художница и скульптор с мировым именем продолжает работать и радовать своими
произведениями ценителей прекрасного не только в Бат-Яме, и не только в Израиле. Но в тех условиях, в которых она находится, и жить, и творить – очень и очень трудно.